Корригирующая гимнастика после сна в подготовительной, в средней и в старшей группе
Корригирующая гимнастика – это разновидность лечебной физкультуры. Она представляет собой систему несложных упражнений, направленных на укрепление определенной группы мышц. В этой статье мы расскажем, как корригирующая гимнастика после сна влияет на физическое развитие детей дошкольного возраста, а также предложим несколько комплексов для разных возрастных групп.
Общие сведения
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – одна из важных задач дошкольного воспитания. Именно поэтому в детском саду особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе. Помимо обязательных занятий, в дошкольных учреждениях ежедневно проводится утренняя зарядка, на прогулках организовываются подвижные игры, а во время занятий предусмотрены физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Особое место в данной системе занимает корригирующая гимнастика, так как ее целью является укрепление различных групп мышц, формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей. Удобнее всего проводить эту полезную зарядку после дневного сна перед полдником. Несложные упражнения помогут детям проснуться и обеспечат запас бодрости во время второй половины дня. Кроме того, регулярные занятия помогут сформировать у ребенка бережное отношение к своему здоровью и предотвратят появление простудных заболеваний.
Особенности проведения
Каждому педагогу и заботливому родителю известно, что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому все занятия малышей рекомендуется проводить именно в игровой форме. И корригирующая гимнастика не является исключением из правил. Поэтому мы рекомендуем во время проведения комплекса упражнений включать сюрпризные моменты, давать задания в стихотворной форме, загадывать детям загадки. Лучше всего выполнять упражнения под негромкую, но веселую музыку. Такой подход обеспечит появление интереса у детей к физической культуре и подарит им массу положительных эмоций.
Гимнастика в разных возрастных группах
Важно помнить, что в каждой группе детского сада физическое воспитание ставит разные задачи. Упражнения разрабатываются на основе знаний о возрастных особенностях и группе здоровья малышей. Такой подход не только помогает укрепить мышцы и улучшить осанку, но и не вредит тем детям, которые нуждаются в специфическом уходе или лечении. Поэтому перед проведением комплекса упражнений необходимо выяснить, есть ли противопоказания в каждом конкретном случае, и учесть пожелания лечащего врача. Каждый новый комплекс следует вводить аккуратно, сначала разучивая его с детьми, а затем совершенствуя каждое упражнение. Чтобы сохранить интерес малышей к гимнастике, следует менять комплексы каждые две недели.
Корригирующая гимнастика в средней группе
В этом возрасте перед педагогом стоят следующие задачи:
- Укреплять здоровье детей.
- Формировать двигательные умения и навыки.
- Развивать пластичность, умение слушать воспитателя и повторять его действия.
Каждый комплекс состоит из нескольких частей:
- Упражнения в постели.
- Упражнения в группе на ковриках (с оборудованием и без) – гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
- Дыхательная гимнастика.
Примерные упражнения основной части:
- Ходьба по массажным дорожкам, на носочках и пяточках. Руки в это время можно ставить на пояс или плечи.
- Шагать, высоко поднимая колени, а затем захлестывая ноги назад.
- Ползание на четвереньках - упражнение «Кошечка».
- Дети встают по кругу на расстоянии вытянутых рук. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки поставить на пояс. Выполнить повороты корпусом несколько раз.
- И.п.: стоя, руки положить на плечи и начать прыгать – ноги сначала врозь, а потом вместе. Дышать следует через нос.
- Выполнить несколько приседаний, вытягивая руки вперед.
- Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку с руки».
После занятия можно перейти к водным процедурам.
Корригирующая гимнастика в старшей группе
В этой возрастной группе сохраняются ранее поставленные задачи и добавляются новые. Например, воспитатель старается привить детям любовь к двигательной активности и здоровому образу жизни. Объясняет, для чего нужна корригирующая гимнастика и закаливание. Здесь также сохраняются упражнения в постели после дневного сна. Это знакомые «Потягуши», вытягивание носочков вперед и на себя. Основной комплекс упражнений выглядит следующим образом:
- Разминка проходит в группе – желательно, чтобы температура после проветривания была ниже, чем обычно, на два или три градуса. Дети занимаются в носочках и облегченной одежде. Первое упражнение, как обычно, ходьба, ходьба на носочках и пятках, на внешней и внутренней стороне стопы.
- Передвижение на корточках «гусиным шагом», положив руки на колени.
- Дети становятся вокруг воспитателя прямо, пальцы сцепляют за спиной в замок. Выполнить наклоны вперед и повороты в стороны.
- Шаги на месте.
- Хлопки под поднятой ногой.
- Прыжки - руки поднимаются и опускаются вниз. Чередовать с ходьбой.
- Дыхательное упражнение «Задуй свечу».
Когда зарядка будет закончена, переходите к водным процедурам.
Гимнастика после сна в подготовительной группе
В этом возрасте детям предлагают выполнять более сложные упражнения, учат активным движениям и закрепляют навыки самомассажа рук, ног и биологически активных точек. Корригирующая гимнастика в подготовительной группе часто включает в себя ряд закаливающих процедур – хождение босиком, принятие воздушных ванн, обширное умывание (ополаскивание водой рук, лица, шеи и груди). Примерный комплекс основных упражнений выглядит так:
- Зарядка в кровати: потягивание, вращение кистей рук, разминка мышц шеи (повороты и кивки), разминка стоп (носочки тянутся на себя и вперед).
- В группе дети ходят по кругу на носках и пятках, внешней и внутренней стороне стопы, ползают на четвереньках по узкой дорожке, выполняют упражнение «широкий шаг» и другие.
- Далее все переходят в группу на коврики и ложатся на спину. Задание – попеременно поднимать вверх ноги и хлопать под коленом.
- Упражнение «Велосипед».
- И.п.: лежа на животе, руки вытянуты. Одновременно поднимать конечности вверх, прогибаясь в пояснице. Можно задерживаться в таком положении на пять секунд.
- Дыхательная гимнастика – упражнение «Надуваем шарик».
Корригирующая гимнастика – важный элемент физического развития детей в дошкольном возрасте. Поэтому важно выполнять ее регулярно в одно и то же время.