Крамской картина "Русалки" или мистический сон

В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований. Одним из художников, который четко уловил связь вымышленного и реального, стал Иван Николаевич Крамской. В его полотнах нет явного разделения на фантастику и быль, два этих фактора плавно переплетаются и выдают зрителю целую историю. Принцип некоторой туманности или даже “матовости” поверхности, тщательный отбор образов и неяркие краски дают ту самую сказочность, свойственную картинам Ивана Николаевича. Например, мы точно можем сказать, что “Русалки” - картина Крамского, описание ее совпадает с характеристикой других картин этого автора: мистика соседствует со спокойной природой. Кстати, если говорить о реализме, то мы можем видеть вполне привычные пейзажи, хижины и дома с четко прорисованными деталями.

Крамской: из писаря в живописцы

Художник родился в мае 1837 года в Воронежской губернии. Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе. Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского.

Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.

Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.

Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.

Мистика картины “Русалки”

Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить. История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети. Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.

Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи. Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок. Но это лишь часть того, что задумал сам автор.

Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.

И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.

Картина как правдоподобный фантастический сон

Но что бы ни говорил сам Крамской, картина “Русалки” удалась на славу, ведь на многих она производила сильное впечатление, правда, не всегда положительное. Это связано с тем, что хотел изобразить художник на полотне. И лица утопленниц, и сама природа будто так и навевают неприятные тоскливые мысли.

Выражение лиц девушек предает грусть по жизни, мечты о былом, и безысходность. Вся картина является символом глубокой печали. Сразу бросаются в глаза непривычные образы девушек-русалок. У них нет хвостов, как видно, они очень даже неплохо передвигаются на своих двоих по земле, только у зрителя складывается впечатление невесомости, так как белые одеяния ундин делают их похожими на привидения.

Пускай и не совсем был доволен произведением Крамской, картина “Русалки” была по достоинству оценена профессионалами: многие художественные критики приравнивали данную работу к волшебному сну, так все реалистично изображено на ней.

Оценка Пушкина

Солнце русской поэзии крайне положительно отзывалось о полотне Ивана Николаевича. Что изумило Пушкина в картине Крамского “Русалки”? Да все то же самое, что и всех ценителей хорошего творчества. Он почувствовал атмосферу, которую пытался передать автор, он восхитился оттенками настроений, ведь Александр Сергеевич увидел здесь и игривость, и мечтательность, и печаль. В образах девушек он уловил то настоящее, чего, увы, порой не встретишь у живых людей. Именно такой психологизм, не свойственный обычно портретистам, покорил Пушкина.

Это произведение перевернуло мир художников, оно оказало огромное влияние на последующие работы этого же автора, а также на работы его последователей. Как и хотел Крамской, картина “Русалки” поймала свой лунный свет, благодаря грамотному использованию сюжетов фольклора и культуры русского народа на полотне. Многие школьники рассматривают репродукцию работы в качестве иллюстрации к гоголевским “Майским ночам”, а потом пишут впечатления от увиденного. Однако сочинение по картине “Русалки” Крамского Ивана Николаевича требует не только умения грамотно излагать свои мысли, но и понимать чувства не только персонажей, но и самого художника.

Комментарии