Горные снегоходы: технические характеристики, отзывы

Во многих странах мира зимой лежит снег. А с горных вершин он вообще никогда не сходит. Во все времена люди изобретали приспособления, помогающие передвигаться по снежному покрову, не проваливаясь глубоко. Венцом таких приспособлений стали специальные машины – снегоходы. Они позволяют человеку не только передвигаться по снегу, но и делать это быстро и без усилий. Особое место занимают горные снегоходы. Эта техника предназначена в основном для развлечения, но при этом большинство инновационных решений отрабатывается именно на ней. Поэтому так называемые «горники» – самые технологичные и дорогие, а езда на них – удел сильных и смелых.

Строение снегохода

Горные снегоходы от своих собратьев отличаются способностью передвигаться под большим углом по рыхлому и глубокому снегу. Так может перемещаться только легкое транспортное средство (до 250 кг), в котором небольшой вес достигается в том числе и за счет снижения комфорта.

Гусеница горного снегохода длинная (144-163 дюйма) и широкая, с большими грунтозацепами. Такая конструкция позволяет пробираться через любые сугробы, но осложняет управление снегоходом. Поэтому на горных машинах устанавливают не слишком широкие лыжи. Что касается гусеницы, то чем она шире, тем устойчивее и проходимее аппарат. Сверхширокая гусеница на горном снегоходе уравнивает его по показателям с двухгусеничными машинами.

Двигатель на горном снегоходе должен быть мощным, объемом не ниже 600 куб. см, а то и литровым, и, как правило (опять же, в борьбе за снижение веса), двухтактным. Причем силовые агрегаты настраиваются для работы в условиях разреженного воздуха, в рыхлом снегу система охлаждения не так уж нужна, поэтому радиаторы выполняются очень маленькими.

Подвеска для более мягкого движения оснащается пневмоамортизатором.

И, увы, покатать пассажира по горным тропам не удастся – снегоход одноместный.

Очень близки к горникам кроссоверные снегоходы, но у них шире лыжи, более эффективная, но и более тяжелая система охлаждения, более энергоемкие амортизаторы подвески и, следовательно, значительно больший вес.

Производители снегоходов

Горные снегоходы выпускают многие производители подобной техники. За первенство на рынке борются марки: канадская Ski-Doo, азиатская Yamaha и американские Polaris и Arctic Cat.

Горные машины канадской марки Ski-Doo оснащаются двухтактными двигателями с использованием технологии E-Tec, позволяющей впрыскивать топливо под огромным давлением прямо в камеру сгорания. Сама камера имеет устройство, позволяющее сжигать топливо равномерно и послойно, как в дизельных двигателях. Кроме того, на канадских машинах платформа обеспечивает удобство посадки водителя и высокую управляемость за счет смещения ближе к пилоту центра тяжести, а посадочного места - вперед. Такое устройство площадки позволяет управлять снегоходом стоя.

Отличительные черты снегоходов Yamaha – это захватывающие дух скорости и надежность, управляемость и легкость. В двигателях инженеры компании применяют не только алюминиевые, но и титановые и магниевые сплавы.

Снегоходы Polaris Rush легко входят в повороты, разгоняются до больших скоростей, надежны и обладают отменным качеством. Регулируемая подвеска настраивается под вес конкретного пилота.

Зимние машины Arctic Cat – это выносливость и сильный характер. Шасси Twin Spar, разработанное компанией, увеличивает проходимость снегоходов, задняя подвеска Fas Track с повышенной прочностью выдерживает даже сильные удары.

Надежность – отличительная черта зимних машин ведущих зарубежных производителей. Наиболее востребованные запчасти для снегоходов – это расходные материалы и детали, подлежащие замене при плановом техобслуживании.

Российские производители ОАО «Русская компания», «Веломоторс» и другие, более мелкие предприятия выпускают в основном утилитарные снегоходы, надежные и недорогие, способные по снежному бездорожью перевозить не только пассажиров, но и грузы.

Снегоходы для гор Ski-Doo

В 2015 году лучшим горным снегоходом был признан Ski-Doo T3 Summit.

В двух новых моделях гусеницы фирменной ширины в 16 дюймов имеют трехдюймовые гребни.

Специально для этой машины разрабатывалась новая конструкция гусеницы, обеспечивающая требуемую жесткость и облегчающая скоростное движение по пологому склону.

Новая передняя подвеска Response Angle Suspension отличается от аналогов удлиненными более чем на 10 мм коваными шпинделями. Они не прибавили веса снегоходу, но удерживают его нос на земле и облегчают управляемость длинным шасси на поворотах.

Изменилась и задняя подвеска tMotion, и лыжи. Новые лыжи Pilot DS3 получили увеличенные выступы и ребристую верхнюю часть из облегченных материалов.

Легкая канистра глушителя, облегченные натяжные колеса и шкивы перешли от моделей прошлых лет.

Горные снегоходы вариантов X163 и X174 отличаются длиной гусеницы: 4,14 и 4,5 м соответственно.

Снегоход Ski-Doo: отзывы

Тестируя новую машину с самой длинной гусеницей, пилоты в очередной раз отдали должное двигателю Rotax 800 мощностью 163 л. с. за плавность набора скорости, отсутствие дыма и вони, что для двухтактников нехарактерно.

Те, кому повезло поездить на новинке с почти пятиметровой гусеницей, остались не очень довольными. Отметили, что для полного раскрытия потенциала снегоходу нужно снега настолько много, что мест, удовлетворяющих такому условию, в России всего несколько, да и во всем мире ненамного больше. Это первый, нельзя сказать, чтобы недостаток, но… осадок остается.

Второй не слишком приятный момент, плотно связанный с первым, заключается в том, что длинная гусеница, несмотря на замечательные технические решения, все же снижает управляемость моделью. Если на снегоходе попасть на твердый или тяжелый мокрый снег, то управление им становится под силу только спортсмену-тяжелоатлету. А зарывается он в снег если и меньше, то не на много, чем "собратья" с более короткой лыжей.

Сколько же стоят такие снегоходы? Цены следующие: 1,2 млн руб. придется отдать за модель X163 и 1,3 млн руб. - за X174 2015 года выпуска. Новинка X174 по состоянию на 2016 год стоит уже 1,6 млн рублей.

Снегоходы для гор Polaris

Polaris 800 RMK Pro Terrain Dominator 2015 года выпусканедаром называют самым усовершенствованным. По количеству модернизаций в одной модели он лидирует в своем классе. Одна беда – выпущен ограниченной серией, значит, достанется не всем любителям экстремальных спусков с крутых снежных вершин.

Весь модельный ряд снегоходов Polaris RMK Pro отличается очень малым весом, меньше 200 кг, так как в его конструкции используется алюминий и композитные материалы.

Модель Polaris 800 Switchback Assault – кроссовер, но с горной гусеницей Series 4.0 может успешно покорять вершины гор. В отличие от классических горников, в нем установлена цепная передача с крепкой цепью и звездочками. В задней подвеске установлена гусеница длиной 144 дюйма, которая обеспечивает в глубоком рыхлом снегу хорошую проходимость.

Стойка руля с загнутыми ручками ниже, сидение шире и немного длиннее, чем у горных моделей, широкие подножки Hybrid не мешают кроссоверу чувствовать себя уверенно и на горных склонах (даже со сложным рельефом различной степени крутизны), и на неглубоком ровном снегу.

Отзывы о снегоходе Polaris

Polaris 800 Switchback Assault с двигателем мощностью 154 л. с., судя по отзывам, ведет себя, как настоящий горный снегоход. Он, разогнавшись на небольшом участке, берет крутые подъемы, цепко держится благодаря удлиненному траку за склон даже при поперечном движении. Машина умеет активно маневрировать и даже довольно долго двигаться на одной гусенице с поднятыми лыжами и замечательно прыгает, подтверждая данные официальной презентации.

Минусом опытные пилоты считают только достаточно большой сухой вес. Даже излишек в 10 кг, по сравнению с действительно горными моделями, сказывается на управляемости снегоходом. Но модель с мощным двигателем и способностями к прыжкам и маневрированию изначально не предназначалась для новичков. Зато она универсальна и может доставить удовольствие владельцу и в горах, и на укатанном зимнике.

Техника Arctic Cat

Модель Arctic Cat M7000 Sno Pro 153 называют лучшей для начинающих горных пилотов. Гусеница в 153 дюйма - а это средняя длина - делает снегоход достаточно маневренным и в то же время управляемым даже на склонах крутизной до 80°.

Двигатель в этой модели четырехтактный, он на уровне моря выдает мощность 135 л. с. Производитель - Yamaha. Снегоход, 600-кубовый двигатель которого взят непосредственно от Arctic Cat, способен выдавать 114 л. с. ProClimb M6000 Sno Pro является ближайшим конкурентом этой модели.

Шасси в машине M7000 не новое, двигатели от Yamaha уже устанавливались на снегоходах Arctic Cat, а вот конструкция – новая. Гусеница PowerClaw снабжена грунтозацепами высотой 2,6 дюйма. Задняя подвеска с пневматическим амортизатором FOX Float 3 сзади и Arctic Cat IFP спереди. Передняя - Arctic Cat Race Front Suspension, в ее конструкции использованы облегченные шпиндели и широко расставленные A-образные рычаги. О том, что эта модель как нельзя лучше подходит для новичков, говорят и положительные, чтобы не сказать теплые, отзывы о ней.

Для жестких гонок на горных склонах предназначена другая обновленная модель - Arctic Cat HCR 8000. Она оснащается двухтактным двигателем Suzuki объёмом 800 куб. см на 163 л. с.

У этой модели расстояние между лыжами 1016-1041 мм, на рельсах и слизах на каждом выступе стоят защитные наконечники, предохраняющие гусеницу от повреждений, если вдруг на гоночной трассе встретится обледеневший участок. Чтобы не увеличивать массу, конструкторы остановили выбор на вертикальной рулевой колонке с фиксированной стандартной высотой 139 мм, но предусмотрели возможность ее замены на стойки другой высоты. Они есть в каталоге производителя.

Шасси Arctic Cat ProClimb новым не является. Оно уже опробовано на других моделях.

Жесткие амортизаторы в сочетании с нерегулируемым рулем и узкими стойками лыж, гусеница с высокими гребнями и твердостью 85 по Шору, и даже легкое гоночное сиденье – все нацелено на победы в гонках на труднопроходимом снегу в горах.

Yamaha

Все снегоходы японской компании оснащаются четырехтактными двигателями. Они мощные, но довольно тяжелые. Исключение составляет снегоход «Ямаха 540 Викинг», в котором установлен легкий двухтактный двигатель, но модель сия утилитарная, несмотря на относительно небольшой вес и широкую гусеницу.

Длинногусеничная модификация Phazer M-TX с силовой установкой Genesis 80FI объемом 0,5 л и мощностью 80 л. с. на первый взгляд не подходит для преодоления горных трасс. Но машина легкая, поскольку жесткая рама выполнена из алюминия, как, впрочем, и многие другие узлы и детали, включая двухпоршневой суппорт дискового тормоза, и поворотливая, быстро реагирующая на управление. А самое главное - надежная, как и все снегоходы «Ямаха».

Характеристики снегохода Yamaha MTX 153 MPI Turbo с маневренным шасси, гусеницей PowerClaw с высокими грунтозацепами и замечательными амортизаторами высокого давления на передней и задней подвеске позволяют поставить эту модель в один ряд с лучшими машинами признанных лидеров в производстве снегоходов для гор, коими являются Polaris и Ski-Doo.

Снегоход Yamaha: отзывы

По словам пилотов, маломощный двигатель снегоходов Phazer – это единственный недостаток машины, который проявляется только на очень рыхлом и глубоком снегу.

А вот моментальная реакция на перекладку руля и уверенное вхождение в повороты, которые демонстрирует «Фазер», для длинногусеничных снегоходов непривычны.

Ему присуще и еще одно достоинство - способность легко переносить приземления любой жесткости после прыжков, которым отличаются кроссоверные снегоходы «Ямаха».

Характеристики этой модели, конечно, намного хуже, чем у современных серьезных горников. Но подвеска, обладающая большим запасом прочности, надежный и, что особенно важно, неприхотливый двигатель, а также весьма демократичная цена – хороший старт для новичка.

Снегоход «Ермак»

Российские пилоты со стажем десять и больше лет вспоминают отсутствие выбора в те далекие времена, когда единственным доступным удовольствием был «Буран» - тяжелый двухместный снегоход, предназначенный для работы и перетаскивания грузов в северных районах.

Сегодня ценителям и знатокам представлен новый российский снегоход «Ермак» от компании Веломоторс», предназначенный для замены устаревшего «Бурана». Но и он не спортивный, и даже не горный - это обычный труженик утилитарного назначения. Хотя в одной из двух модификаций предусмотрены более длинные гусеницы, их-то в этой машине две, а лыжа одна. Двухцилиндровый двигатель объемом меньше 600 куб.см с воздушным охлаждением выдает мощность всего 50 л. с. Возможна установка и 800-кубового двигателя с жидкостным охлаждением, но он четырехтактный.

В общем, назвать этот снегоход не то что горным, даже спортивным не повернется язык.

А на сегодня это единственная новинка российских производителей. По-прежнему они не делают ставку на развлекательную дорогостоящую технику, предпочитая выпускать бюджетные, в крайнем случае, туристические модели снегоходов. А любителям экстрима на снежных вершинах по-прежнему нужно выбирать - по ощутимо более высоким ценам - от известных зарубежных брендов настоящие горные снегоходы.

Цены на снегоходы

Summit SP 600HO E-TEC 146 выпуска 2014 года, цена которого - 950 тысяч рублей, считается самым дешевым аппаратом канадской компании Ski-Doo. Самый дорогой ее снегоход – это новый SUMMIT XT3 174 800R E-TEC стоимостью 1,6 млн руб.

От компании Polaris снегоход 600 PRO-RMK 155 (2014) с двигателем на 125 л. с. можно приобрести за 760 тысяч руб. На сегодня это самая дешевая модель от «Поларис». Самая дорогая - 800 PRO-RMK 163 3 inches (2016) со 154-сильным двигателем. Ее можно приобрести за 1,33 млн руб.

Горный снегоход, 500-кубовый двигатель которого развивает сравнительно малую мощность (в 80 л. с.) - Yamaha Phazer M-TX (2015) - можно приобрести за 700 тысяч рублей, а новый SR Viper X-TX (2015) с четырехтактным двигателем объемом больше тысячи кубиков – за 1,1 млн рублей.

Цена на горники от Arctic Cat варьируется в пределах от 650 тысяч рублей за M 8000 153 HCR (2015) с 800-кубовым двигателем на 160 л. с. до 780 тысяч руб. за M 8000 162 SNO PRO (2015).

Итак, горные снегоходы на российском рынке сегодня не редкость, даже несмотря на то, что отечественные производители ориентированы на выпуск машин для повседневной эксплуатации на бескрайних снежных просторах Сибири и Крайнего Севера. Цены на специфическую технику достаточно высоки, но и горный экстрим – развлечение не для всех. Зато запчасти для снегоходов доступны, дилеры вежливы, а модели обновляются практически ежегодно.

Комментарии