Су-25Т: фото, характеристики
Как следует из названия, Су-25Т - самолет, ставший модификацией штурмовика Су-25, выпущенного десятью годами ранее. Разработанный в КБ Сухого в начале 80-х годов, он стал единственной боевой машиной, которая начала применяться раньше, чем вышло решение Минобороны о введении ее в состав вооруженных сил.
Даже если бы эта модель никогда не поднялась в небо, то все равно оставила бы яркий след в отечественной военной авиации. Ведь Су-25T стала не единственной версией прототипа. В модельный ряд 25-го вошли и другие разработки, которые, по сути, являются тем же Су-25, но носят совершенно другие цифры. Но о другом самолете чуть ниже.
Самолет-штурмовик
Из истории военной авиации известно, что, разрабатываясь изначально для прикрытия сухопутных войск, очень скоро Су-25 превратился в отдельный вид, в задачи которого включались уже чисто воздушные действия.
Бомбардировщики-истребители способны летать на большой высоте, имеют хорошую дальность полета и в то же время достаточно быстры и маневренны. Но для прикрытия сухопутных войск истребитель не годится.
Так появился самолет-штурмовик, легкий, неуязвимый, за счет низкой скорости и высоты невидимый для ПВО противника. При этом машина может нести большой огневой запас. Такими плюсами обладали военные штурмовики класса Ил-2. После окончания Великой Отечественной войны самолеты этого типа уходят в тень: идет борьба за превосходство в воздухе, но в конце 70-х годов ситуация меняется. КБ Сухого получает заказ на производство штурмовиков. Самолет получает заводское имя «Изделие Т-8». Впоследствии при выходе в серию, его переименуют в Су-25.
Описание Су-25Т. Инструкция
Инструкция самолета относит его к классу штурмовиков, каковым является его прототип. Но в то же время назвать его просто модернизацией довольно сложно, настолько он отличается от базовой комплектации. Разработчики изменили носовую часть, усилили конструкцию фюзеляжа. Новые системы наведения упрощают пилотирование, поэтому как управлять самолетом, так и вести боевые действия способен один человек. Отдельно стоит упомянуть систему, помогающую летчику выходить на цель. После нажатия гашетки она, оценив мощности возможной цели, выберет нужный боеприпас и при необходимости откорректирует наведение. Так как штурмовик является достаточно мобильным в плане обслуживания, на самолете появилась дополнительная телесистема для полетов в темное время суток.
Защита основывается на станции радиотехнического наблюдения, которая способна не только указать расположение точек наземных радиолокационных станций, но и выяснить, в каком режиме они работают: обнаружения или наведения. Заранее имея эту информацию, пилот «Сушки» получает возможность заблаговременно уйти из зоны поражения. Система наблюдения может также работать в паре с блоком создания помех наземным точкам наведения. Он выдает на экраны множество ложных целей, генерирует «снег» и подобные эффекты, даже способен вывести из строя систему самонаведения на ракете.
Группа наблюдателей
Первые же самолеты в 1980 году отправляются в Афганистан. Сначала несколько штук, потом целый полк. С полком отправлена группа наблюдателей, так как самолет не успел пройти всех сертификационных проверок. И представителям КБ Сухого, которые были в числе наблюдателей, предстоит увидеть, как новая машина себя зарекомендует в настоящих боевых испытаниях.
К сожалению, первые образцы Т-8 гибли по конструкторским недоработкам. В этих машинах были расположенные рядом два двигателя. Возгорание одного неминуемо вызывало пожар во втором, в конечном счете происходил взрыв. Вторая проблема — защита от ракетных осколков. Попадание хотя бы одного в бак (расположенный выше моторов), и он вспыхивает, от него занимаются двигатели, и далее итог известен. Результатом наблюдений стало рождение Су-25T. Основными изменениями стали броневые листы снизу и между баками.
Модельный ряд
На базе Су-25 было создано несколько модификаций:
- Су-25 — собственно базовая версия, по-прежнему выпускается и используется;
- Су-25К — экспортный вариант вышеуказанной модели;
- Су-25УБ — учебно-боевой вариант штурмовика (кабина на 2 места в отличие от одноместной на других машинах);
- Су-25УБК — вторая и третья модификация одновременно. Экспортный вариант учебной машины;
- Су-25УТ — учебно-тренировочный вариант, вооружения нет;
- Су-25 УТГ — так же, как и у предыдущего, вооружение отсутствует. "Г" в наименовании означает гак. Военно-морская версия, имеющая возможность посадки при использовании наземных и палубных аэрофинишеров;
- Су-25БМ — буксировщик мишеней, версия не предназначена для боевого применения;
- Су-25T — модернизированный вариант штурмовика. Кроме усиленной брони впоследствии получил новое электрооборудование и более мощное вооружение. Именно он послужил прототипом ракетного комплекса;
- Су-25ТК — описываемый нами штурмовик в экспортной оболочке.
Другие модели на базе штурмовика
Кроме машин, которые можно назвать модификациями Су-25, на его базе также разработаны и другие версии.
Су-28 — практически полная копия варианта Су-25УТ. Не имеет вооружения, является учебным самолетом.
Решением о создании другой модели послужило успешное, и в то же время не очень, использование в Афганистане модели Су-25Т. Су-39, который смело можно назвать "сыном" версии Т, получил от нее все лучшие черты и приобрел несколько новых.
В частности, серийные модели Су-25ТМ (другое имя 39-го) после некоторых доработок получили комплект РЛПК «Копье-25» (радиолокационный прицельный комплекс). А также ПТРК «Вихрь» (противотанковый ракетный). Последний, после успешного применения на Су-25ТМ, устанавливается на вертолетах, малых ракетных катерах и даже на патрульных судах.
Оружие
Пройдясь по всем разработанным модификациям, детально рассмотрим вооружение Су-25Т. Крылья самолета имеют 10 пилонов для крепления различных боеприпасов. При этом 8 из 10, расположенные ближе к корпусу, могут нести нагрузку до 500 кг каждый, что вполне достаточно для крепления ракетного-бомбового или артиллерийского арсенала. Крайние пилоны обычно несут ракеты малой дальности (типа Р-60), используемые для оборонительных целей в воздушном бою. Среди оружия, который самолет может использовать для поражения наземных целей, можно отметить СППУ (съемная подвижная пушечная установка), бомбы весом от 100 до 500 кг или ракеты класса «воздух-земля».
Стволы СППУ имеют возможность отклонения вниз (максимальный угол 30 градусов к плоскости самолета). Ракетное вооружение может состоять из УР с лазерным наведением типа Х-25МЛ, Х-29Л или С-25Л. Можно использовать блоки НАР (неуправляемая авиационная ракета) калибром от 57 до 340 мм.
Кроме этого, самолет имеет одну неподвижную двухствольную пушку, находящуюся под фюзеляжем. Возможности ее не столь велики: калибр 30 мм можно использовать только против слабо бронированной техники, например, БТР.
Изнутри
Благодаря электронным системам наведения и огня, описанным чуть ранее, кабина Су-25Т рассчитана на одного человека — пилота. Он обеспечивает как управление, так и то, что в других машинах делает стрелок.
Приборная доска скомпонована по классическому варианту. Слева от кресла находятся ручки управления тягой двигателей. Здесь же управление радиосвязью, тормозной системой, переключатели системы вооружения и несколько вентилей, отвечающих за давление внутри кабины. Под правой рукой управление электро- и топливной системами машины. Здесь же находится регулятор обогрева фонаря, на переплете которого есть кнопка аварийного откидывания.
Над приборной доской по центру смонтирован экран комбинированного прицельного комплекса для управления всем вооружением самолета от пушки до систем выпуска бомб/ракет.
Другие параметры
Выше были рассмотрены основные военные качества самолета Су-25Т. Характеристики летных данных представим в виде списка.
- два двигателя ТРД-95 (в более поздних версиях ТРД-195) развивают максимальную скорость в 970 км/час;
- крейсерская скорость - 750 км/час;
- практический потолок — 7000 м;
- радиус действия при боевой нагрузке в 3000 кг — 500 км;
- длина ВПП для взлета — 500-900 м, для посадки — 600-800;
- рекомендуемая скорость отрыва не менее 250 км/час;
- допустимая посадочная скорость не менее 260 км/час;
- перегоночная дальность —1950 км;
- запас топлива — 3000 литров.
Некоторые внешние характеристики:
- размах крыльев - 29 м;
- площадь - 60 кв. м;
- длина самолета (с учетом приемников ПВД и антенн, выступающих вперед) — 15, 53 м;
- высота — 4, 59 м.
Заметим, что внешние параметры, за исключением двухместных учебных версий, мало чем отличаются у различных модификаций. К примеру, размах крыльев у СУ-39 составит 29,3 м.
Имена и прозвища
Как и в свое время Ту-160, прозванный «Белым лебедем», Су-25T тоже получил свое имя, кроме номера модели. При этом у «Сушки», в отличие от Ту, таких имен-прозвищ несколько.
"Грач" — самое известное, самолет получил от летчиков за характерную «холку», которая состоит из фонаря и аэродинамического выступа за ним.
"Расческа" - это неординарное имя получено от сухопутных частей, которым приходилось видеть Су чаще всего над собой в виде прикрытия. Напомним, что самолет имеет 10 пилонов, на которые крепится полезная нагрузка. При взгляде снизу, учитывая, что нагрузка чаще всего выступает вперед перед крыльями, перед нами классическая расческа.
"Немецкое чудо" - так его назвали в Афганистане, потому что долго не могли поверить, что самолет создан в СССР
"Паровоз" назвали машины, отданные дружественной Союзу Чехословакии.
"Конек-горбунок" — это любовное прозвище получил самолет от летчиков, которым приходилось летать на нем. При внешней неказистости он выполнял необычайно широкий спектр задач.
Заключение
Самолет Су-25 и его младший брат Су-25Т фотографии и характеристики которого мы рассматривали, по-прежнему служат в вооруженных силах РФ. По сведениям из официальных источников, их применение должно продлиться до 2020 года. Самолет успешно справляется с поставленными задачами, подготовка к новому вылету не требует особых действий, так что остается пожелать «Грачу» и долгих лет службы, и успешной работы на защите границ России.