Чувашский просветитель Иван Яковлев: биография, творчество и интересные факты

Чувашский просветитель Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 года в неприметной деревушке Кошки-Новотимбаево, в Симбирской губернии. Он был сыном небогатого крестьянина и в совсем раннем возрасте остался без родителей. Осиротевшего ребенка усыновила чувашская семья Пахомовых из той же деревни.

Ранние годы

Мальчику повезло получить образование, которое в будущем позволило ему не только начать карьеру, но и заняться просвещением поволжского населения. В 1856 году мальчик отправился на учебу в училище, в соседнее село Буинского уезда.

Иван Яковлев попал туда благодаря предписанию, которое издало удельное ведомство, отвечавшее за образование крестьян-сирот. Сельское училище было окончено в 1860 году. В нем Иван Яковлев стал лучшим учеником. Природные способности и таланты позволили ему попасть в уездное училище губернского города Симбирска, а потом и в местную гимназию.

Знакомство с чувашской культурой

Яковлев попал в класс землемеров. Окончив учебу в гимназии, он четыре года проработал по своей специальности в Симбирской удельной конторе. Будучи сельским мерщиком, молодой Иван Яковлев объездил не только родную, но и соседние Казанскую и Самарскую губернии. Путешествия не проходили даром. Посещая села и знакомясь с местными жителями, землемер лучше узнавал жизнь, культуру и быт поволжского населения, среди которого были русские, татары, чуваши и мордва.

В то же время на мировоззрение молодого Яковлева сильное влияние оказывали либеральные идеи 60-х гг. XIX века. Следуя этим заветам, он пришел к выводу, что родной чувашский народ нуждался в просвещении, приобщении к русской культуре, а также обучении грамоте. В поволжской провинции уровень ее распространения был крайне низок по сравнению со столицей. Иван Яковлев верил, что, для того чтобы улучшить жизнь чувашей, вовсе не обязательно было прибегать к кровопролитным революциям и социальным потрясениям. Достаточно просветить народ и воссоздать его культуру.

Педагог

Для осуществления своего замысла Яковлев стал подрабатывать репетиторством. Впрочем, эта работа не была его основным занятием. Деньги от уроков начинающий преподаватель стал тратить на организацию и содержание собственной частной школы для чувашских детей.

На этом первом этапе главным товарищем и соратником просветителя был его односельчанин Алексей Рекеев. Он разделял идеи и надежды, которые испытывал Иван Яковлевич Яковлев. Биография педагогов показала, что их стремление обучать детей из глубинки не было просто сиюминутным увлечением юности – они действительно посвятили этой цели свои жизни.

Сторонники

Серьезную поддержку Яковлеву оказал Илья Ульянов – инспектор народных училищ Симбирской губернии и отец Владимира Ленина. Его помощь способствовала расширению школы молодого педагога. В 1870 году Иван Яковлев окончил обучение в гимназии, получив золотую медаль. После этого он отправился продолжать образование в Казанский университет. Во время его отсутствия о чувашской школе заботился Илья Ульянов. Инспектор народных училищ отправлял студенту книги, необходимую литературу и даже деньги, для того чтобы он мог беспрепятственно получить специальность.

В университете Яковлев познакомился с профессором и знатоком фольклора Николаем Ильминским. Его детальные консультации позволили составить новый чувашский алфавит, созданный на основе славянской графики. Уже давно назрела необходимость его обновления. Дело было в том, что прежний алфавит, использовавший в качестве основы тюркский древнебулгарский язык, устарел, а использовался он только небольшой частью населения.

Издание букваря

Появление нового чувашского букваря не заставило себя долго ждать. Книга была издана в 1872 году. Этот букварь и написанные позже рассказы Ивана Яковлевича Яковлева стали важной вехой для развития национальной культуры поволжского народа. Книги просветителя быстро обрели популярность и стали поистине народными. При этом первые два тиража букваря издавались на собственные средства педагога. Самоотверженное решение просветителя не было удивительным для тех, кто хорошо его знал.

Много сил, времени и других ресурсов на просвещение народных масс тратил Иван Яковлевич Яковлев. Биография этого человека удивительна и ярка, ведь до него никто не прикладывал столько усилий для того, чтобы помочь развитию чувашской культуры. В 70-е Яковлеву помогала его молодость и юношеский задор, с которым он брался за любое дело.

Инспектор чувашских школ

В 1875 году студент окончил Казанский университет, получив диплом историко-филологического факультета. Теперь перед ним открылись совершенно новые возможности. Молодой человек стал инспектором, следившим за состоянием чувашских школ в поволжских губерниях. Местом его постоянного пребывания стал Симбирск, где находился центр учебного округа.

Именно тогда филолог и историк во всю силу принялся за просветительскую и педагогическую деятельность. Она была полна тревогами, заботами и драматическими противостояниями с местными чиновниками. Но в то же время каждый публичный рассказ Ивана Яковлева о деле всей его жизни привлекал к нему множество сторонников. Это были не просто симпатизирующие люди. Большую их часть представляли губернские дворяне, обладавшие деньгами и влиянием. Во многом благодаря им просветителю удалось встать во главе Симбирской чувашской школы. Это учебное заведение быстро превратилось в локальный феномен. В школе получали специальность будущие педагоги, которые потом начинали работать в местных небольших школах, помогая чувашским детям избавляться от безграмотности. За пятьдесят лет работы Симбирская школа выпустила несколько тысяч учителей. Это образовательное учреждение стало важным центром чувашской культуры и письменности.

Литературная деятельность

Что конкретно делал Иван Яковлев? Биография педагога представляет пример постоянно пишущего человека. Просветитель регулярно издавал новые учебные пособия, учебники, переводил на чувашский язык художественную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу. Особенной популярностью пользовались рассказы Ивана Яковлевича Яковлева для детей. Они издавались в виде сборников и хрестоматий, моментально распространявшихся среди народных масс. В каждом чувашском доме, где воспитывали малышей, эти книги стали настольными.

Отдельное место занимает эпистолярное наследие Яковлева. Просветитель переписывался с академиками, учеными, музыкантами, художниками, журналистами и издателями. За пятьдесят лет он написал около двух тысяч больших писем. Теперь все они представляют историческую и культурную ценность. Благодаря им можно восстановить картину поволжской провинции конца XIX – начала XX в. Письма и сказки Ивана Яковлева не раз переиздавались как в советскую, так и в современную эпоху.

Чувашский просветитель

Важнейшим принципом просветителя была его идея о том, что чувашская культура должна интегрироваться с русской и ни в коем случае не вступать с ней в конфликт. Яковлев считал, что интересы народов огромной империи, а потом и социалистического государства не могут быть противопоставлены. Наоборот, все нации, вне зависимости от их этнических и культурных отличий, должны встать на путь объединения и укрепления связей между собой.

Этот принцип лучше всего отражался на деятельности педагога, связанной с просвещением чувашей. Яковлев полагал, что этот народ должен приобщиться к христианству, так как именно религия могла стать важным связующим звеном между разными этносами. Для этого он сам перевел на чувашский язык некоторые библейские сочинения, в том числе Псалтырь и Новый завет. Для этого же Иван Яковлевич в свое время создал новый алфавит, основанный на кириллице. Кроме того, он считал, что необходимо знакомить русское население с чувашскими реалиями – бытом, традициями и обычаями. Просветитель продолжал преподавать и писать книги до глубокой старости.

Он скончался 23 октября 1930 года. Сегодня память об Иване Яковлеве чтится на территории всего Поволжья, и особенно среди чувашского населения.

Комментарии