Забайкальские казаки: история, традиции, обычаи, жизнь и быт
Забайкальские казаки - гроза самураев - были на самых далёких рубежах Родины оплотом порядка и государственности. Исключительно смелые, решительные, сильные выучкой, они всегда успешно противостояли самым лучшим подразделениям противника.
История
Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать.
К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением - бурятами, в которых ещё бурлила кровь Чингисхана, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли пришлым. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Именно их силами были присоединены к империи Урал, Оренбуржье, Сибирь. Остроги на Ангаре и Лене закладывались казачьими подразделениями атаманов Перфильева и Бекетова, а в числе первых землепроходцев мы до сих пор чтим национального героя, казака-мореплавателя Семёна Дежнёва.
Первые походы
Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог - будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными.
Чтобы казаки могли далее продвигаться на восток, такой оплот на Байкале был просто необходим. Пришедшие осваивались, налаживались жизнь и быт забайкальских казаков, организовывались всё новые казачьи полки, которые к середине восемнадцатого века сформировались в пограничное войско. Кстати, буряты в силу своей воинственности принесли славу обретённой родине, поскольку из них были созданы и обучены многие полки специально для усиления пограничного контроля. Несмотря на то что официальные границы с Монголией отсутствовали, а Манчжурия вообще появление русских в этих местах не приветствовала, скорее, наоборот, такой шаг был просто необходим. Так и было создано полноценное и по тем временам беспрецедентное по качеству казачье войско.
Пограничная линия
В начале девятнадцатого века по восточной границе уже образовалась длинная линия укреплённых крепостей (острогов), выстроенных казаками. На передовой традиционно возвышались наблюдательные вышки - "сторожа", где круглый год и круглосуточно находились несколько дозорных казаков. Также постоянно каждый пограничный городок отправлял в горы и степи разведку - отряд от двадцати пяти до ста казаков.
То есть казаки Забайкальского края создали мобильную пограничную линию. Она оповещала о неприятеле и способна была дать врагу отпор самостоятельно. Однако всё равно мало было казаков на такую длинную пограничную линию. И тогда император переселяет множество "гулящих людей" на восточные рубежи для несения пограничной службы. Количество казаков в Забайкалье резко увеличилось. Тогда и пришло официальное признание Забайкальского казачьего войска - в марте 1871 года.
Генерал-губернатор
Придумал этот способ защиты восточных границ Н. Н. Муравьёв, который составил проект создания казачьего войска, а государь и военный министр охотно эту работу одобрили. На окраине громадной страны было создано сильнейшее войско, которое могло поспорить с любым неприятелем. В него вошли не только донские и сибирские казаки, но и бурятские, и тунгусские формирования. Увеличивалось и крестьянское население Забайкалья.
Численность войска достигала восемнадцати тысяч человек, каждый из которых начинал службу семнадцатилетним, а уходил на заслуженный отдых только в пятьдесят восемь лет. Вся жизнь его была связана с охраной границы. Здесь в зависимости от службы формировались традиции забайкальских казаков, поскольку и вся их жизнь, и воспитание детей, и сама смерть были связаны с охраной государства. После 1866 года установленный срок службы был снижен до двадцати двух лет, устав же войсковой был точной копией устава войска Донского.
Подвиги и поражение
Ни одного военного конфликта за многие десятилетия не обошлось без участия забайкальских казаков. Китайский поход - они первыми вошли в Пекин. Сражения при Мукденах и в Порт-Артуре - о доблестных казаках поют песни до сих пор. И русско-японская война, и Первая мировая сопровождались легендами о силе, упорстве и отчаянной смелости воинов-забайкальцев. Костюм забайкальского казака - тёмно-зелёный мундир и жёлтые лампасы - наводил ужас на японских самураев, и, если их численность не превышала казачью более чем в пять раз, они атаковать не решались. Да и при большей численности чаще всего проигрывали.
К 1917 году казачье войско за Байкалом насчитывало уже 260 тысяч человек. Стояли 12 больших станиц, 69 хуторов и 15 выселок. Они защищали царя несколько веков, служили ему верой и правдой до последней капли крови, именно потому революцию они не приняли и в Гражданской войне решительно сражались с Красной Армией. Это был первый случай, когда они не победили, поскольку дело их не было правым. Так в китайском Харбине образовалась самая большая колония, которую создали выдавленные с территории России забайкальские казаки.
Чужбина
Конечно, не все забайкальские казаки воевали против новой советской власти, были и те, кто поддержал красных. Но всё-таки большая часть ушла под руководство барона Унгерна и атамана Семёнова и в итоге оказалась в Китае. А здесь в 1920 году все до единого казачьи войска были советской властью ликвидированы, то есть распущены. В Манчжурию вместе с семьями смогло уйти только около пятнадцати процентов забайкальского казачества, где они и создали Трёхречье - ряд станиц.
Из Китая они некоторое время тревожили советские границы набегами, но поняли бесполезность этого и замкнулись. Жили своими традициями, своим бытом до 1945 года, когда Советская армия начала наступление на Манчжурию. Пришло то самое грустное время, когда овеянные славой казачьи забайкальские войска полностью рассыпались. Одни эмигрировали дальше - в Австралию - и поселились в Квинсленде, некоторые вернулись на родину, но не в Забайкалье, а в Казахстан, где им было определено поселение. Потомки же смешанных браков из Китая не уехали.
Возвращение
Столицей Забайкальского казачьего войска всегда была Чита. Несколько лет назад там открылся памятник Петру Бекетову, казаку, основателю этого города. История понемногу восстанавливается, возвращаются быт и традиции забайкальских казаков. По крупицам собираются утерянные знания - по старинным фотографиям, письмам, дневникам, другим документам.
Выше вы можете видеть фото Первого Верхнеудинского полка, который находился в составе казачьего войска. В момент съёмки полк находился в длительной - двухгодичной - командировке в Монголии, где произошла революция 1911 года. Теперь мы знаем, что казаки поддержали её, блокировали китайские войска, охраняли коммуникации и, конечно, доблестно, как всегда, воевали. Монгольский поход довольно мало известен. Об этом более других упоминает в то время даже не атаман, а есаул Семёнов, который большую часть побед приписал себе лично.
А там были люди гораздо более высокого полёта - даже будущие белые генералы. Например, на фото выше - Г. А. Вержбицкий, которому удался быстрый штурм неприступной крепости китайцев - Шарасуме.
Традиции
Правление в казачестве всегда являлось военным, несмотря на то, что во всех военных поселениях было особенно развито земледелие, скотоводство и различные промыслы. Действительная служба определяла и быт, и всю остальную жизнь казака, вне зависимости от его положения в войске. Осень проходила на полевой службе, зимой шла боевая подготовка, повторялись уставы. Тем не менее гнёт и бесправие в казачестве практически не встречались, здесь была самая большая общественная справедливость. Землю они завоёвывали и потому считали себя вправе владеть ею.
Мужчины даже на полевые работы, на охоту и рыбалку выезжали вооружёнными, словно на войну: кочевые племена не предупреждали о нападениях. С пелёнок приучали к верховой езде и оружию детей, даже девочек. Женщины, оставшиеся в крепости, когда всё мужское население находилось на войне, неоднократно успешно отражали набеги из-за границы. Равенство в казачестве было всегда. Традиционно на руководящие посты выбирались люди умные, талантливые и обладающие большими личными заслугами. Знатность, богатство, происхождение никакой роли при выборах не играли. И подчинялись атаманам и решениям казачьего круга беспрекословно все: от мала до велика.
Вера
Духовенство тоже было выборное - из наиболее религиозных и грамотных людей. Священник был учителем для всех, и его советам следовали всегда. Казаки были наиболее веротерпимым народом для тех времён, несмотря на то, что сами глубоко, даже истово, преданы православию. Веротерпимость обусловливалась тем, что всегда в казачьих войсках были и старообрядцы, и буддисты, и магометане.
Часть добычи из походов предназначалась церкви. Храмы всегда были щедро убраны серебром, золотом, дорогими хоругвями и посудой. Жизнь казаки понимали как служение Богу и Отечеству, потому никогда не служили вполсилы. Любое дело выполнялось безупречно.
Права и обязанности
Обычаи в казачестве таковы, что женщина там пользуется почитанием и уважением (и правами) наравне с мужчинами. Если казак разговаривает с женщиной преклонных лет, он должен стоять, а не сидеть. В женские дела казаки никогда не вмешивались, но всегда оберегали жён, защищали и отстаивали их достоинство и честь. Таким образом обеспечивалась будущее всего народа. Интересы казачки мог представлять отец, муж, брат, сын, крестник.
Если казачка - вдова или одинокая женщина, то её защищает лично атаман. К тому же она могла выбрать ходатая за себя из станичников. В любом случае её всегда должны были выслушать в любой инстанции и обязательно помочь. Любой казак должен придерживаться нравственности: почитать всех стариков, как своих родных отца и мать, а каждую казачку - как сестру свою, каждого казака - как брата родного, каждого ребёнка - любить, как собственного. Брак для казака священен. Это христианское таинство, святыня. Никто не мог вмешиваться в быт семьи без приглашения или просьбы. Основную ответственность за всё, что внутри семьи происходит, несёт мужчина.
Быт
Избы забайкальские казаки обставляли почти всегда одинаково: красный угол с иконами, столом-угловичком, на котором лежит Библия рядом с папахой и свечами. Иногда неподалёку располагалась и гордость семейная - патефон или фортепиано. У стены - всегда красиво заправленная кровать, старинная, с узорами, на которой ещё прадеды отдыхали. Особая гордость казачки - узорный подзор на кровати, кружевные вышитые наволочки на многочисленных подушках.
Перед кроватью обычно висит зыбка. Неподалёку стоит огромный сундук, где хранят приданое девушки, а также и походный сундук, всегда готовый для войны или службы. На стенах - много вышивок, портретов и фотографий. В кухонном уголке - чисто надраенная посуда, утюги, самовары, ступки, кувшины. Лавка с вёдрами для воды. Белоснежная печь со всеми атрибутами - ухватами и чугунками.
Состав забайкальского казачества
В самом начале здесь присутствовали и эвенкийские (тунгусские) военные формирования. Силы распределялись так: три конных полка и три пешие бригады (с первого по третий - русские полки, четвёртый - тунгусский, пятый и шестой - бурятские) охраняли границы и несли внутреннюю службу, а когда в 1854 году был осуществлён сплав по Амуру и основаны погранпосты вдоль остальной границы, появилось и Амурское казачье войско. Для одного Забайкальского эта пограничная линия была слишком велика.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков забайкальцы выставляли для мирного времени гвардейскую полусотню, четыре конных полка и две артиллерийские батареи. Война потребовала большего: конных девять полков, три запасные сотни и четыре артиллерийские батареи помимо вышеперечисленного. Из казацкого населения в 265 тысяч службу несли более четырнадцати тысяч человек.
Настоящее время
С перестройкой забайкальское казачество начало своё возрождение: созван в Москве 1990 года Большой казачий круг, где было решено забайкальское казачество воссоздать. Буквально через год это свершилось вплоть до организации ансамбля. Он так и называется - "Забайкальские казаки". Атамана избирали в Чите, им стал в 2010 году Сергей Бобров. А в 2011-м была широко отмечена 160-летняя годовщина со времени появления казачества за Байкалом.
Гимн забайкальских казаков остался почти прежним, в нём воспевается родимый Забайкал, не снимавший папаху ни перед одной вражьей силой, очень поэтически вшивающий в синеву Байкала солнечный луч, словно казачий лампас (жёлтый), также поётся о любви к России, о памяти служивших ей праотцов.