Конъюнктура - что такое? Изменение конъюнктуры
Когда одному человеку приходит в голову хорошая идея, и он начинает ею успешно заниматься, то скоро у него появляются последователи, которые предлагают аналоги. И вместе все эти предприниматели влияют на ситуацию, которая складывается на рынке.
Что называют конъюнктурой?
- Так называют соотношение, которое образовалось между предложением и спросом как отдельных товаров, так и их групп по их массе (в количественных или денежных выражениях) от всего числа продукции.
- Конкретные экономические ситуации, что складываются на рынке в определённый период времени. Она отражает текущее соотношение предложения и спроса.
- Совокупность условий, которые определяют рыночную ситуацию.
- Состояние экономики в данный момент времени, которое определяется с помощью различных целевых показателей.
- Результат взаимодействия разных факторов (природных, социальных, управленческих, технических), влияние которых определяет положение фирмы в рынке.
Анализ конъюнктуры каждого отдельного субъекта проводится с учетом ряда особенностей. Так, для рынков является обязательным учет взаимного влияния и взаимодействия с другими структурами подобного типа (или расположенными на территории иных стран). Необходимо понимать, что каждый субъект имеет тесную связь с общеэкономической ситуацией, которая есть в отдельно взятой стране или даже целом регионе.
Что необходимо при исследовании этого явления?
- Показателя спроса на товар.
- Рыночной доли различных предприятий.
- Цен.
- Показатели материального производства, которые дают понять о количестве предложенных товаров на рынке, его емкость и уровень насыщенности.
Характеристика
Конъюнктура предприятия определяется совокупностью условий, благодаря которым и формируется рыночная ситуация на данный момент времени. Поэтому, исходя из положения вещей, она может быть двух типов:
- Высокая конъюнктура (благоприятная). Её особенностью является сбалансированный рынок, а также растущий или стабильный (как минимум) объем продаж. Также цены находятся в положении равновесия.
- Низкая конъюнктура (неблагоприятная). Её особенностью является рынок с характерными признаками дисбаланса, на котором отсутствует или снижается спрос. Это сопровождается значительными колебаниями цен, кризисом сбыта, а также дефицитом товара.
Четкой границы между наведёнными определениями не предусмотрено. Поэтому в качестве дополнения могут говорить про оживлённый, развивающийся, стабильный, стагнирующий, регрессирующий рынки.
Индикаторы
Какие есть основные показатели конъюнктуры рынка?
Благодаря им может быть проведён поверхностный анализ:
- Соотношение предложения и спроса на товар (услугу).
- Тенденция развития рынка.
- Уровень колебаемости (или устойчивости) рынка.
- Степень деловой активности.
- Масштаб рыночных операций.
- Размах и сила конкурентной борьбы.
- Влияние на рыночную ситуацию определённой фазы сезонного или экономического цикла.
- Уровень коммерческого риска.
При надобности исследовать ситуацию более глубоко используется целый ряд других параметров, выбор которых зависит от цели. Мы к ним ещё вернёмся.
Предмет, субъект и задачи при исследовании конъюнктуры рынка
- Предмет. Под ним понимают изучение массовых процессов и явлений, благодаря которым определяется конкретная рыночная ситуация, что может быть поддана качественной и количественной оценке.
- Субъект. В их качестве выступают различные коммерческие структуры (в таком случае говорят, что есть конъюнктура маркетинга), общественные организации, государственные органы и научные учреждения.
- Задачи:
- Собирать и обрабатывать конъюнктурную информацию.
- Характеризовать масштаб рынка.
- Выявлять тенденции развития.
- Оценивать и анализировать основные пропорции рынка.
- Анализировать колебаемость, сезонность и цикличность развития.
- Оценивать региональные различия.
- Проводить мониторинг деловой активности.
- Оценивать коммерческие риски.
- Проводить мониторинг интенсивности конкуренции и монополизации рынка.
Второстепенные показатели
Их использование зависит от того, какие цели стоят перед исследованием. В целом существуют и используются такие показатели:
Предложения услуг и товаров:
- Объем, структура и динамика производства.
- Потенциал и эластичность предложения.
Покупательского спроса на услуги и товары:
- Объем, динамика и степень удовлетворения запросов.
- Потребительский потенциал и емкость рынка.
- Эластичность спроса.
Пропорциональности рынка:
- Соотношение предложения и спроса.
- Структура товарооборота.
- Разделение рынка между производителем и оптовыми и розничными продавцами.
- Распределение по формам собственности реализаторов продукции.
- Соотношение между рынком средств производства и потребительских товаров.
- Региональная структура рынка.
- Распределение покупателей на основе их потребительских признаков (возраст, уровень дохода и так далее).
Перспективы развития исследуемого рынка:
- Темпы роста и прироста объема продаж, товарных запасов, прибылей, инвестиций, цен.
- Параметры трендов.
Колебаемость, устойчивость и цикличность рынка:
- Коэффициент вариации объема продаж, цен, товарных запасов в определённом временном промежутке и на какой-то территории.
- Параметры моделей цикличности и сезонности функционирования субъектов и среды их взаимодействия.
Регионального развития рынка и его состояния:
- Вариации соотношения предложения и спроса зависимо от территориальных особенностей.
- Региональный уровень запросов в расчете на одного человека.
Деловой активности:
- Состав, наполненность и динамика портфеля заказов.
- Число, размер и частота (и её изменения) сделок.
- Загруженность производственных и торговых мощностей.
Коммерческого риска:
- Рациональность инвестиций.
- Риск принятия маркетинговых решений и возникновения рыночных колебаний.
Уровня конкуренции и монополизации:
- Численность фирм на рынке определённого товара. Также учитывается их форма собственности, организации и специализации.
- Распределение фирм по их объему производства, продаж и сбыта.
- Уровень приватизации (количество таких предприятий, их доля в объеме рынка, организационная форма).
- Раздел рынка (группировка компаний по их размеру или доле в общем количестве продаж).
Вот такие факторы конъюнктуры существуют. Но экономические науки постоянно развиваются, так что не факт, что уже через несколько лет этот список будет неполным.