Дмитрий Родин, командир экипажа Fokker-100 компании Bek Air
Что такое подвиг в обычной жизни? Это высочайший профессионализм, что доказывают события 27 марта 2016 года в аэропорту Астаны. Видеокадры посадки самолёта Fokker-100 запечатлели, как филигранно точно пилот выдерживает баланс воздушного судна, чтобы нос не завалился вперёд в отсутствие передней стойки шасси. Аварийная посадка произошла так мягко, что не потребовались ни кареты скорой помощи, ни пожарная техника на случай возгорания. Имя пилота – Дмитрий Родин.
Биография героя
В августе командир экипажа Fokker-100 отметит свой юбилей – 55 лет, 35 из которых отдано авиации. Рождённый в Алма-Ате, о небе он мечтал с детства, поступив после окончания школы в лётное училище города Красный Кут (Саратовская область). До сих пор помнит свой первый учебный полёт, во время которого чуть не наехал на курсанта, в задачу которого входила оценка правильности действий пилота во время посадки. Тот поднимал либо красный, либо белый флажок. В результате Родину повезло: курсант проявил ловкость и вовремя сбежал со своего поста. А провинившийся отделался нарядом вне очереди.
Распределившись в 1981-м в Гурьев, Родин летал на советских «Аннушках» авиаконструктора Антонова, вернувшись в Алматы через 11 лет. Здесь он занимался преподавательской деятельностью, продолжая летать уже на иностранной технике. Это сравнимо с пересадкой из «Жигулей» в «Мерседес», ибо автоматика значительно облегчала труд пилотов. Перевозил грузы в Индию, африканские и азиатские страны, не побывав разве что в Австралии.
Лётный опыт
За свою профессиональную карьеру пилот налетал 13 000 часов, что является свидетельством огромного опыта. В компанию Bek Air Дмитрий Родин пришёл в 2014-м, возглавив экипаж «Фоккера-100». Авиакомпания сделала ставку на голландские самолёты, рассчитанные на сотню с небольшим пассажиров, что очень удобно для авиаперевозок. Её лётный парк насчитывает восемь «Фоккеров», часть которых уже эксплуатировалась другими странами, но находилась в исправном состоянии. Командир экипажа высоко оценивает технические характеристики воздушного судна, подчеркнув отсутствие неполадок на протяжении лётной практики. Из пяти баллов за надёжность самолёту он выставляет 4,5.
Ни разу на борту его авиалайнеров не случалось серьёзных происшествий, за исключением неадекватного поведения кого-либо из пассажиров или погодных условий. Запомнилось попадание молнии в лобовое стекло и бег электричества по нему, вызывающий неприятные ощущения. Как любому опытному лётчику, Дмитрию Олеговичу доводилось сажать самолёт в плохую погоду, но техника не подводила ни разу. Каждые полгода в Амстердаме на тренажёрах отрабатывались навыки управления воздушным судном в экстремальных условиях, в том числе и при отказе шасси.
Семья героя
Отец Дмитрия Родина мечтал стать лётчиком, но пришлось ему заниматься самой мирной профессией на земле – строить дома. Он был счастлив, что сын связал свою жизнь с небом. Его жена Алёна 25 лет отлетала бортпроводницей, 6 из которых проработала с мужем в одной авиакомпании. Экипажи были разные, поэтому до сих пор супруги вспоминают, как помахали друг другу на Босфоре: он только прилетел, а жена уже ехала в аэропорт, чтобы отправиться домой. Два авиатора в семье – это слишком много, поэтому Алёна списалась на землю, обеспечивая мужу крепкий тыл.
Дмитрий Родин не сумел передать любовь к лётной профессии своим детям: старший сын (33 года) занимается бизнесом, дочь (18 лет) получает образование в Санкт-Петербурге, поступив в университет профсоюзов.
Экипаж «Фоккера-100»
Уникальность самолёта заключается в том, что он управляется экипажем в составе всего двух пилотов, справляющихся со всеми нагрузками. Командир Дмитрий Родин сменил много коллег. Напарником по «Фоккеру» был молодой Вадим Смеречанский, пришедший в авиацию в 2009-м. Второй пилот тоже начинал с Ан-2 и, несмотря на свои 28 лет, уже налетал 3 000 часов. О небе мечтал с раннего детства, ибо он лётчик в третьем поколении. Создав семью и воспитывая дочь Вику, Вадим не считал свою профессию слишком рискованной и тем более героической. Просто настоящая мужская работа, где пилоты отвечают за безопасность пассажиров.
А ещё на борту «Фоккера» трое стюардов: старшая бортпроводница Жадыра и два молодых парня - Александр и Руслан. От них зависит, чтобы пассажиры не поддавались панике в случае возникновения нештатной ситуации и соблюдали все инструкции экипажа. С этой задачей 27 марта они справятся на отлично.
Как начинался день 27 марта?
Рабочий день командира экипажа начался в 4:30. Дмитрий Олегович привычно поздоровался со своим «Фоккером», похлопав по бочку, ибо считает, что у того есть душа. Предстоял рейс «Кызылорда – Астана», затем полёт в Чимкент и возвращение в Алматы, где ждала жена. Ничто не предвещало опасности. Самолёт в Кызылорду прибыл штатно, никаких происшествий на борту. Дмитрий Родин - пилот воздушного судна - лично осматривает самолёт накануне вылета, это традиция. Но заранее выявить проблему шасси было невозможно. Хотя все авиаторы знают, что если и есть у голландских лётных аппаратов проблема, так это гидравлика.
На судно поднялись 116 пассажиров, в том числе 10 совсем маленьких детей, некоторым из которых не было и года. Их рейс должен был доставить в Астану ровно в 9:45 утра. Всё было хорошо до того момента, пока при посадке не загорелась оранжевая лампочка Master Caution, означающая невыпуск шасси.
Аварийная посадка
Кто-то растерялся бы, но не Дмитрий Родин. Самолёт – конструкция сложная, поэтому возможно ложное срабатывание систем. Пилот заходит на второй круг и вновь пытается выпустить шасси, но носовая стойка выходит лишь наполовину. Ему нужна точная информация, поэтому лётчик договаривается с наземными службами, что пройдёт над аэропортом на максимально низкой высоте, чтобы инженеры смогли определить реальную ситуацию. Получив ответ о невыпуске шасси, принимает решение садиться аварийно. В течение 50 минут воздушное судно кружило над аэропортом, и можно лишь догадываться, что испытывали пассажиры. Плакали дети, но взрослым передалась уверенность командира. Дмитрий Родин оценивал свои шансы на 99,9 %.
Основной вес судна приходится на задние шасси (95 %), поэтому командир выработал топливо, чтобы ещё больше уменьшить давление на носовую часть. На скорости 270 км/час самолёт садился «на брюхо» на специально обработанную пеной (на случай возгорания) дорожку. Это могло произойти, если бы нос воткнулся во взлётную полосу. Но командир держал баланс до последнего, пока скорость не упала окончательно, после чего самолёт проехал по инерции последние 25-30 метров и встал, как вкопанный.
После аварии
Пассажиры приветствовали экипаж корабля стоя, под громкие аплодисменты. Никто не получил ни царапины. Лишь сидящие в первых рядах ощутили сильнейший толчок, задние же не почувствовали во время посадки ничего необычного. Дмитрий Родин, пилот воздушного судна, покидал его последним, ещё не догадываясь, что отныне станет национальным героем Казахстана. Он просто выполнял свою работу, максимально придерживаясь инструкции. Но сделал её настолько безупречно, что Нурлан Жумасултанов (глава Bek Air) поразился тому, что фюзеляж самолёта нисколько не пострадал, сохранив в первозданном виде даже покраску. А передняя стойка шасси подлежит полному восстановлению.
Для экипажа начался трудный период ожидания результатов специальной комиссии, расследующей авиационное происшествие. Важно выявление причин аварийной ситуации, которая могла быть связана с нарушением правил эксплуатации воздушного судна. Дмитрий Родин облегчённо вздохнул, когда голландская сторона признала конструктивные неполадки «Фоккера».
Герой Казахстана
В один из майских дней накануне двух важных событий для Казахстана - Дня Победы и Дня защитников Отечества - Нурсултан Назарбаев вручил гражданскому лётчику орден «Отан» и «Золотую звезду» – высшую награду страны. Дмитрий Родин не привык ко всеобщему вниманию, не считал свои действия выдающимися. Он полагает, что просто выполнял свою работу, обеспечивая безопасность пассажиров. Но в мирной жизни не хватает именно таких профессионалов, надёжных и уверенных в своих действиях, которым не страшно доверить свою жизнь, отправляясь в полёт.
На XXIV АНК (Ассамблее народов Казахстана) Дмитрий Родин выступал с трибуны, отвечая на вопросы собравшихся, в том числе президента страны. Его провожали бурными аплодисментами, приветствуя, как настоящего героя. Техника дала сбой, но на высоте оказался человек, преодолевший трудности.