Фокусы - это наука, магия или волшебство?
Фокусы – это занимательный и остроумный ребус, который зрителю предстоит решить в доли секунды. Потому что закон жанра требует быстроты, моментальности. Публика не успевает осмыслить увиденное. Одно волшебство следует за другим, и кажется, что привычный и устоявшийся миропорядок рушится под напором следующих друг за другом невероятных превращений.
Первые фокусы (Древний Египет)
Скалы на берегу Нила и вырубленный в них примерно в 1260 году до н. э. храм Абу-Симбела... Его можно считать первым иллюзионным аппаратом, который известен людям. Дважды в год, в день своего рождения и в день вступления на трон, в нем появлялся фараон Рамзес II. Таинственная атмосфера, сотни людей в ожидании чуда, храмовые жрецы читают древние заклинания и магические формулы. Они призывают солнце пробиться сквозь тучи и явить народу фараона. И чудо происходит. В нужное время, словно повинуясь жрецам, косой солнечный луч пронзает проем узкой двери, проникает в низкое и темное помещение и освещает находящуюся во тьме фигуру правителя.
Так описывали церемонию старинные папирусы. Разгадку этой тайны смогли найти исследователи древней цивилизации только в ХХ веке. Доисторические архитекторы точно знали, откуда и в котором часу в дни проведения церемонии будет подниматься солнечный диск. Они смогли сориентировать сообразно движению солнца двери храма, через которые луч проникал в помещение и комнату, в которой находился Рамзес II. Эффект от этой иллюзии был потрясающий – подданные искренне верили, что светило само указывает на властителя.
Этот исторический факт может дать один из возможных ответов на вопрос: «Что такое фокус?» Возможно, что это использование накопленных знаний для достижения желаемого результата! Такой ответ вполне вероятен.
Манипуляторы Древней Греции
Мистические иллюзии жрецов не могли остаться незамеченными. В Древней Греции фокусники появились во времена греко-персидских войн. Но показывали они свое искусство не в храмах, а на ярмарочных площадях. Удивительно, но в сочинениях грамматика и ритора Алкифрона (III век н. э.) есть упоминание о трюке, который дожил до наших дней. В своей книге он описывает, как бродячий фокусник поставил на стол три кубка и положил три камешка. Невероятным образом камешки перемещались – оказывались под одним кубком, затем исчезали и находились во рту фокусника. А после этого совсем пропали, но иллюзионист стал доставать их из карманов, ушей или волос зрителей. Публика смеялась и удивлялась проворству исполнителя, потому что фокусы – это, в первую очередь, остроумный и занимательный спектакль.
Иллюзия между наукой и шарлатанством
Развитие иллюзионного искусства в средневековой Европе шло бок о бок с вполне научными экспериментами. Никто не отличал, где магия и шарлатанство, а где опыты в области химии или оптики. Этим занимались многие известные люди, чьи имена дошли до наших дней. Знаменитый астролог и предсказатель Мишель Нострадамус (1503–1566) не гнушался показывать фокусы. Это, безусловно, усиливало степень его воздействия на падкую до чудес и загадочных явлений публику. Сохранилось описание оптического опыта, который демонстрировал великий мистик. Сквозь открывающуюся панель в потолке помощники опускали вниз куклу, а затем ее поднимали обратно и закрывали люк. Зрители наблюдали за этим сквозь узкую щель в стене, в которую была вмонтирована трехгранная прозрачная призма. Она давала «перевернутый» эффект. Казалось, что кукла поднимается снизу и там же исчезает. Затем зрителей впускали в комнату, и они осматривали пол. Но он был сделан из камн,я и какие-либо тайные люки в нем отсутствовали.
Отражение в произведениях искусства
Популярность иллюзионных показов стала настолько широкой в Средние века, что многие писатели и художники не могли обойти вниманием эту тему. Они отражали в своем творчестве некоторые моменты, содержащие элементы чародейства или фокусы. Наука, магия или искусство – сложно дать короткое определение этому явлению. Но в известных классических произведениях видно их влияние на средневековую культуру.
Голландский художник Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569) на одной из своих картин изобразил свержение мага с трона. Бродячие артисты были изображены на полотне в личине дьяволов. Другой голландец, Иероним Босх (1450—1516), в своем творчестве также обращался к изображению бродячих фокусников, магов и чародеев.
Знаток средневековой культуры Гете (1749–1832) в своем «Фаусте» тоже живописует магические картины Средневековья. Вино, которое фонтанирует из стола и загорается, освобождающаяся от оков Маргарита. Обезглавленный, несущий в руках свою отрубленную голову. Все эти трюки составляли основу репертуара артистов, показывающих фокусы. В чем их секрет и привлекательность на протяжении столь долгого времени? Видимо, в желании людей проникнуть в тайну и неистребимой вере в чудеса.
Проникновение в Россию
Первые серьезные иллюзионные показы в России прошли при участии иностранных гастролеров. Они проводились в крупнейших театрах того времени. В Москве это была площадка Малого театра, а в Санкт-Петербурге зарубежные иллюзионы демонстрировались на сцене Александровского театра. К этому времени иллюзионное искусство трансформировалось. В нем стали широко использовать технические новинки того времени. Остались в прошлом дни, когда уделом магов и чародеев были дешевые ярмарочные представления. Всеми доступными способами они подводили публику к мысли о том, что фокусы – это серьезно.
Иностранные гастролеры в России
Особенно насыщенным по демонстрации в России таких представлений был XIX век. Многие из артистов были настоящими большими мастерами своего жанра.
Карл Германн – представитель знаменитого семейства европейских магов. Он был артистичен, во время показов много шутил и превращал зрителей в своих помощников. При этом был одним из первых, кто стал применять большую иллюзионную аппаратуру. В его репертуаре был трюк «Мальчик в воздухе» – исполнитель опирался рукой о длинный шест. При этом его ноги были оторваны от земли. По требованию зрителей из одной и той же бутылки артист наливал различные напитки – то молока до шампанского.
Карл Мекгольд, прибывший на гастроли в Москву, покорил публику настолько, что газеты того времени сравнивали его с Шиллером и Моцартом в своем искусстве. В руках артиста медная монета превращалась в лягушку, которая, в свою очередь, становилась канарейкой. Зрители отдавали артисту платки, часы, украшения. Все эти предметы оказывались в скрипке, которая висела на стене в закрытом футляре.
Покорил взыскательную публику чародей и маг Бартоломео Боско. Его представления египетской магии вызывали шквал восторженных откликов. Сам артист представал перед зрителями в костюме без рукавов. Весь используемый им реквизит был предельно простым – открытые столики на тонких ножках, отсутствие скатертей, в которых можно было что-то спрятать. Казалось, предметы действительно исчезают и появляются, повинуясь желанию артиста. Зрители сходились в единодушном мнении, что демонстрируемые Боско опыты (фокусы) – это волшебство.
Первые русские фокусники
Не отставали из зарубежных коллег и российские фокусники. История сохранила имена некоторых из них. В 1828 году за Рогожской заставой находилась арена для травли зверей. Там выступал некто Карасев – он показывал «необыкновенные механические опыты». Под присмотром зрителей исполнитель прятал в ящике ручной хронометр, но он исчезал. На месте часов появлялась птица. Спрятанное в том же ящике украшение находили в кармане зрителя.
В другом амфитеатре, у Тверских ворот, выступал фокусник Соловьев. В афише он называл себя «несгораемым человеком». Его опыты (трюки) были связаны с огнем.
В 1835 году бывший механик Никулин показывал свое магическое представление на сцене Малого театра в Москве. Искусный мастер, он использовал в своих показах множество самостоятельно сделанных иллюзионных приспособлений. А еще дошли сведения о выступлении в те же годы таких русских фокусников, как Купаренко, Василий Корчагин и Иван Мартин.
Хотя при этом важно отметить, что выступления доморощенных русских артистов публика воспринимала холоднее, чем представления их иностранных коллег. Словари русского языка отражают отношение к этому виду искусства в России через значение слова «фокус» – фиглярство, морока, обман.
В Советский период
Без сомнения, наиболее сильное развитие получило иллюзионное искусство в Советском Союзе. Создавались новые иллюзионные аттракционы и небольшие номера. Постепенно ушли в прошлое броские иностранные имена, которые традиционно брали себе русские фокусники. Изменилось и само отношение к артистам, и понимание того, что такое фокус. Магическая и мистическая подоплека этого явления осталась в прошлом. Лучшие представители жанра словно приглашали зрителей в игру и говорили: «Сейчас вы будете обмануты, но вам по силам раскрыть этот обман».
К числу таких мастеров можно отнести знаменитого иллюзиониста Э. Т. Кио, первую советскую женщину-иллюзионистку Клео Дороти (Клавдия Карасик). Традицию использовать в иллюзии технические новинки блестяще продолжил Анатолий Сокол. Отар Ратиани создал оригинальный аттракцион «Человек-невидимка» по роману Г. Уэллса. Еще один шедевр иллюзионной партитуры Советского цирка – «Водная феерия» Ильи Символокова. А в финале выступления Анатолия Шага-Новожилова на цирковом манеже появлялось целое поле колосящейся ржи и народные хороводы. Артисты Советского цирка не просто показывали фокусы – они развивали свое искусство, делали его социальным и злободневным.
Чудеса не заканчиваются
Так в чем же состоит притягательность, которую несут в себе фокусы? Волшебство своими руками может сделать каждый – видимо, именно в этом их популярность и долголетие. Ведь необязательно становиться профессиональным артистом-чародеем. Большое количество доступной литературы дает возможность овладеть несложными, но эффектными трюками. Да и крупный реквизит для этого не потребуется – колода карт, носовой платок, несколько монет или шариков. А изумленные глаза зрителей, словно машина времени, способны перенести исполнителя на тысячелетия вглубь веков. Ведь так смотрели древние египтяне на чудеса, происходящие в храме фараона Рамзеса в 1260 году до нашей эры.