Понтийский грек - это кто? История понтийских греков
Понтийский грек – представитель греческого этноса, принадлежащие к которому люди задолго до наступления Новой эры освоили побережье Черного моря (по-гречески – Понт). Первоначально их компактное поселение было на северном побережье Турции, а лишь затем они расселились по всему берегу Черного моря.
Понтийские греки – кто они?
Понт – историческое название местности в Малой Азии. Географически она простирается от границы Азербайджана с Турцией, пересекает весь турецкий берег и заканчивается на линии городов Никополь - Акдагма-Дени. Как же оказались греческие переселенцы так далеко от солнечных островов своей родины?
Античные греки зарекомендовали себя как отличные торговцы и колонизаторы. Их родная страна отличалась скудной почвой и гористой местностью. Это создавало приемлемые условия для животноводства, а вот земледельцам приходилось несладко – скудные гористые грунты приносили небольшие урожаи, которых едва хватало для прокорма собственных семей. Как рачительные хозяева, греки не стали развивать заведомо убыточное земледелие, зато открыли для себя перспективы морских богатств и торговых путей.
Торговые пути
Понтийский грек – это моряк и торговец. Он был желанным гостем на всех берегах ойкумены. Греки активно вкладывали средства в развитие собственного флота, прокладывали новые маршруты для торговли с далекими племенами. Именно в местах складирования товаров возникали небольшие поселения мореплавателей и купцов, которые на месте занимались торговлей с туземными народами и втридорога перепродавали экзотические товары в городах Греции, Передней Азии и Ближнего Востока.
Первые города
Самое старое известное поселение понтийских греков обнаружено на побережье Малой Азии, в г. Милите. Через несколько десятков лет, в VIII-IX веках до н. э. возник великолепный Синоп, который и сейчас является жемчужиной турецкого Черноморья. Затем как грибы после дождя возникли города Амиссос, Котиор, Керасунд и многие другие. Древний Геродот не зря говорил, что понтийские греки расселились вокруг Черного моря, как лягушки по краям лужи. Эта метафора точно отражает цели и методы расселения греков.
Несмотря на довольно навязчивую колонизацию, никаких крупных стычек с местными племенами не происходило. Понтийский грек умел разговаривать с воинственными туземцами не с помощью силы, а с помощью звонкой монеты. Такая политика сводила на нет претензии вождей местных народов – если кто и возмущался, переселенцы предпочитали откупаться, а не воевать. Понтийские греки наладили отличный товарообмен – на родину они везли сырье и зерновые культуры, а в далекие города отправляли оливковое масло, вино, гончарные и ремесленные изделия, ювелирные украшения.
Религия и предания Понта
Как же обосновывал свое проживание вдали от родины рядовой представитель древнего народа - понтийский грек? Религия этих поселенцев в основном копировала верования далекой родной страны. Они поклонялись всем верховным богам Олимпа, но и у них были свои любимцы.
До сих пор на побережье Малой Азии имеются остатки храмов Посейдона и Гермеса – покровителей моря и торговли. Имели понтийские греки и свои собственные предания. Например, многие из них предпочитали объяснять свое происхождение мифами о Ясоне и аргонавтах. Возможно, само золотое руно в этом известном предании символизировало богатства черноморского региона, к тому же овечья шкура (руно) – один из главных предметов торговли.
Культура и искусство
Понтийский грек ревностно хранил свою идентичность и провозглашал себя эллином, представителем цивилизации, в противовес варварам – окружающим племенам, которые в тот период находились на стадии разложения родового строя. Население колоний сохранило свою самобытность и дало миру уникальных людей, прославившихся в различных областях деятельности. Философ Диоген, политики Дифил, Ираклид, Стравон. Уже в первом тысячелетии в богословии появились имена Виссариона и других, а Новое время представило такие имена, как Каратзасов, Ипсилантов, Мурузисов и другие.
В разрезе исторических эпох
В период Александра Македонского греческое влияние распространилось на юг Турции – началась эпоха эллинизации. В царствование Митридатов это влияние было по-прежнему очень сильным – в Малой Азии процветал их язык, создавались памятники архитектуры и искусства.
В период расцвета Римской империи понтийский грек становится христианином. Благодаря апостолам Павлу и Петру восточные представители этого народа одни из первых создали раннехристианские общины и признали Иисуса Христа своим Спасителем. Общины выросли в монастыри, где находили прибежище сторонники новой веры.
Греки или ромеи?
Во времена Византии понтийские греки создали собственную провинцию. По велению Юстиниана ее столицей стал Трапезунд (Трабзон). Именно тогда появляется второе самоназвание понтийских греков – ромеи, что значит "подданные Рима" – так иногда называли Византию на Востоке.
Отношения «метрополия-провинция» связывали Понт и Константинополь вплоть до 1204 года, когда столица Восточной Римской империи пала под натиском франков. После этого на карте появляется Никейское государство, которое позднее входит в империю Трапезунда. На протяжении двухсотлетнего своего существования эта империя беспрестанно воевала с окружающими племенами нехристианской веры. Особенно настойчиво атаковали государство ромеев турки, которые в 1461 году завоевали и разграбили Трапезунд.
Мусульманское владычество
Захват Трапезунда означал закат христианства и начало распространения мусульманства на древней земле понтийских греков. Резня, насилие, погромы и насильственная исламизация под страхом лишения жизни – вот что принесло грекам турецкое владычество. Оставшиеся в живых оставили города, пастбища и церкви и отошли высоко в горы, опасаясь религиозных преследований. Но в дальнейшем турецкие власти пошли на некоторые уступки и разрешили грекам развивать определенные виды производства – металлургию и керамику, например.
На протяжении многих веков понтийские эллины оставались одним из самых изолированных народов турецкой империи. Они практически не пересекались с другими христианами, хотя жили рядом с армянами и курдами. Скромное производство, ремесленничество и скудные урожаи, собранные с гористых, неплодородных земель, не привлекали внимания жадных военачальников и верховных турецких чиновников. Возможно, именно поэтому грекам удалось сохранить свой язык и культуру, расширить ареал своего проживания на области Кавказа и Крыма и влиться в мировое сообщество на правах автономной культуры.
Такое положение вещей продолжалось вплоть до 1922 года, когда греки были изгнаны с земель, которые они долгие годы считали родными.
Изгнание
Долгие годы турецкие власти не признают геноцид и преследование армян. Но мало кто знает, что в начале ХХ века гонениям подверглись и другие народности Турции, в том числе понтийские греки. Геноцид этого этноса стал причиной полного искоренения греков с родных земель и их насильственного изгнания с территории Турции. Более 350 тыс. человек были сожжены в церквях и храмах, оставшиеся в живых бежали, бросив все свое имущество. 19 мая стало скорбным днем этого народа. В результате понтийские греки расселились на территориях других государств. Они вынуждены были покинуть родину.
Понтийские греки в России расселились на территории Кубани и на Северном Кавказе. В большинстве своем они разговаривают на русском языке, но сохранили некоторые древние традиции своего народа. Но большинство понтийских греков вернулось к родным берегам Греции.