Степан Дмитриевич Эрьзя: биография и фото
Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия – Нефедов) – известный русский скульптор, благодаря которому весь мир узнал о существовании одного мордовского племени. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.
Происхождение скульптора
Степан Дмитриевич Эрьзя родился в Ардатовском районе Мордовии (д. Баево) 27 октября 1876 года. Родители его были крестьянами, относящимися к мордовскому племени эрзя (отсюда и псевдоним скульптора). В этом племени языческие верования сохранялись и в 19 столетии. Известно, что эрзя чтили души рек, родников и камней, поклонялись священным деревьям. Тем не менее, сам Степан был православным, причем уже в 3-м поколении.
Период обучения
Будущий скульптор начал самостоятельную жизнь в возрасте 14 лет. В течение дальнейших 10 лет Степан Дмитриевич Эрьзя занимался различными промыслами, включая роспись храмов. Лишь вернувшись к своим родителям в г. Алатырь, куда они переехали к тому времени, Степан начал заниматься тем, что стало его настоящим призванием. Местные купцы высоко оценили декорации, которые он сделал к любительскому спектаклю по творчеству А. С. Пушкина. Они решили показать рисунки Степана Дмитриевича директору Строгановского училища города Москвы.
В 1901 году, практически не владея русским языком, Эрьзя отправился на обучение в Москву. Отучившись год в Строгановском училище, где он посещал вечерние рисовальные классы, Степан Дмитриевич Эрьзя смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В течение года Эрьзя готовился стать живописцем, однако затем решил перейти на скульптурное отделение. Ему легко давалась учеба. Эрьзя Степан Дмитриевич быстро освоил ремесло скульптора благодаря своей природной одаренности. Учителем его был С. М. Волнухин, который известен как автор памятника Ивану Федорову, русскому первопечатнику. Степана связывали дружеские отношения со своим учителем. Эрьзя помогал ему после революции. Он увез больного Волнухина на юг, пытаясь спасти его. Однако учитель его умер у него на руках. Творчество представителя импрессионизма П. П. Трубецкого также оказало большое влияние на становление будущего скульптора.
Эрьзя Степан Дмитриевич не окончил курса. Он посчитал, что получил в училище все, что мог. В 1906 году он отправился в Италию. Именно здесь он окончательно стал именовать себя Эрьзей, считая, что тем самым заявляет миру о своем народе. Следует отметить, что он откликался на это прозвище и раньше, а иногда подписывал фамилией Нефедов-Эрьзя свои ученические работы.
Работы, выполненные в Италии
Вдохновленный творчеством Микеланджело, Эрьзя принялся работать в мраморе. В Италии он быстро освоил нужные навыки. Скульптор рубил свои творения сразу в камне. Он не готовил предварительно проекты или эскизы. Следует отметить, что немногие мастера работали, используя технику прямого высекания. Обычно они прибегали к услугам помощников. В настоящее время сохранилось не так много работ Эрьзи, относящихся к данному периоду. Среди этих скульптур необходимо отметить статую Иоанна Крестителя. Эта работа была выполнена для храма г. Специя.
Первый громкий успех
В 1909 году к Степану Дмитриевичу пришел первый громкий успех. Именно тогда на восьмой Международной выставке в Венеции была продемонстрирована композиция Эрьзи, получившая название "Последняя ночь осужденного перед казнью". Это произведение Степан Дмитриевич создал после посещения расположенной в Москве Бутырской тюрьмы. Нужно сказать, что в годы ученичества интересующий нас скульптор подрабатывал фотографом. В это время снимал революционеров, которые были арестованы, Эрьзя Степан Дмитриевич.
Краткая биография мастера не предполагает подробного знакомства с его творчеством. Однако необходимо сказать пару слов о "Последней ночи осужденного перед казнью", поскольку это очень важная работа. Степан Дмитриевич изобразил сидящего полуобнаженного человека, который мучительно пытается осознать то, что вскоре ему предстоит. В этой фигуре угадывается сходство с автором, что характерно для целого ряда работ интересующего нас мастера.
Нужно сказать, что эта скульптура произвела большое впечатление на выставке. Эрьзю сразу же стали называть не иначе как "русский Роден". Интересно, что незадолго до выставки работа, которая должна была быть представлена на ней, была испорчена. Степану Дмитриевичу пришлось восстанавливать скульптуру всего за 4 дня. В настоящее время местонахождение этой работы, выполненной в бетоне, неизвестно. Имеются лишь ее воспроизведения.
Переезд во Францию
Степан Дмитриевич Эрьзя, скульптуры которого к тому времени были уже достаточно известны за границей, в 1910 году переехал во Францию. Большой успех имели его выставки в Мюнхене, Ницце и Милане. Музей в Ницце приобрел его работы, их покупали и частные коллекционеры. В Париже в 1913 году провел свою первую персональную выставку Эрьзя Степан Дмитриевич. Биография его в это время отмечена созданием целого ряда скульптурных портретов, выполненных на заказ. Это дало значительный доход мастеру. Степан Дмитриевич Эрьзя, работы которого пользовались большим спросом, запоминал пластику модели мгновенно. Поэтому заказы он выполнял очень быстро – достаточно было одного-двух сеансов.
Женские портреты
Степан Дмитриевич в 1912 году создал портрет своей любимой женщины, Марты. Этот скульптурный образ (грациозный наклон головы, таинственная полуулыбка), а также особые приемы лепки (контрастно сглаженное лицо, фактурно обработанные массивные волосы) в дальнейшем творчестве художника будут повторяться во множестве женских портретов. В работе "Норвежская женщина", созданной в 1914 году, скульптор с большим мастерством передал непростое душевное состояние героини, не очень красивой и не очень молодой женщины. Она испытывает то ли счастье, то ли страдание.
Возвращение в Россию
Эрьзя в 1914 году вернулся в Россию. Его соседом стал С. Т. Коненков, который существенно повлиял на дальнейшее творчество мастера. Степан Дмитриевич, мобилизованный в период Первой мировой войны, находился под началом доктора Г. О. Сутеева. Эрьзя служил санитаром. Врач, под началом которого находился Степан Дмитриевич, записал его рассказы, полные необыкновенных приключений, о его жизни за границей. Эти рассказы впоследствии были опубликованы.
Вернувшись на родину, скульптор создавал работы не только в мраморе. Эрьзя использовал и материалы, которые в станковой скульптуре считаются необычными (железобетон, цемент). Кроме того, художник применял бетон с металлической стружкой. Эрьзя сначала работал в дереве. Этому способствовала его дружба с Коненковым, который был известным мастером по созданию деревянной скульптуры. На выбор материала повлияли и детские впечатления, которые получил Степан Дмитриевич, любуясь работами мордовских народных мастеров, выполнявших скульптуры из дерева.
Поездка на Урал
Мрамор неизменно оставался излюбленным материалом Эрьзи. Степан Дмитриевич даже отправился на Урал на поиски редких пород мрамора. Эта поездка относится к периоду с 1918 по 1921 год. В это время скульптору пришлось пережить все тяготы сурового послереволюционного времени и последовавшей за ним гражданской войны.
"Ева"
"Ева" – известная работа Эрьзи, выполненная в 1919 году. Библейская прародительница высечена из мрамора. Она предстает перед нами в образе деревенской пышнотелой молодухи, наивной и эротичной одновременно. Эта скульптура перекликается с творениями мастеров модерна. Угасание данного стиля относится к периоду становления Эрьзи в качестве скульптора.
Послевоенные годы
Степан Дмитриевич в первые годы после войны проживал в Екатеринбурге, а также в Москве, Батуми, Новороссийске, Баку. Мастер преподавал, принимал участие в мероприятиях, проводимых новой властью. Эрьзя в 1922 году выполнил портреты Акакия Церетели, Шота Руставели, Ильи Чавчавадзе. Также он создал следующие работы: "Леда и лебедь", "Материнство", "Летящий". Все эти творения выполнены из дерева. Художник создавал и декоративные работы на заказ. Большая часть из них не сохранилась. Среди этих работ нужно отметить памятники Карлу Марксу и Свободы в Екатеринбурге. Оба они выполнены из цемента и относятся к 1920 году. Среди сохранившихся работ этого времени представлены откровенно слабые, такие как Дом Союзов в Баку. Чувствуется, что Эрьзя не владел этими формами. Также делал головы и бюсты Ленина скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя.
Аргентинский период творчества
Художник в 1925 году стал членом Общества русских скульпторов. В следующем году он поехал во Францию со своей выставкой, после чего решил не возвращаться на родину. Эрьзя поселился в Аргентине, поскольку европейские страны не хотели принимать "красного скульптора". Так начался новый плодотворный этап в жизни такого художника, как Степан Дмитриевич Эрьзя.
Аргентинский период сильно повлиял на творческое своеобразие мастера. Степан Дмитриевич, переехав в эту страну, поселился в небольшом домике, расположенном на окраине Буэнос-Айреса. Эрьзя регулярно выставлял на местных выставках свои работы, издал на собственные средства брошюру с информацией о них. В этот период единственным материалом для Эрьзи была древесина альгарробо и квебрахо, которая произрастает исключительно в южноамериканских лесах. Этот материал является исключительно твердым, поэтому он потребовал от Степана Дмитриевича тяжелой, кропотливой работы. Художник использовал наплывы, наросты, корни деревьев, соединяя нужные куски клеем. В 1932 году выполнил голову-маску "Моисей" (на фото выше) Степан Дмитриевич Эрьзя. Аргентинский период - это также время создания скульптурных портретов его отца и матери, "Льва Толстого" (в 1930 году). В 1944 году художник выполнил работу "Мужик". Также Эрьзя создал множество портретов юных красавиц.
Возвращение на родину, последние годы жизни
В 1950 году Эрьзя (Нефедов) Степан Дмитриевич вернулся в СССР. Вместе с ним на корабле прибыли практически все его скульптуры (всего более 300 работ). Также художник привез куски древесины альгарробо и квебрахо для своих будущих произведений. Организованная в Москве в 1954 году персональная выставка Эрьзи имела большой успех.
Скульптор скончался 27 ноября 1959 г. В Саранске покоятся останки великого мастера, каким, безусловно, был Степан Дмитриевич Эрьзя. Фото его могилы представлено выше.