Аудирование - это... Особенности и виды аудирования

Развитие навыка понимания иностранной речи на слух - один из важнейших ключевых моментов изучения английского языка.

Определение и сущность аудирования

Аудирование - это процесс восприятия иностранной устной речи на слух. Это один из самых сложных навыков, так как эта языковая активность включает в себя несколько факторов:

  • В отличие от чтения, прослушивание требует понимания в реальном времени. Здесь нет возможности остановиться и вникнуть. Особенно если это экзамен, где время весьма ограничено.
  • Вы не можете контролировать содержание, как при говорении или написании собственного текста. Нет возможности обойти незнакомые лексические единицы и грамматические конструкции, заменив их более привычными.
  • Речь диктора может иметь некоторые особенности, затрудняющие понимание текста: своеобразный акцент, дикцию, интонацию.
  • Английский язык содержит множество диалектов. Нередко представители разных районов Великобритании, Соединённых Штатов или Австралии с трудом понимают друг друга.
  • Темп речи среднестатистического англичанина или американца довольно быстрый.

Виды аудирования

Существует несколько разновидностей этой речевой деятельности:

  • Listening for detail - прослушивание с полным пониманием содержания текста, включая мельчайшие подробности. Это один из самых сложных видов, так как воспринять все детали можно лишь при хорошем знании языка.
  • Listening for gist - прослушивание с целью понять основные моменты и общий смысл. Этот вид намного легче, так как здесь не нужно стараться уловить каждую деталь. К тому же такой вид активности помогает развить одно полезное качество - языковую догадку, то есть способность восполнять пробелы из контекста.
  • Listening for specific information - это прослушивание какого-либо отрывка с целью найти конкретную информацию. Остальную часть текста можно пропустить.
  • Inferential listening - догадка на основе прослушанной информации. Такой вид речевой деятельности носит скорее психологический характер, так как основной смысл в данном случае - не понимание информации, а улавливание эмоционального настроя и состояния собеседника. Этот вид можно отнести к невербальной коммуникации. При подготовке к экзаменам такой вид деятельности не очень полезен, однако в реальной жизни способность улавливать интонационные оттенки и настроение другого человека в значительной мере упрощает процесс общения.

Обучение и общение

Учебное аудирование - это средство для достижения главной цели, свободного распознавания и понимания английской речи. Оно подразумевает настраивание слуха, приобретение навыков распознавания иностранной речи, узнавание лексико-грамматического материала, понимание, оценку услышанного и воспроизведение в письменном или устном виде. Для этой языковой активности используются специальные учебные материалы и адаптированные аудиокниги, предназначенные для разных уровней владения английским языком. При самостоятельных занятиях есть возможность прослушать текст многократно. На экзаменах, как правило, количество прослушиваний ограничено до двух раз.

Коммуникативное аудирование - это и есть основная цель обучения, свободное понимание речи носителей какого-либо иностранного языка при однократном воспроизведении.

Что даёт аудирование?

Есть ряд полезных навыков, которые оно поможет приобрести:

  • Мелодика речи и интонация. Многие люди, изучающие английский без общения с носителями, переносят на иностранную речь интонацию своего родного языка. Чтобы освоить другой язык в полной мере, нужно знать не только грамматическую систему, общие правила произношения и лексику. Очень важно освоить также эмоциональную сторону коммуникации.
  • Произношение. Несмотря на то что практически в любом английском словаре все лексические единицы сопровождаются транскрипцией, далеко не все нюансы можно передать с помощью графического воспроизведения звуковых особенностей. Многие моменты можно понять и прочувствовать лишь на практике, слушая и повторяя.
  • Полисемия. Английские слова имеют множество значений и вариантов употребления. Аудирование - это один из способов, который поможет понять употребление слов на конкретных примерах.
  • Языковая догадка. При общении на родном языке каждый человек способен восполнить недостающую информацию, если чего-то не расслышал. Точно такой же навык нужно приобрести, обучаясь иностранному языку. Ещё одна сторона - способность догадываться о значении новой лексической единицы из контекста, а также благодаря пониманию структуры языка.

Причины языкового барьера

Существует ряд причин, которые влияют на степень обучаемости. Языковой барьер может быть вызван некоторыми факторами:

  • Особенности личности. По способу восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетов. Если человек лучше всего воспринимает информацию зрительно, то ему будет сложнее понимать незнакомую речь на слух. Полностью перестроить тип личности невозможно, однако можно развить недостающие качества.
  • Недостаток знаний. Вполне вероятно, что трудности понимания речи диктора вызваны недостаточным знанием грамматики и маленьким словарным запасом.
  • Особенности разговорного английского. Нередко в повседневной речи носители используют ряд сокращений: going to - gonna, want to - wanna, am not - ain't, must not - mustn't etc.
  • Недостаток практических занятий. Даже при хорошем уровне владения иностранным языком нужно достаточное количество практики. Важно уделять время тренировке каждого навыка (письмо, устная речь, аудирование и чтение).
  • Сложный материал. По мере обучения нужно постепенно увеличивать требования. Чрезмерно завышенная планка в самом начале образовательного процесса не принесёт хороших результатов. Поэтому в первую очередь можно остановиться на учебных текстах и адаптированных аудиокнигах. Если возникают определённые сложности при попытке понять английскую речь, можно выбрать книгу на уровень ниже. Например, если ваши грамматические знания и лексический запас на уровне Upper-Intermediate (B2), возьмите аудиокнигу Intermediate (B1).

Как улучшить понимание иностранной речи на слух

Две основные причины возникающих сложностей - темп речи и недостаточные знания. Важно научиться воспринимать не каждое отдельное слово, а целые устойчивые выражения и конструкции. Этот процесс можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Музыкант не думает о том, как сыграть каждую отдельную ноту, он мыслит пассажами и фразами.

В каждом тексте есть ряд словосочетаний, которые вам уже встречались неоднократно. В первую очередь это всевозможные клише, такие как, например, as a matter of fact - фактически, there is no doubt - не подлежит сомнению, etc. Знание подобных устойчивых конструкций существенно упростит процесс восприятия информации.

Регулярность занятий

Постоянная практика - ключ к успеху. Полчаса ежедневных занятий будут полезнее, нежели трёхчасовой урок раз в неделю. Прослушиванию иностранного текста нужно уделять хотя бы некоторое время каждый день. Это в значительной степени ускорит процесс обучения. Если ваш уровень знаний позволяет, можно включать слушание песен и просмотр фильмов, сериалов и телепередач. Также очень полезны подкасты - короткие аудиовыпуски разной тематики, в которых обсуждаются языковые явления, традиции и обычаи, общество, новости и т.д. Ещё один способ, который заслуживает внимания, - слушание аудиокниг в фоновом режиме. То есть вам не обязательно пытаться вникать и понимать абсолютно всё. Вы просто будете постепенно привыкать к звучанию английской речи.

На что обратить внимание при подготовке к экзаменам?

Если вы прорабатываете тексты из учебника, перед прослушиванием обратите внимание на название урока, иллюстрации и список вопросов. Попытайтесь вникнуть и предугадать, что именно вы услышите. Это поможет настроить мозг на восприятие нужной информации.

Если вам предстоит сдавать ЕГЭ (английский), аудирование нужно прорабатывать так же тщательно, как и остальные вопросы, а подготовку начинать задолго до экзамена. При подготовке старайтесь воссоздать те же условия, который будут на экзамене:

  • Старайтесь справиться с заданием за ограниченное время.
  • Используйте колонки, а не наушники.
  • Поскольку это аудирование с заданиями, уделите время не только прослушиванию, но и заполнению бланков.
  • Внимательно читайте вопросы, так как довольно часто ошибки вызваны неправильным пониманием задания.
  • По возможности заблаговременно узнайте приблизительные темы и найдите необходимые пособия. Независимо от того, на каком экзамене вам предстоит сдавать аудирование: 11 класс, IELTS или TOEFL, начните подготовку заранее.

Несколько дополнительных советов

  • Учите любимые песни. Это поможет развить как навык восприятия на слух, так и произношение. Причём эти две языковые активности тесно взаимосвязаны. Вам сложно услышать то, что вы не можете произнести.
  • Прослушайте английскую аудиокнигу, перевод который вы читали на родном языке.
  • При поиске материалов ориентируйтесь на свой уровень и интересы. Выбирайте тексты для аудирования, темы которых вам интересны.
  • В начале обучения избегайте материалов, изобилующих специфической терминологией.
  • Понимание незнакомых слов старайтесь восполнить из контекста.
  • По возможности общайтесь с носителями.
  • Следует избавиться от иллюзий, что за неделю или месяц можно освоить иностранный язык на высоком уровне. Если вам предстоит сдавать экзамен, начните подготовку заблаговременно.

Аудирование по английскому - довольно сложное задание, однако при регулярных занятиях и правильно подобранных учебных материалах к этой части экзаменационной работы можно подготовиться даже самостоятельно.

Комментарии