Американский инженер и изобретатель Роберт Фултон: биография, открытия и интересные факты

Роберт Фултон – одно из самых интересных имен Нового времени. Очевидец многих интересных событий, участник войн, изобретатель и ученый. Можно долго перечислять уникальные качества этого человека, но не лучше было бы обратиться к наследию того, что оставил потомкам Роберт Фултон?

Биография

Детство и юность будущего изобретателя прошли в Америке. Дата рождения - 1765 год. Место рождения – городок Маленькая Британия. Отец Роберта умер, когда мальчику было всего три года. Роберту с семьей пришлось переехать поближе к родным матери – в небольшой городок Ланкастер. Там Роберт Фултон пошел в школу.

Образование тех времен оставляло желать лучшего. Ученикам давались для заучивания длинные куски греческих и римских произведений, рассказывались истории из жизни далеких европейских стран – все это не представляло для будущего изобретателя ни малейшего интереса. Куда охотнее он проводил время в старой кузнице на краю города, рылся в инструментах мастеровых, собирал всякие безделушки. Уже в тринадцать лет он составил свой первый технический чертеж, а чуть позже по его наброскам на воду спустилась первая в мире лодка с паровым двигателем.

После окончания школы Роберт Фултон пробует себя в ювелирном деле. Потом он попытался стать чертежником. Поняв, насколько ему не хватает знаний, он решается на долгое путешествие в Англию - столицу технических новинок. Именно здесь все, что изобрел Роберт Фултон, начинает принимать реальные очертания – мечты превращаются в реальность.

Пребывание в Англии

Жил Роберт Фултон у Бенджамена Уэста – одного из самых известных художников того времени. Он не оставлял своей мечты сделать морской корабль с принципиально новым двигателем – не весельным и не ветровым. Наконец, проект был создан. Первый чертеж парохода был представлен правительству Англии в 1793 году.

В 1797 году он перебрался в Париж, где продолжал работать над свои изобретением, которое бы увековечило его имя - Роберт Фултон. Биография изобретателя говорит о самом насыщенном периоде его жизни. В Париже Фултон изучает немецкий и французский языки, усовершенствует собственные знания по химии, технике и математике. Здесь он знакомится с Джеймсом Рамзи английским изобретателем, который в 1786 году построил прототип первого парохода в Западной Вирджинии.

Неприятие открытия

К удивлению Франклина, его открытие посчитали прихотью, бесполезной игрушкой. Адмиралтейство указало, что оно не собирается вкладывать средства в заведомо несуществующий корабль. Разочарованный Роберт Фултон со своими проектами собрался во Францию, где к тому времени уже отгремела революция, и к власти пришел Наполеон 1. Может быть, во Франции понадобятся его новые проекты?

Роберт Фултон и Наполеон

В записках графа Мирабо есть упоминание о встрече американского изобретателя с Наполеоном. Роберт Фултон, создатель парохода, предложил императору пополнить флот Франции новыми кораблями, которые приводились бы в движение при помощи пара. Он убеждал императора, что с такими боевыми машинами Наполеон 1 быстро одолеет свою извечную соперницу – Францию.

Выслушав изобретателя, Наполеон воскликнул:

- Ежедневно мне кладут на стол ужасающие проекты, глупее которых и выдумать невозможно. Только вчера мне предложили высадить на побережье Англии кавалерию, усаженную на ручных дельфинов. Уходите прочь – вы, видимо, один из этих сумасшедших!

Интересно, что всего лишь восемь лет спустя английский корабль «Беллерофонт» отвозил Наполеона к месту его первой ссылки – на остров Св. Елены. В открытом море английский корабль встретился с пароходом «Фултон», которой двигался при помощи паровых двигателей.

Пароход обогнал «Беллерофонт» и скрылся за горизонтом. Провожая взглядом американский пароход, Наполеон грустно заметил:

- Не прислушавшись к Фултону, я потерял свою корону.

Первые корабли

Ну а пока Фултон ищет спонсоров для постройки первых кораблей с паровыми двигателями, в 1800 году во Франции была продемонстрирована подводная лодка «Наутилус», покорявшая воображение зевак.

Но для военных целей «Наутилус» не годился, он был слишком медленным, и быстрые парусники противника легко уворачивались от подводной лодки. Дальнейшее строительство таких кораблей было приостановлено, а значение подводных лодок было оценено лишь сотню лет спустя – во время Первой мировой войны. Возможно, под впечатлением от этого корабля много лет спустя Верн напишет своего бессмертного «Капитана Немо». В 1803 году воды Сены бороздит первый пароход. Но для масштабного производства все равно не хватает времени и средств. И Роберт Фултон принимает решение возвратиться в Америку.

Покорение моря

В Америке Роберт Фултон несколько лет потратил на совершенствование принципов колесных двигателей, работавших на паровой тяге. Через три года, после возвращения на родину в конце лета 1807, на воды Гудзона был спущен первый пароход. Современники называли его «пароход Северной Реки из Клермонта», а вот в исторических записках он известен под названием «Клермонт». На самом деле Клермонт – название усадьбы друга Фултона, которая располагалась в 177 километрах от Нью-Йорка. Первый рейс «Северной реки» был сделан по Гудзону, по маршруту «Клермонт-Нью-Йорк». Убедившись в экономическом потенциале своего изобретения, Фултон запатентовал свое открытие и наладил выпуск пароходов в США.

Пароходы в России

В 1813 году Фултон обратился к российскому правительству с просьбой предоставить исключительное право на строительство речных пароходов на территории Российской империи. Император Александр 1 предоставил ему все необходимые права, но выполнить заказ правительства Фултон так и не смог. За три года на воду не был спущен ни один корабль. После смерти изобретателя в 1815 году монополию на возведение кораблей выкупил Чарлз Берд, который в том же году спустил на воду свой первый корабль на паровой тяге. Отчет о данном событии был опубликован в журнале «Сын Отечества». Там же впервые было использовано слово «пароход», которое в дальнейшем прочно вошло в современный русский язык.

Комментарии