Ударно-разведывательный самолет Т-4: технические характеристики, описание, фото

Спустя примерно 20 лет после окончания Второй мировой войны советское командование поняло, насколько жестоко были недооценены американские авианосцы. Опыта строительства таких кораблей в нашей стране не было, а потому приходилось искать асимметричные ответы: атомные ракетоносцы и самолеты, способные прорвать ПВО авианесущей группы с последующим уничтожением главного корабля. Одним из наиболее удачных проектов был самолет Т-4.

Причины появления

Уже к концу 50-х годов наша страна оказалась в критическом положении: по кораблям и самолетам мы однозначно проигрывали США, где во время войны ударными темпами закладывали тяжелые крейсеры и бомбардировщики. Паритет удавалось держать лишь за счет героических усилий ракетчиков. Но ситуация все равно была тревожной, так как в то же время американцы начали внедрять в свой ВМФ ядерные ракетоносцы, прикрываемые в составе ордера авиацией. Эффективно бороться с авианесущими группами мы не могли, так как для этого просто не было соответствующей техники.

Единственным надежным способом уничтожения авианесущей группы был запуск сверхзвуковой ракеты с ядерным зарядом. Существующие в то время самолеты и подлодки СССР просто не могли ни обнаружить цель с безопасной дистанции, ни тем более ее поразить.

Как решить задачу?

На создание специальных подлодок времени просто не было, а потому решили задействовать авиаконструкторов. Им поставили «простое» задание: в кратчайшие сроки разработать комплекс "самолет + ракета", способный пробить ПВО авианесущей американской группы и уничтожить все наиболее опасные корабли.

В конце 50-х годов в нашей стране не было ни одного проекта, который бы хоть как-то подходил под эти требования. Впрочем, в КБ Мясищева имелся проект самолета М-56. Его основным преимуществом была скорость, которая могла достигать 3000 км/ч. Но его взлетная масса была равна 230 тоннам, а бомбовая нагрузка – всего 9 тонн. Этого было явно недостаточно. Так и появился самолет Т4: ракетоносец ОКБ Сухого должен был занять пустующую нишу.

«Сотка»

«Убийца авианосцев» же должен был иметь массу на взлете не более 100 т, «потолок» полета - не менее чем 24 километра и скорость – как раз те самые 3000 км/ч. Такой самолет на подлете к цели просто физически невозможно засечь и направить на него ракеты. На то время не было и перехватчиков, способных уничтожить подобную машину.

Дальность полета «сотки» должна была составлять не менее чем 6-8 тысяч километров при дальности действия ракеты – 600-800 километров. Следует заметить, что именно ракете в этом комплексе отводилась главенствующая роль: она не только должна была пробивать ПВО, идя на максимально возможной скорости, но и выходить на цель с последующим ее поражением в абсолютно автономном режиме. Так что самолет Т4 – ракетоносец, электронная начинка которого должна была серьезно опередить свое время.

Участники разработки

Правительство приняло решение, что в разработке нового самолета будут участвовать КБ Туполева, Сухого и Яковлева. Микояна в список не включили не из-за каких-то интриг, а по той причине, что его ОКБ было полностью завалено работой по созданию нового истребителя МиГ-25. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что именно Туполевцы рассчитывали на победу, а прочие КБ привлекли только для создания видимости конкуренции. Уверенность базировалась также на имеющемся «проекте 135», для которого требовалось только увеличение крейсерской скорости до требуемых 3000 км/ч.

Несмотря на ожидания, «истребители» с интересом и энтузиазмом взялись за непрофильную работу. Вперед сразу вырвалось КБ Сухого. Они выбрали компоновку «утка» с воздухозаборниками, которые несколько выступали за переднюю кромку крыла. Изначально проект самолета имел взлетную массу в 102 тонны, из-за чего за ним закрепилось неофициальное прозвище «сотка».

Кстати говоря, доработанный самолет Т4, «двухсотка», - это проект, предложенный в одно время с туполевским Ту-160. Многие работы Сухого были затем использованы Туполевым для создания своей машины, взлетная масса которой превышала 200 тонн.

Именно проект Сухого победил в соревновании. После этого конструктору пришлось пережить немало неприятных минут, так как его прямо вынуждали передать все материалы КБ Туполева. Он отказался, что не прибавило друзей ни в авиастроении, ни в самой партии.

Силовая установка

Уникальный на тот момент самолет Т-4 требовал не менее уникальных моторов, которые могли бы работать на особых сортах топлива. Что характерно, у Сухого было сразу три варианта, но, в конце концов, остановились на модели РД36-41. За его разработку отвечало небезызвестное НПО «Сатурн». Заметим, что этот мотор был «отдаленным родственником» модели ВД-7. Им, в частности, оснащались бомбардировщики 3М.

Движок сразу выделялся своим компрессором сразу на 11 ступеней, а также наличием воздушного охлаждения первой ступени турбинных лопаток. Последнее техническое новшество позволило увеличить рабочую температуру камеры сгорания сразу до 950К. Двигатель этот – настоящий долгострой, особенно по советским меркам. На его создание ушло сразу десять лет, но результат того стоил. Именно за счет этого движка Т4 – ракетоносец, скорость которого превышала таковую для его аналогов.

Какая ракета имелась на вооружении этого самолета?

Пожалуй, едва ли не самым важным элементом «тандема» была ракета модели Х-33, за разработку которой отвечало легендарное МКБ «Радуга». Задача перед КБ была поставлена сложнейшая фактически на грани технологий того времени. Нужно было сделать ракету, которая бы автономно следовала к цели на высоте не менее 30 километров, причем ее скорость должна была в шесть-семь раз превышать звуковую.

Кроме того, после выхода на авианосный ордер она самостоятельно (!) должна была вычислить головной авианосец и атаковать его, выбрав самую уязвимую точку. Проще говоря, ударно-разведывательный самолет Т-4, фото которого есть в статье, нес на борту ракету, которая стоила как половина «сотки».

Даже для сегодняшних конструкторов это довольно сложная задача. В то время предъявляемые требования и вовсе выглядели несколько фантастичными. Чтобы выполнить эти задачи, в конструкцию ракеты была включена собственная радиолокационная станция, а также огромное количество сверхсложной электроники. Сложность бортовых систем Х-33 ни в чем не уступала таковым на самой «сотке».

Торжество науки и техники

Настоящий фурор самолет Т-4 произвел за свет своей сверхтехнологичной кабины. Впервые в истории отечественного самолетостроения там был даже отдельный дисплей для своевременной оценки тактико-технической обстановки. Поверх микрофильмов карт всей земной поверхности отображалась тактическая обстановка в режиме реального времени.

Проблемы проектировки и создания

Неудивительно, что уже на стадии проектирования столь сложной машины возникли сотни проблем, каждая из которых могла поставить в тупик даже академика. Во-первых, изначально у самолета шасси не вписывалось во внутренний отсек. Для решения этой задачи выдвигалось множество вариантов, многие из которых были откровенно бредовыми: в частности, предлагался даже проект «перевертыша», когда самолет должен был подлетать к цели кабиной вниз.

Конечно, самолет Т-4 – бомбардировщик, технические характеристики которого заметно опережали свое время… Но не до такой же степени!

Но и принятые тогда решения во многом выглядели весьма фантастично. Так, при скорости в 3000 км/ч даже незначительно выступающий фонарь кабины значительно увеличивал сопротивление. Тогда было предложено простое решение: для минимального лобового сопротивления во время полета кабина приподнимается вверх. Так как на высоте 24 километров ориентироваться визуально все равно не выйдет, то навигацию предполагалось вести исключительно по приборам.

Когда же самолет Т-4 идет на посадку, кабина отклоняется вниз, благодаря чему у летчика появляется прекрасный обзор. Сперва военные восприняли эту идею очень настороженно, но авторитет Владимира Ильюшина, сына того самого гениального создателя шткрмовика Ил, все же позволил убедить генералов. Кроме того, именно Ильюшин настоял на внесении в конструкцию перископа: его планировалось использовать при отказе механизма наклона. Кстати говоря, его решением воспользовались впоследствии создатели отечественного Ту-144 и англо-французского Concorde.

Создание обтекателя

Одной из наиболее сложных задач стало создание обтекателя. Дело в том, что при его создании конструкторам приходилось выполнять два, казалось бы, взаимоисключающих пункта. Во-первых, обтекатель обязательно должен был быть радиопрозрачным. Во-вторых, выдерживать предельно высокие механические и термические нагрузки. Чтобы разрешить эту проблему, пришлось создавать специальный материал на основе стеклянного наполнителя, структура которого напоминала пчелиные соты.

Из-за этого ударно-разведывательный самолет Т-4 заслуженно считается «прародителем» многих уникальных технологий, которые сегодня используются не только в армии, но и во вполне мирных отраслях.

Непосредственно обтекатель – пятислойная конструкция, причем 99% нагрузок приходились на его наружную оболочку, толщина которой составляла всего лишь 1,5 мм. Чтобы достичь столь впечатляющих показателей, ученым пришлось разработать состав на основе кремния и органических соединений. В процессе работ ученым пришлось рассмотреть и проанализировать перспективы более чем 20 (!) вероятных форм и размеров будущего самолета, спрогнозировав их полетные показатели. И все это – без современных компьютерных программ! Так что грандиозный вклад конструкторов недооценить сложно.

Первый полет

К полету первый самолет Т4 «сотка» был готов еще весной 1972 года, но из-за торфяных пожаров вокруг Москвы видимость на взлётно-посадочных полосах испытательного аэродрома была практически нулевой. Пришлось полеты отложить. А потому первый вылет состоялся только в конце лета того же года, причем пилотировали самолет летчик Владимир Ильюшин и штурман Николай Алферов. Сперва было выполнено девять испытательных вылетов. Заметим, что пять из них летчики проводили, не убирая шасси: было важно оценить управляемость новой машины на всех режимах работы.

Пилоты сразу отметили высокое удобство управления самолетом: даже звуковой барьер «сотка» проходила идеально, причем даже момент перехода на сверхзвук ощущался исключительно приборами. Представители армии, наблюдавшие за испытаниями, были в восторге от новой машины, и сразу же затребовали производство партии в 250 штук. Для самолета такого класса это просто невероятно высокий тираж!

Если бы все сложилось удачно, то мы бы знали самолет Т-4 (бомбардировщик, характеристики которого описываются в этом материале) в качестве одного из наиболее многочисленных представителей своего класса.

Перспективы самолета

Еще одной «изюминкой» этой машины было крыло изменяемой конфигурации. За счет этого ее можно было считать многоцелевой, самолет вполне мог использоваться в качестве стратосферного разведчика. Это бы позволило сократить расходы по военной программе, позволив выпускать только один самолет взамен двух.

Конец новых технологий

Изначально «сотку» предполагалось строить на Тушинском авиационном заводе, но он просто не потянул требуемых объемов производства. Единственным предприятием, где могли выпускать требуемое количество новых машин, был Казанский АЗ. В скором времени развернулись работы по подготовке новых цехов. Но тут вмешалась политика: Туполеву был совсем не интересен конкурент, а потому Сухого нагло «вытолкали» с завода, зарубив на корню все перспективы постройки новой машины.

Именно поэтому сегодня мы знаем, что самолет Т-4 – бомбардировщик, имевший уникальные для своего времени характеристики, но так и не пошедший даже в малую серию. В то же время проходил второй этап «полевых» испытаний. В конце января 1974 года происходит полет, во время которого самолет смог достигнуть высоты 12 км и скорости М = 1,36. Предполагалось, что именно на этом этапе машина, в конце концов, достигнет ускорения в М = 2,6.

Тем временем Сухой договаривался с дирекцией Тушинского завода, предлагая даже перестроить цеха, лишь бы суметь построить первые 50 «соток». Но начальство в лице министерства авиационной промышленности, очень хорошо знавшее Туполева, лишило конструктора даже этого шанса. Уже в марте 1974 года все работы по революционному самолету были прекращены без объяснения причин. Так что Т-4 - самолет (фото его есть в статье), уничтоженный исключительно по личным соображениям некоторых людей в Министерстве обороны и правительстве СССР.

Смерть Сухого, произошедшая 15 сентября 1975 года, ясности в этом вопросе не принесла. Только в 1976 году Министерство авиационной промышленности сухо упомянуло, что работы по «сотке» были прекращены только из-за того, что Туполеву требовались работники и производственные мощности для производства Ту-160. При этом до сих пор Т-4 официально объявляется предшественником "Белого лебедя", хотя ОКБ Туполева просто приватизировало все материалы по «объекту 100», воспользовавшись смертью Сухого.

Защитники Туполева объясняют его позиции тем, что конструктор хотел внедрить «более простой и дешевый Ту-22М»… Да, этот самолет и правда был дешевле, вот только на его внедрение ушло более семи лет, да и по своим характеристикам он был весьма далек от стратегического бомбардировщика. Кроме того, до момента, пока не были решены многочисленные проблемы с надежностью, эта модель прошла через множество циклов модификации, что также далеко не лучшим образом сказалось на общей стоимости проекта.

О грандиозном перерасходе народных средств говорит также тот факт, что из цехов Казанского авиационного завода попросту вырезалось и выбрасывалось в лом ценнейшее оборудование, предназначенное для серийного производства «сотки».

Значимость «сотки»

В настоящее время единственный самолет Сухого Т-4 находится на вечной стоянке в Монинском музее авиации. Стоит отметить, что в 1976 году ОКБ Сухого предприняло последний шанс вывести «сотку» на финишную прямую, озвучив сумму в 1,3 млрд рублей. В правительстве поднялся невероятный шум, который только способствовал скорейшему забвению самолета. Примечательнее всего то обстоятельство, что Ту-160 обошелся СССР значительно дороже. Так что Т-4 – самолет, который мог стать идеальным вариантом по соотношению цены и возможностей.

Ни до, ни после в Советском Союзе не было такого количества новейших изобретений, воплощенных в одной машине. К моменту выпуска опытного экземпляра «объекта 100» насчитывалось ровно 600 новейших изобретений и патентов. Прорыв в области самолетостроения был невероятный. Увы, но при этом была одна тонкость: со своей задачей, то есть прорывом ПВО авианосного ордера, самолет Т4 «сотка» к моменту создания уже не справлялся. Примечательно, что и Ту-160 для этого непригоден. Для этого намного лучше подходят подводные ракетоносцы.

Предшественники и аналоги

Наиболее известен «Белый лебедь», он же ракетоносец ТУ-160. Это наш последний стратегический бомбардировщик. Максимальная взлетная масса – 267 тонн, стандартная путевая скорость - 850 км/ч. «Белый лебедь» может разогнаться до 2000 км/ч. Наибольший радиус действия - до 14 000 км. На борт самолет может принять вплоть до 40 тонн ракет и/или бомб, в том числе «умных», по наведению посредством спутниковых систем.

В обычном варианте в бомболюках находится шесть ракет Х-55 и Х-55М. «Белый лебедь» - самый дорогой советский самолет, он значительно дороже чем Т-4, самолет, забракованный, в том числе, из-за «дороговизны». Кроме того, ни один из этих самолетов к моменту своего создания не мог обеспечить выполнения тех целей, для которого его создавали. В недалеком прошлом было принято решение о возобновлении выпуска машины на Казанском авиационном заводе. Причина проста – появление новых ракет, позволяющих с относительным успехом (теоретически) прорывать ПВО, а также полное отсутствие современных разработок в этой сфере.

М-50

Революционный для своего времени самолет, созданный Владимиром Мясищевым и коллективом ОКБ-23. При взлетной массе в 175 тонн он должен был разгоняться почти до 2000 км/ч и нести до 20 тонн бомб и/или ракет.

XB-70 Valkyrie

Сверхсекретный американский бомбардировщик (для своего времени), корпус которого целиком состоял из титана. Компания-создатель - North American. Взлетная масса – 240 тонн, максимальная скорость - 3220 км/ч. Дальность применения – до 12 тысяч километров. В серию так и не пошел из-за невероятной дороговизны и технологических производственных сложностей.

Сегодня Т-4 (самолет, фото которого есть в статье) является прекрасным примером того, как технологичная и высококлассная техника убивается в угоду политическим мотивам и подковерным играм.

Итоги

К счастью, титанические усилия конструкторов и огромные суммы, затраченные на разработку и производство опытных образцов, не канули в Лету. Во-первых, многие из разработанных тогда технологий были впоследствии использованы при создании Ту-160, которые и сегодня стоят на страже рубежей нашей страны. Во-вторых, ОКБ Сухого смогло использовать все эти наработки в создании уникального для своего времени Су-27, который и по сей день продолжает оставаться «хитом» истребительной авиации.

О влиянии «сотки» на историю отечественного авиастроения и космической отрасли говорит хотя бы тот факт, что технология «сотового» покрытия была использована при разработке «Бурана». Увы, но и этот проект был бездарно загублен.

Комментарии
Наталья, Вы про самолёт или закулисные игры? Самолёт стоит в Монино, можно потрогать руками :)