Питер Богданович – приверженец старого черно-белого кино
Американский режиссер-постановщик, актер, сценарист, писатель, кинокритик и продюсер Питер Богданович родился летом 1939 года в семье эмигрантов, сбежавших из Европы в Кингстон, штат Нью-Йорк, опасаясь нацистской угрозы. Свою творческую кинокарьеру в киноиндустрии Питер начал как актер в 1950-е годы, после, работая в отделе кинематографа Музея современного искусства Нью-Йорка, занимался написанием критических статей о кино и сценариев. Через 18 лет он, решив примерить ипостась режиссера, переехал в Лос-Анджелес. В 1968 году Богданович поставил сразу два кинофильма – «Путешествие на планету доисторических женщин» и «Мишени».
Путешествие к доисторическим амазонкам
Пикантность истории происхождения данной картины заключается в том, что основой для нее стал небрежно смонтированный увенчанный лаврами советский кинофильм «Планета бурь» 1961 года. Его прежде использовал Роджер Корман, переделав в «Путешествие на доисторическую планету». А Питер Богданович, перелопатив киноматериал, населил творение Кормана амазонками. В результате имена советских исполнителей были вырезаны из титров, их переозвучили американские актеры. Оригинальные кадры «Планеты бурь» оказались чем-то наподобие хроники. Кроме этого, режиссер взял отдельные спецэффекты из другой советской картины «Небо зовет». И тем не менее картина Богдановича при рейтинге IMDb: 2.5 была названа «Общественным достоянием США».
Согласно сюжетному повествованию, космолет, направляясь на Венеру, терпит крушение. На выручку экипажу отправляется новая экспедиция. Члены благополучно приземлившегося экипажа обнаруживают Джона - человекообразного робота, который был в составе первой группы. Астронавты сталкиваются с разнообразными доисторическими существами: гигантскими насекомыми, динозаврами. Кроме этого, обнаруживается, что Венера плотно заселена сексапильными красотками в откровенных бикини.
«Мишени»
Когда ныне знаменитый постановщик Питер Богданович только начинал свой непростой и тернистый путь в Голливуде, ему покровительствовал «король кино категории Б» Роджер Корман. При его участии вышел и полноценный режиссерский дебют Питера – фильм «Мишени», который является, по сути, малобюджетным второсортным продуктом, но приправленным острым хорошим соусом. Парадоксальным фактом может считаться то, что в конце 60-х гг. кино считалось достаточно устрашающим. «Мишень» получилась настоящим хоррором, изюминкой которой считалась сцена бойни, в ней пересекались два монстра: никому не известное чудовище во плоти Билли и Байрон, воплощающий монстров на экране.
Питер Богданович, фильмы которого впоследствии станут классикой жанра, шокировал публику 60-х, еще не пресыщенную кинолентами о разгуле маньяков. Картина была воспринята критиками благосклонно и стала трамплином для Богдановича в большое кино.
Прорыв
Настоящим прорывом в карьере режиссера следует считать молодежную ретро-драму с экзистенциальными полутонами «Последний киносеанс», вышедшую в прокат в 1971 году. Кинолента получила всемирное признание после того, как была номинирована на премию «Оскар» в 8 категориях, причем победила в двух из них. Фильм называли фурором стиля, торжеством уважения старого, черно-белого кино, тоской по ушедшим невозвратно сентиментальным иллюзиям, чувствительным порывам, романтическим желаниям. В названии киноленты «Последний киносеанс» словно зашифрована радость встречи с полюбившимися фильмами (в кино присутствуют элементы мелодрамы Винсенте Миннелли «Отец невесты», боевика Аллана Дуона «Пески Иво Джимы», приключенческой ленты Хауарда Хокса «Красная река») и окончание эры киноиндустрии, на смену которой приходит ТВ.
Непревзойденный в творчестве постановщик
32-летний Богданович хоть и номинировался на «Оскар» («Лучший режиссер»), награду не получил, хотя кинолента была поставлена блестяще и виртуозно. Невозможно не восхищаться удивительной, в стиле старых кинокартин, работой оператора Роберта Сертиса. Согласно оценке мировых кинокритиков, «Киносеанс» остался непревзойденным, лучшим в неровном творческом наследии постановщика. Он идеально вписался в начальную когорту горестно правдивых и бунтарских кинолент, снятых в период 60-70-х гг. Киноленту высоко оценили зрители, изначальный бюджет фильма после выхода в прокат оказался превзойденным в 20 раз. Многие смотрящие узнавали в искусно стилизованном под ретро повествовании о молодежи 50-х собственные судьбы, волнующие проблемы.
Четвертый игровой кинофильм
Для экс-кинокритика Богдановича начало 70-х годов стало временем глобального триумфа. Ретро-драматический «Последний киносеанс» и эксцентрически-комедийная лента «В чем дело, профессор?» были высоко оценены и зрительской аудиторией, и кинокритиками. В своей четвертой игровой картине режиссер пошел дальше и смешал тона горькой ностальгии с элементом комедии в лучших голливудских традициях 30-х годов. Снимая «Бумажную луну», Питер Богданович ориентировался на социальные кинокомедии Фрэнка Капры, но делал явный акцент на достоверность, выверенность жестокой среды окружавшей главных героев. В духе творений «Табачная дорога» и «Гроздья гнева» Джона Форда, о котором режиссер в свое время написал книгу и создал документальную картину.
«Бумажная луна» во всех отношениях подтвердила для кинообщественности приверженность режиссера к старому черно-белому кинематографу. Богдановичу, несомненно, удалось зафиксировать на экране дух эпохи, ее иллюзии и надежды. Искусное воссоздание стиля давних времен – композиция кадров, способ освещения, имитация поблекшего от времени изображения – принесло фильму «Бумажная луна» огромный успех в прокате.
Дальнейшая карьера
Режиссер после продолжил творческую карьеру по разным направлениям, он сам снимался в кино, возобновил написание критических статей и книг, срежиссировал еще около 30 кинолент. Самыми известными, кроме перечисленных, являются «Маска», «Безумные подмостки».