Какая страна - родина шахмат?

Шахматы были изобретены много веков назад, и до сих пор неизвестно, кто именно их придумал. Из-за давности событий появление этой игры обросло множеством мифов и легенд.

Какая страна родина шахмат? Если верить легендам, игра берет свое начало в Индии.

История шахмат

Индия – родина шахмат. Считается, что появились они в первые века нашей эры. Позже шахматы перенеслись в разные уголки планеты, и каждый народ добавлял что-то свое: изменял название игры, форму фигурок, однако правила оставались неизменными – поставить мат королю.

Историки шахмат уверенны, что игру придумал не один конкретный человек, а большой коллектив разных народов, дополняя и преображая ее в разное время. Мнения ученых сходятся только в одном: Индия - страна родина шахмат.

Однако есть такие китайские историки, которые не считают, что индийское происхождение шахмат полностью доказано. Они ищут доказательства, подтверждающие, что игра пришла из Китая.

Какая родина шахмат? Подтверждений, опровергающих индийское происхождение игры, нет, а первые упоминания об ней в китайской литературе относятся только к 8 веку нашей эры. Это только подтверждает, что родина шахмат – Индия.

Легенды происхождения шахмат очень интересные и необычные, рассмотрим некоторые из них.

Братья Гав и Талханд

Описание этой легенды найдено у персидского поэта Фирдоуси, написавшего эпос около тысячи лет назад.

В одном индийском царстве жила царица и два ее сына-близнеца Гав и Талханд. Пришло время им царствовать, однако мать не могла решить, кого поставить царем, поскольку любила сыновей одинокого. Тогда царевичи решили устроить бой, выигравший и станет правителем. Поле боя выбрали на берегу моря и окружили его рвом с водой. Создали такие условия, чтобы отступать было некуда.

Условием турнира было не убить друг друга, а разгромить войско противника. Начался бой, в результате которого погиб Талханд.

Узнав о гибели сына, царица впала в отчаянье. Прибывшего Гава она упрекала в убийстве брата. Однако он ответил, что не причинил телесного вреда брату, тот умер сам от истощения организма.

Царица попросила рассказать подробно о том, как происходил бой. Гав вместе с людьми со своего окружения решили воссоздать поле битвы. Для этого взяли доску, разметили клетки и поместили на нее фигурки, изображавшие воюющих. Противостоящие войска поставили на противоположные стороны и разместили рядами: пехота, конница и опять пехота. В среднем ряду по центру стоял царевич, рядом - его главный помощник, далее по две фигуры слонов, верблюдов, коней и птиц Рух. Двигая разные фигуры, царевич показал матери, как проходила битва.

Таким образом, видно, что древняя шахматная доска имела 100 клеточек и фигуры на ней стояли в три линии.

Самая известная легенда про шахматы и зерно

Эта легенда рассказывает о том, как изобретший шахматную игру брамин обхитрил царя.

Однажды брамин, проживающий в Индии, изобрел шахматы и наглядно продемонстрировал, как в них играть правящему царю, которому она очень понравилась. За это царь решил исполнить любое его желание. Тогда брамин попросил дать ему зерна, при этом сказал, что много не попросит. Надо только на первую клеточку положить одно зернышко, на вторую два, на третью четыре, на четвертую восемь и на каждую следующую клеточку удвоенное число зерен с предыдущей клетки.

Царь согласился, однако, когда начал выполнять обещанное, зерно его царства закончилось, а до конца доски оставалось еще много клеточек. Таким образом браним обхитрил царя.

Игра чатуранга

Поскольку родина шахмат – Индия, то прародителем современной шахматной игры считают игру чатуранга. Название обозначает присутствие четырех составляющих: пехоты, конницы, слона, колесницы. Играющих должно быть четверо. Доску, состоящую из 64 клеток, делили на 4 части и в каждую из них ставили: 4 пешки, по одной фигуре слона, коня, ладьи и король. Цель игры - разгромить и уничтожить противника. В игре использовали игральные кости, по бросанию которых и делался ход.

Чатуранга из Индии перенеслась к другим восточным странам и со временем видоизменилась. Войска слились и составили две команды, в каждой из которых получилось два короля. Тогда одного короля заменили советником. Ходить фигуры начали сами, без использования игральных костей, короля нельзя убивать, только блокировать его передвижение по доске.

Преобразование фигур

Существующая, по легендам, птица Рух со временем была преобразована в ладью. Связано это с тем, что Ислам запрещал делать изображение живых существ. Поэтому при появлении шахмат в арабских странах птица Рух была изменена, ей обрезали крылья: получились просто небольшие выступы на вершине четырехугольника. Так произошло преобразование птицы в ладью.

Таким образом, происхождение самой игры покрыто множеством легенд и небылиц, одно только известно точно, что родина шахмат – Индия.

Появившаяся в древние времена игра завоевала популярность по всему миру. Из военной она превратилась в познавательную, стимулирующую и развивающую память, логику, внимание, при этом требующая определенной усидчивости.

Комментарии