Композитор Римский-Корсаков: список произведений. Римский-Корсаков Николай Андреевич: оперы, симфонические произведения, романсы

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – великий русский композитор, морской офицер, педагог, активный член «Могучей кучки», идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов. Принципы, которым следовали композиторы, взявшие за образец русский фольклор, Н. А. Римский-Корсаков позже перенес в свои педагогические классы в Петербургской консерватории.

Краткий обзор творчества

Николай Андреевич написал, как он считал сам, много. И действительно, это пятнадцать опер, три симфонии и другие симфонические формы (сюиты, кантаты, концерты, каприччио, увертюры), вокальные сочинения. Таков в кратком виде его список произведений. Римский-Корсаков в поздние годы жизни с печалью говорил, что обидно будет, если это забудут. Но нет, его произведения любимы и востребованы слушателями.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в семье дворянина в уездном городе Тихвине. Его старший брат (разница в возрасте была огромной – 22 года) был морским офицером, и маленький Коля мечтал о морских путешествиях, а пока с шести лет получал домашнее образование. Он понемногу играл на фортепиано и даже сочинял, но его манило море. Отец поддерживал эту мечту и в 12 лет отдал сына в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Здесь он познакомился с итальянскими и немецкими операми, и его неудержимо стала привлекать музыка. В 15 лет он стал серьезно учиться игре на фортепиано. Его учитель познакомил одаренного юношу с членами кружка «Могучая кучка» в 1859 году.

Первые работы

Тогда же, под руководством М. А. Балакирева ,Николай Александрович начал работать над Первой симфонией, которая открывает его список произведений. Римский-Корсаков серьезно начал ее сочинять в 1861-1862 годах. Он написал первую часть, скерцо и финал. Оркестровал весьма плохо, потому что на занятия музыкой времени уже не было. Римский-Корсаков закончил обучение в Морском корпусе и ушел в море.

Он еще пытался писать анданте, но на три года отложил работу, исправно исполняя службу на клипере «Алмаз». За эти годы он увидел полмира, и морские впечатления позже появятся в оркестровых произведениях. Когда Николай Александрович вернулся в 1865 году, то завершил работу над своей симфонией, чисто русской по своему духу, наполненной темами народных песен. Особенно выделяется анданте с песней «Татарский полон». Ее первая редакция была исполнена под управлением Милия Александровича Балакирева. В 1884 году вернулся к работе над ней Римский-Корсаков. Симфония 1 была заново оркестрована. В таком измененном виде ее исполняют и в наши дни.

Новые краски композитора

Национальный колорит в музыке, который так любили все члены «Могучей кучки», нашел отражение в созданной в 1866 году «Увертюре на три русские темы», в 1867 году - в «Сербской фантазии» и в музыкальной картине «Садко». Эта картина – этап в жизни молодого композитора. Здесь он найдет то, что позже назовут «гаммой Римского-Корсакова», которая великолепно отражала оркестровыми красками стихию моря и фантастического подводного мира. Тема «Садко» позже будет присутствовать в одноименной опере.

Тяготение к сказке

Сказка получила продолжение в симфонической сюите «Антар», в которой были использованы усложнение мелодии и ритмики триолями. Это создает нужное автору восточное звучание. Композитор еще дважды возвращался к работе над восточной сказкой, пока не добился желаемого результата.

Женитьба

В 1871-1872 годах двадцатичетырехлетний Николай Александрович работает над своей первой оперой «Псковитянка», которая состоит из трех действий и шести картин. В этой работе ему много помогает молодая девушка Надежда Николаевна Пургольд, опытная пианистка и начинающий композитор.

Происходит неизбежное. Молодые люди полюбили друг друга. Это чувство они пронесут через всю жизнь, скрепив его в 1872 году венчанием. 1873 год ознаменовался постановкой драмы «Псковитянка» на сцене Мариинского театра под управлением Э. Направника и рождением сына Михаила.

Трансформация первой оперы

Но это была не окончательная редакция исторической драмы, которую написал Римский-Корсаков. «Псковитянка» имеет три партитуры. Работа над ней продолжалась около двадцати пяти лет. Первоначально все члены «Могучей кучки» оказали влияние на молодого автора, в особенности М. Мусоргский, который в это время писал своего «Годунова». Темы и мотивы, очищенные от бытовых элементов, у каждого композитора находили отражение в виде борьбы добра и зла, личного и государственного.

Повествование в опере сдержанное, эпическое. Автор сознательно отказался от обилия арий и ансамблей, приблизившись к речитативу. Опера неоднократно ставилась и в России, и в Италии, и в Испании, и в Бельгии. В Париже она имела огромный успех на Русских сезонах Дягилева.

Все семидесятые годы посвящены активной педагогической деятельности и самообразованию.

Расцвет творчества

Творческий подъем композитора приводит к тому, что пополняется его список произведений. Римский-Корсаков в 1880 году создает оперу «Майская ночь», которая была поставлена в Мариинском театре под управлением Э. Направника. Это произведение написано по предложению его тогда еще невесты. Ей и посвятил свою работу Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь» представляет слушателю лирические, комедийно-бытовые и фантастические сцены. Она основана на народном песенном творчестве.

Весной 1880 года, переговорив с А.Н. Островским и получив разрешение на внесение в либретто оперы «Снегурочка» изменений, Римский-Корсаков приступает к работе. Она идет легко. Вся природа в имении Стелёво вдохновляет его. Даже эхо казалось ему голосом лешего или других лесных чудищ. Большое внимание Римский-Корсаков уделил преобладанию в музыкальном произведении звуков, по высоте близких к диапазону музыкального инструмента или вокала. И получилось поэтическое чудо, к которому первый с восторгом отнесся сам А. Островский. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» проникнута свежестью, простотой и чистотой народных песен, хвалебными гимнами расцветающей весне. Оркестровое вступление к прологу описывает весеннее пробуждение природы. Легка и грациозна одна из первых арий Снегурочки («… по ягоды ходить»), лирически проникновенна ее ариетта «Слыхала я, слыхала». Сцена «Проводы масленицы» содержит народно-песенные хоровые эпизоды. Первый акт начинается медленной и тягучей песней Леля, затем веселой плясовой и продолжается нежной, грустной ариеттой Снегурочки «Как больно здесь», восторженным, порывистым рассказом Купавы «Снегурочка, я счастлива». Во втором акте главное место занимает торжественное эпическое величание Берендея «Привет тебе, премудрый».

Спокойно льется мечтательная, поэтичная каватина Берендея. Третий акт открывается веселым хороводом «Ай, во поле липонька». Симфонический эпизод «Пляска скоморохов» изобилует яркостью оркестровых красок, захватывающими ритмами. Широка, привольна мелодия из третьей песни Леля «Туча с громом сговаривалась». В четвертом акте нарастают лирические чувства Снегурочки. В сцене таяния героини ее образ хрупок и нежен. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» завершается величественным лучезарным хором.

Виртуозная скрипичная пьеса

В 1887 году неожиданно для всех скончался А. П. Бородин. Его «Князь Игорь» не был закончен. Глазунов и Римский-Корсаков взялись за огромную работу по разбору рукописей и завершению работы над оперой. Летом они работали на даче, но для Николая Андреевича работа прервалась. Ему пришла в голову мысль, которая не оставляла его: сочинить виртуозную скрипичную фантазию на испанскую тему. Испанское каприччио композитора – это сюита, которая состоит из 5 частей. Они идут, не прерываясь, и рисуют картины жизни и природы Испании, ее праздников и народные характеры.

Каприччио – сочинение для оркестра со сменой тембров и тщательным выбором мелодических рисунков. Первая его часть – «Альборада» – базируется на астурийской мелодии и приветствует восходящее утреннее солнце. После паузы идут «Вариации» второй части. Они базируются на вечернем танце, которым завершался день в Астурии. Мелодия имеет пасторальный характер, но затем начинает звучать мощно, патетически и постепенно затихает. Третья часть возвращает слушателя к первой теме - «Альборада». Но звучание теперь более яркое и мощное. Четвертая часть – это страстная андалузская песня-пляска. Ее открывают фанфары и барабаны, затем поочередно солируют скрипка, флейта, кларнет и арфа. Все завершается темпераментной цыганской пляской. Заключительная пятая часть – «Астурийское фандаго» – исполняется всем составом оркестра, но в ней сразу слышны тромбоны. Это великолепная и стремительная, поражающая мощью и величием пляска. Автор возвращается к теме из третьей части, а кода повторяет начало – звучит очень быстрая, буйная альборада.

Великий сказочник

Начиная с 1895 года мысли композитора постоянно обращаются к сказочным и драматическим темам. Их воплощение он начинает с очаровательной сказки Гоголя о кузнеце Вакуле и капризной красавице Оксане. Так появляется «Ночь перед Рождеством». Опера задумана как фантастическая сказка, в которую Николай Андреевич включил много переработанных колядок. Они усиливают элементы, передающие подлинный быт малороссийского села. Увертюра к первому акту сразу погружает слушателя в морозную украинскую ночь. Настроение, которым проникнуты четыре акта, меняется в зависимости от персонажей. Ярки любезничающие Черт и Солоха, колоритны ухажеры Солохи – Чуб, Голова и Дьяк. Грозен колдун Пацюк. В четвертом акте сцены быта, имеющие комический оттенок, перемежаются лирическими. А в финале мощно звучит хор «В память Гоголя».

Новгородская былина

Закончив работу, Николай Андреевич незамедлительно в том же 1895 году принимается за следующее произведение. Теперь он полностью погрузился в мир северных былин. Фантастический с бытовыми элементами эпос русского народа нашел отражение в следующей опере. В голове уже сложился новый звукоряд, который придаст ей сказочность и экзотическое звучание. Вдохновенно начинает писаться опера «Садко». Римский-Корсаков отказался в ней от деления на действия и антракты, составив ее из семи картин. Композитор старался создать эпическое произведение с плавным течением действия, которое должно было напомнить о духе народных былинных сказов. Она начинается с величавым вступлением оркестра, который дает картину Моря-океана. Первая картина – это большая хоровая сцена, которую заканчивают скоморохи своими плясками. Вторая картина происходит на берегу Ильмень-озера, где прощаются Садко и царевна Волхова. Их любовный дуэт происходит на фоне отголосков хороводной песни обитательниц подводного царства. Третья картина показывает страдания покинутой Любавы. Ее речитатив и ария наполнены глубокой печалью. В четвертой картине на пристани разворачивается широкое действие. Хором подготавливается появление Садко, а также Варяжского гостя с его мужественной песней, Индийского и Веденецкого гостей. И, наконец, Садко запевает широкую и протяжную русскую песню, которую все подхватывают. Четвертая картина заканчивается всеобщим ликованием. Пятая и шестая картины музыкальными средствами рисуют море-океан.


Садко поет светлую величальную песню «Сине море грозно, широко». Он берется за гусли, и все пускаются в буйный пляс. Из-за этого на море поднялась буря, и начали тонуть корабли. Старчище-богатырь выбивает гусли у Садко, а его и царевну Волхову отправляет к Новгороду. Заключительная картина представляет нежное прощание Волховы, которая должна превратиться в реку, с Садко, и его встречу с женой Любавой. Звучит их радостный дуэт. А мощный хор завершает оперу. Все поют славу Садко, реке Волхове и синему морю-океану. «Садко» входит в его наиболее исполняемый список произведений. Римский-Корсаков со времен М. Глинки наиболее полно выразил в ней народный русский стиль. И что больше всего выделяет эту оперу из всего ряда, написанного Николаем Андреевичем, – так это былинный речитатив.

Вокальные сочинения

Николай Андреевич Римский-Корсаков за свою творческую жизнь неоднократно создавал хоровые сочинения и романсы. Их написано около восьмидесяти. Но сейчас мы обратим внимание на камерное произведение – восточный романс («Пленившись розой, соловей»), созданный на слова А. Кольцова. Он относится к первым опытам композитора на этом поприще.

Это томное элегическое произведение. Мелодия его свежа, а форма свободна. В ней как бы присутствует элемент импровизации. Фортепианная партия определила его характер, а вокальная требует выразительности в произнесении текста. В более поздних произведениях основой становится вокал, за которым прихотливо следует фортепианное сопровождение.

Заключение

Н. А. Римский-Корсаков оставил огромное наследие. Но его личность полнее всего раскрылась в операх. Именно они показывают его горячую любовь к чертам национального русского характера, к истории и быту народа, к его поэтическим представлениям и обычаям. К последнему периоду творчества относится драма-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в которой рассказывается о событиях татарского нашествия, и сказка-сатира «Золотой петушок», которой он откликнулся на революционные события 1905 года.

Композитор умер в 1908 году и похоронен в Петербурге.

Комментарии