Задняя кассета велосипеда: описание, особенности ремонта и замены

Чтобы самостоятельно производить ремонт и обслуживание велосипеда, желательно хорошо разбираться в устройстве его основных ходовых элементов. Одним из определяющих узлов в системе выступает кассета велосипеда. Давайте же разберемся, что представляет собой указанный механизм, а также выясним, как произвести его демонтаж и установку.

Что представляет собой задняя кассета велосипеда?

Механизм выполнен в виде набора задних звезд, соединенных с барабаном свободного хода задней втулки. Элементы функционального узла фиксируются контргайкой. Последняя содержит зубцы, которые предотвращают отвинчивание крепления в ходе езды.

Задняя кассета велосипеда служит системой, предназначенной для преобразования передаточного диапазона трансмиссии двухколесного транспортного средства. Применение звезд различного диаметра с отдельным количеством зубов позволяет облегчить передвижение в сложных условиях и способствует развитию повышенной скорости в ходе езды по ровным трассам.

Материалы изготовления

Кассета велосипеда может быть выполнена из следующих материалов:

  1. Алюминий – отличается низким весом и наименьшей плотностью среди всех металлов. Кассета велосипеда, изготовленная из сплавов данного материала, выступает достаточно дорогостоящим вариантом. Особым спросом механизмы подобного плана пользуются среди опытных велолюбителей, для которых определяющее значение имеет снижение общего веса двухколесного средства передвижения.
  2. Сталь – наиболее распространенный материал, что используется при производстве велосипедных комплектующих. Основным достоинством материала выступает повышенная прочность, устойчивость к механическим нагрузкам. Очевидный недостаток стали – повышенный вес. На самом деле стальная кассета велосипеда выглядит оптимальным вариантом для среднестатистического велолюбителя, поскольку отличается оптимальным соотношением цены и прочности. Чтобы защитить подобные системы от губительного воздействия коррозии, производители прибегают к хромированию, воронению и никелированию элементов конструкции.
  3. Титан. Велосипедные кассеты, изготовленные из представленного материала, легче стали, но тяжелее алюминия. Указанная производственная основа отличается повышенной прочностью. Поэтому кассеты из титана чаще всего становятся выбором потребителей, которые эксплуатируют двухколесный транспорт в условиях существенных нагрузок. Материал, как и его сплавы, не подвержен коррозии. Если владелец велосипеда не нацелен на максимально возможное снижение веса байка, стоит остановить выбор именно на титановой кассете, которая прослужит гораздо дольше по сравнению с вышеуказанными вариантами. Единственным минусом такого решения выступает высокая стоимость.

Количество звезд

Кассета велосипеда может подбираться исходя из количества звезд. Механизмы, что содержат 7 звезд, можно встретить на старых велосипедах. Наиболее распространены кассеты на 8-10 звезд. Подобные системы устанавливаются на самые многочисленные современные байки, начиная с горных и заканчивая шоссейными. 11 звезд можно увидеть на кассетах, выпущенных компанией Campagnolo. Их установка становится доступной лишь при использовании втулки аналогичной марки.

Определить характер имеющейся кассеты можно, взглянув на специальную маркировку. Так, обозначение «11-36T, 10 speed» говорит о том, что наибольшая звезда содержит 36 зубов, а наименьшая - 11. Всего здесь присутствует 10 звезд.

Типы

Выделяют несколько разновидностей велосипедных кассет:

  1. Разборные – наиболее распространенная группа механизмов, где все звезды, помимо двух наименьших, соединены в единое целое с помощью винтов либо заклепок. Подобный способ фиксации элементов конструкции способствует облегчению сборки и обслуживания. В то же время реализации такого решения сопутствует повышение веса системы и склонность ее компонентов к засорению.
  2. На пауке – кассеты данного плана выполняются в виде звезд, собранных на алюминиевом каркасе, который, собственно, и именуется пауком. К последнему присоединяются две звездочки наименьшего размера. Кассеты на пауке отличаются простотой очистки от загрязнений и легким весом.
  3. На нескольких пауках – дорогостоящие изделия, которые устанавливаются на профессиональных моделях велосипедов. Состоят из двух пауков, к каждому из которых присоединяются наборы из 2-3 звезд. Основным преимуществом такого решения выступает возможность быстрой замены износившегося элемента. При этом вторая часть системы остается в функциональном состоянии. Представленные механизмы легче разборных конструкций. К тому же их легче чистить от мелкого мусора и грязи.
  4. Open Glide – представляют собой монолитные кассеты, что предназначены для установки на шоссейные велосипеды. Такие кассеты фиксируются на шлицах барабана храповика легковесной алюминиевой гайкой и специальной крышкой с другой стороны.
  5. X-Dome – другая монолитная система. Фиксируется у малой звездочки контргайкой, а у самого основания механизма креплением служит большая звездочка. Чаще всего элементы конструкции узлов данного плана изготавливаются из легковесного алюминия.

Замена кассеты велосипеда

Чтобы заменить механизм, необходимо разобраться в особенностях его демонтажа. Снятие кассеты велосипеда – довольно нехитрая задача. Однако для ее реализации требуется применение специализированного инструмента в виде съемника и целого набора ключей. Съемник кассеты велосипеда необходим, чтобы ослабить удерживающую гайку. В свою очередь, ключи используются для фиксации элементов механизма в неподвижном положении.

Как снять кассету с велосипеда? Работа выполняется следующим образом:

  1. На самую большую звезду надевается хлыст, с помощью которого система удерживается в статичном положении. Гаечным ключом вращается съемник кассеты велосипеда. Маленькая звезда и шлицевая гайка имеют рифленую поверхность. Поэтому при отвинчивании крепежа могут раздаваться резкие хрустящие звуки, которых не стоит пугаться в ходе работы.
  2. Отвинчивается гайка, после чего снимается кассета. При этом стоит уделять внимание демонтажу маленьких звездочек, что могут надеваться на втулку независимо от остальных элементов системы. Между ними находятся подкладки в виде шайб, которые необходимо аккуратно снять, таким образом, чтобы они не рассыпались.
  3. Отдельные детали раскладываются в организованном порядке, что позволяет произвести обратную сборку механизма, ничего не перепутав.
  4. Разобравшись, как снять кассету с велосипеда, в завершение остается лишь оценить степень износа звездочек и состояние системы в целом.

Смазка кассеты

После разборки велосипедной кассеты ее элементы необходимо тщательно обработать смазывающим составом. Сегодня в продаже присутствует специальная смазка для кассеты в тюбиках. Впрочем, в данных целях можно использовать любое другое не литиевое вещество, которое обладает пылеотталкивающими свойствами.

Установка кассеты

Замена кассеты на велосипеде предполагает ее демонтаж с широких шлицов втулки и установку нового набора звезд, ориентируясь по имеющимся на них канавкам. По сути, установка конструкции выступает обратной операцией ее демонтажу. Здесь нужно следить, чтобы звездочки плотно насаживались на шлицы храповика. Работу необходимо выполнять неспешно, что позволит избежать повреждения фланцев шлицов.

Использовав ключи для кассеты велосипеда, необходимо надеть звезды и кольца на храповик, после чего навинтить прижимную гайку согласно резьбе. Здесь следует соблюдать порядок набора звезд на шлицы. Дистанционные колечки содержат специальные штырьки, что должны войти в соответствующие проемы в звездах. Если упустить данное требование, звезды будут располагаться слишком далеко по отношению друг к другу, что отразится на точности работы системы переключения скоростей.

Торцевую гайку необходимо затягивать максимально туго, используя все тот же ключ для снятия кассеты на велосипеде. Совершенно нежелательно, чтобы фиксирующий элемент постепенно раскручивался во время езды. Поэтому, закрепляя систему контргайкой, стоит переместить колесо в вертикальное положение, основательно надавив на рычаг ключа.

Рекомендации

Как видно, разборка и обратная установка кассеты велосипеда выступает не столь сложной задачей. Внимания здесь требует финальная проверка работоспособности системы. Перед выездом обязательно нужно убедиться, что звезды не разбалансированы по отношению друг к другу. Стоит также проследить, чтобы между звездами соблюдалось одинаковое расстояние.

В заключение

Замена кассеты на велосипеде и ее обслуживание – работа, что не требует от владельца байка особых навыков. Определяющим вопросом выступает лишь наличие специализированных инструментов. Что касается выбора новой кассеты для замены, здесь стоит придерживаться нужного передаточного отношения.

Комментарии