Американский кинорежиссер Роджер Корман: биография, фильмография и интересные факты
С начала 1950-х годов известный независимый продюсер и режиссер Роджер Уильям Корман (Roger Corman), фильмография которого насчитывает сотни малобюджетных лент, сомнительных как в отношении художественности, так и вкуса, революционизировал способ их производства и дистрибуции. Работая вне студийной системы, он установил рекорд как один из самых коммерчески успешных режиссеров в истории Голливуда, 90% продукции которого принесли прибыль.
Искатель талантов
Роджер Корман, полная фильмография которого насчитывает более 400 кинолент, сумел создать лишь несколько картин, ставших классикой жанра, в том числе «Не с этой Земли» (1957), «Лавка ужасов» (1960), «Ворон» (1963), «Гонка смерти 2000» (1975) и «Битва за звездами» (1980). Возможно, важнее его собственных достижений стало то, что он вывел в люди многих известных голливудских актеров и режиссеров, таких как Джек Николсон, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джонатан Демме, Джо Данте, Рон Ховард, Питер Богданович, Джон Сейлс, Кертис Хэнсон и Джеймс Камерон. В то же время в 1970-е годы он помог таким зарубежным режиссерам, как Акира Куросава, Франсуа Трюффо и Ингмар Бергман, стать популярными в Соединенных Штатах, когда никто не хотел рисковать. Он был одним из первых продюсеров, признавших финансовые преимущества съемки в Европе, и использовал декорации, невостребованные другими фильмами. Неудивительно, что Корман, прозванный королем малобюджетных лент, стал одним из самых плодовитых и успешных продюсеров своего времени.
Краткая биография
Роджер родился 5 апреля 1926 года в Детройте, штат Мичиган. Он был старшим из двух сыновей Джина Кормана, инженера, который участвовал в проектировании плотины Гринфилд Виллидж, и его жены Энн. Вырос на промышленном Среднем Западе, но из-за болезни отца и его раннего выхода на пенсию семья переехала на юг Калифорнии. После окончания средней школы в Беверли-Хиллз в последние годы Второй мировой войны Роджер служил в ВМС США, а затем пошел по стопам отца и стал инженером, получив образование в Стэнфордском университете. Тогда он впервые проявил интерес к индустрии развлечений, публикуя в газете «Стэнфорд Дейли» рецензии на фильмы. После окончания вуза в 1947 году он 4 дня проработал в компании U. S. Electric Motors и, расставшись с амбициями инженера, решил попробовать свои силы в Голливуде. Корман прорвался в киноиндустрию, работая посыльным студии «ХХ век Фокс», а позже стал рабочим сцены и аналитиком киносценариев. На последней работе он познакомился с рядом бюджетных сюжетов, которые показались ему приличным способом зарабатывать деньги.
Инженерный подход
Роджер Корман продал свой первый сценарий «Невод автострады» за 4 тысячи долларов. Деньги он вложил в производство своей первой ленты «Монстр со дна океана» (1954), ультранизкобюджетного фильма ужасов о туристе и глубоководном ныряльщике, которые пытались найти таинственное морское существо, нападавшее на людей и животных. Проявив способности к режиссуре, он накопил средства для дальнейших съёмок, избрав American Releasing Corporation, позже ставшую American International Pictures, дистрибьютором своего второго фильма «Форсаж» (1954), который стал его самым долгоживущим творением. К следующему году, когда он дебютировал в роли режиссера ленты «Пять ружей Запада» (1955), формула Кормана уже кристаллизовалась: причудливые персонажи, непривычные сюжеты, пронизанные социальными комментариями, умное использование декораций и кинематографии, поиск новых талантов и, самое главное, плотный график съемки при мизерных бюджетах. Такой подход позволил создавать до 9 фильмов в год. Это была неслыханная производительность в Голливуде того времени.
Роджер Корман – режиссер
В течение следующих десятилетий он выпускал халтуру за халтурой, среди которой, впрочем, иногда попадались ленты, достойные восхищения критиков. Среди лент, которые снял Роджер Корман, – фильмы «Это покорило мир» (1956), «Болотные женщины» (1956), «Атака крабов-монстров» (1957) и «Восставшие из мертвых» (1957), которые были высмеяны годы спустя в популярном телесериале «Mystery Science Theater 3000» (1988-1999). После съемки картин «Carnival Rock» (1957) и «Голый рай» (1957) он создал лучшее произведение эпохи «Не с этой Земли» (1957), в котором избавился от стандартного монстра в резиновом костюме, изобразив человекоподобного инопланетянина, прибывшего на Землю за кровью для питания своих соплеменников. Темный, жуткий и мистический, этот фильм стал одним из тех редких случаев, когда Корман смог превратить малый бюджет в творческое преимущество. Следующие ленты - «Пулеметный Келли» (1958), «Ночь зверя крови» (1958) и «Пост на Доуп-стрит» (1958) - не оставили сомнения в его намерении жертвовать художественными достоинствами в пользу быстрого, дешевого и в конечном счете прибыльного жанра.
От плотоядного растения до Эдгара По
Он снял еще один фильм ужасов, достойный похвалы, «Ведро крови» (1959), посвященный недалекому помощнику официанта в кофейне битников, который был принят в среду, обращая жуткие убийства в произведения современного искусства. Возможно, его самым известным фильмом того времени стал «Магазинчик ужасов» (1960), комедия о помощнике флориста, который вывел плотоядное растение, питающееся человеческой кровью. По нему были поставлены два успешных мюзикла и ремейк, а сама лента стала культовой и обрела долгую жизнь на видео и DVD, благодаря тому, что в эпизодической роли режиссер снял неизвестного тогда Джека Николсона. Корман Роджер вошел в свой самый известный период, когда экранизировал несколько рассказов и стихов Эдгара Аллана По, в которых снялся великий Винсент Прайс. Первый и лучший из фильмов – «Дом Ашеров» (1960), в котором Прайс сыграл Родерика Ашера, за которым последовала киноверсия рассказа Эдгара По «Колодец и маятник» (1961).
Роджер Корман продолжал снимать дешевые жанровые кинокартины по мотивам адаптаций По. После «Историй ужаса» (1962), он руководил молодым Уильямом Шатнером в «Нарушителе» (1962), удивительно зрелой и опередившей свое время ленте о расовой сегрегации и гражданских правах. В следующем году он режиссировал еще одну популярную экранизацию Эдгара По, основанную на самой известной работе автора, «Ворон» (1963), в котором главные роли сыграли Николсон, Питер Лорр и Борис Карлофф. Увлечение Корманом произведениями пионера триллера воплотилось в адаптациях «Заколдованный замок» (1963), «Маска Красной смерти» (1964) и «Могила Лигейи» (1964). Последний фильм отличался сценарием, написанным будущим обладателем Оскара Робертом Тауном. Тогда же был снят триллер «Деменция 13» (1963), режиссером которого стал молодой Фрэнсис Форд Коппола.
Корман Роджер вернулся к производству киноширпотреба, сняв «Пляжный мяч» (1965), «Путешествие на доисторическую планету» (1966) и «Дикие ангелы» (1966). Последний фильм на тему о байкерах блещет игрой Питера Фонды, Нэнси Синатра, Дайаны Лэдд и Брюса Дерна и сценарием Питера Богдановича. Затем в «Резне в День святого Валентина» (1967) Корман переключился на тему знаменитых гангстерских войн 1920-х годов, где снимались Джейсон Робарбс (Аль Капоне) и Багз Моран (Ральф Микер).
New World Pictures
Всегда позволяя творческим талантам экспериментировать, Корман привлек Николсона к написанию сценария «Путешествие» (1967), сюрреалистической психоделической фантазии о телевизионном коммерческом директоре, который отправляется в ЛСД-путешествие, подобное приключениям Алисы в Стране чудес, которое заканчивается его перерождением в финале. Говорят, режиссер принимал наркотики, чтобы получить лучшее представление о том, на что может быть похоже действие кислоты. Следующие несколько лет он режиссировал и продюсировал «Мишени» (1968), режиссерский дебют Питера Богдановича о нашумевшей в 1966 г. стрельбе Чарльза Уитмена с башни из снайперской винтовки, «Кровавую маму» (1968) с Шелли Уинтерс о криминальной семье во главе с Ма Паркер и «Данвичский ужас» (1970), в котором снимались Дин Стокуэлл и Сандра Ди, а сценарий написал будущий оскароносный режиссер Кертис Хэнсон. Неудовлетворенный вмешательством в сценарии и бюджеты своих фильмов дистрибьютора American International Pictures, Корман в 1970 году решил организовать собственную компанию New World Pictures, чтобы получить полный контроль над своей продукцией. Он снял фильмы «Газ!» (1970) и «Фон Рихтгофен и Браун» (1970), но вскоре потерял интерес к режиссуре до 1990-х годов.
Секс и криминал
Одновременно Корман активно помогал встать на ноги начинающим режиссерам, многие из которых создали величайшие картины в истории кино. После запуска карьеры Джонатана Демме, начавшейся с написания сценария для «The Hot Box» (1972), он нанял молодого Мартина Скорсезе для съемки картины «Берта по прозвищу Товарный вагон» (1972), криминальной драмы о периоде Великой депрессии, вынудившем молодую женщину (Барбара Херши) и профсоюзного деятеля (Дэвид Кэррадайн) стать на путь преступления. Тогда же Корман снял серию фильмов о сексуальной эксплуатации, полную наготы и насилия, в которых было мало сюжета или ярких персонажей, в том числе «Нежная забота» (1972), «Студентки-практикантки» (1973) и «Молодые медсестры» (1973). Киношколу Кормана прошел и Кертис Хэнсон, дебютировавший режиссером в «Сладком убийстве» (1973), а Демме попытал счастья в фильме о женщинах в заключении «Ренегатки» (1974). После «Сестёр милосердия» (1974), «Сумасшедшей бабы» (1975) и эпизодической роли в «Крестном отце II» (1974) он снял еще один качественный научно-фантастический боевик «Смертельные гонки 2000» (1975), футуристическую сатиру о национальном ралли, победителем которого станет водитель, задавивший больше пешеходов.
Погони и криминальные триллеры
10 лет Корман штамповал ленты о погонях и криминальные триллеры - «Пушечное ядро» (1976), «Тюрьма округа Джексон» (1976) с Томми Ли Джонсом и «Grand Theft Auto» (1977), в котором дебютировал Рон Ховард. Затем он выпустил пародию на фильмы ужасов «Пиранья» (1978) Джо Данте. После продюсирования и исполнения роли в документальной ленте «Роджер Корман: дикий ангел Голливуда» (1978) он создал некоторые из своих наиболее известных картин: «Школа рок-н-ролла» (1979), «Дама в красном» (1979) и «Битва за звездами» (1980), один из его самых больших хитов, в которых вновь были использованы таланты Джона Сэйлза и спецэффекты Джеймса Кэмерона. Успешным был и фильм «Вой» (1981), новаторская лента об оборотне, с потрясающим макияжем, режиссурой Джо Данте и сценарием Сэйлза. Вслед за «Запретным миром» (1982), «Ангелами ада навсегда» (1983) и «Чудаками» (1984) Корман в очередной раз продемонстрировал свою острую деловую хватку, когда в 1983 году он продал New World Productions, самую большую независимую компанию, занимающуюся производством и распространением фильмов в США, за 16,5 млн $.
Новые горизонты
Кроме того, в том же году Корман основал кинокомпанию Concorde/New Horizons, которая стала успешным и прибыльным предприятием, в полной мере использовавшим новые рынки, такие как продажа видеокассет, а позднее DVD-дисков, платное телевидение, а также продажи за рубежом, выпускавшая недорогие фильмы, такие как «Нарушения правил» (1985), «Резня в Сорорити-хаус» (1986), «Кошмар в летнем лагере» (1986) и «Раздетая для убийства» (1987), полные сцен насилия и наготы. В течение следующих нескольких лет Корман выпустил длинную серию фильмов ужасов и лент о боевых искусствах, которые отличались низким качеством и едва ли отличались друг от друга. Но, как всегда, его работы приносили прибыль. Из многих названий лишь несколько выделялось, в том числе «Кровавый кулак» (1989), который породил множество продолжений на протяжении многих лет. Он также помог возродить карьеру порнозвезды Трэйси Лордс, снявшейся в ремейке «Не с этой Земли» (1988). Затем после двадцатилетнего перерыва Корман неожиданно вернулся к режиссуре, сняв фильм «Франкенштейн освобожденный» (1990). Он продолжил исполнять роль продюсера фильмов с такими нелепыми названиями, как «В порыве страсти» (1991), «Смертоносный импульс» (1992) и «Карнозавр» (1993).
В последние годы актер Корман Роджер снялся в нескольких нашумевших картинах, в том числе в «Молчании ягнят» (1991) и «Филадельфии» (1993), режиссером которых был его старый протеже Джонатан Демми. После появления в фильме «Аполлон-13» (1995) Рона Ховарда он, казалось, начал снижать темп своей работы впервые после того, как начал снимать 40 лет тому назад. На самом деле Корман просто сравнялся с обычным темпом современных продюсеров, выпускающих один или два фильма в год. Вслед за «Черным громом» (1998) и «Приходом ночи» (2000) он был исполнительным продюсером «Варвара» (2003), дешевой подделки под «Конана-варвара». Корман продолжал эксплуатировать старые сюжеты и декорации, создав энный по счету сиквел «Кровавый кулак 2050» (2005).
Почетный «Оскар»
Роджер Корман достаточно долго вращался в киноиндустрии, чтобы завоевать уважение Голливуда, который в значительной степени игнорировал режиссера на протяжении большей части его карьеры. В 2009 году, после продюсирования веб-сериала Джо Данте «Сплеттер», на церемонии награждения Governors Awards, состоявшейся 14 ноября, Корману был вручен почетный «Оскар». Хотя некоторые назвали награду незаслуженной из-за отсутствия у него художественности и вкуса на протяжении многих лет, многие выступили в его защиту, аргументируя это тем, что режиссер и продюсер внес значительный вклад в кинематограф, так как благодаря ему появилось многих великих кинематографистов.