Что такое мазхаб в исламе?
Для того чтобы узнать, что это такое и сколько мазхабов в исламе, необходимо дать четкое определение этому термину. Также стоит выяснить корни его возникновения и пути развития.
Что это?
Термин «мазхаб» переводится с арабского языка как «направление». Некоторые дают этому термину значение "путь". Мазхаб в исламе – это определенное учение, основанное факихом (то есть ученым-правоведом), имеющим степень ижтихада. При этом все подобные течения основываются на нормах Корана.
Таким образом, мазхаб в исламе – это правовая школа, которая не является трудом одного ученого-основателя, так как последователи имама также вносят свою лепту в ее развитие, при этом соблюдая важнейшие принципы и основы, заложенные учителем.
Немного истории
Основателем самого первого учения считается Абу Ханиф ан-Нуман ибн Саббит аль-имам аль-азам. Оно возникло в VIII веке, и именно Абу Ханиф считается основоположником методики использования рациональных принципов суждения и предпочтения при решении правовых вопросов. Он доказал, что можно применять фундаментальные нормы обычая в качестве источника права (Коран и Сунна).
Разновидности мазхаба
Мазхаб в исламе – это неотъемлемая и достаточно важная часть мусульманской культуры. Она включает в себя систему знаний, передаваемую от учителя ученику, от поколения поколению.
Итак, сколько мазхабов в исламе? В общей сложности их насчитывается шесть. Однако в наше время широкое распространение и применение имеют только 4 мазхаба в исламе. К ним относятся:
- ханафитский;
- маликитский;
- шафиитский;
- ханбалитский.
Еще одна правовая школа, захиритская, в настоящее время полностью исчезла, а джафаритская имеет распространение только среди шиитов.
Все они обладают общей и очень важной особенностью – в основе их лежит Коран, который раскрывается через Сунну, логику и догматы. В остальной части они обладают значительными различиями.
Ханафитский мазхаб
В настоящее время на территории республики Татарстан ислам ханафитский мазхаб признает основным. Именно он применяется при проведении религиозных обрядов и богослужений. Несмотря на то что официально существует 4 мазхаба в исламе, именно ханафитский признан самым подходящим к современным условиям. В настоящее время он ничуть не потерял своей актуальности и продолжает закладывать фундамент для толерантного отношения к прочим существующим религиям.
Рассматриваемое учение основанно на таких источниках, как Коран, Сунна, кыяс (то есть это решение правовой проблемы по аналогии с тем, что уже прописано в Откровении), истихан, иджма (или общее мнение богословов), а также традиционно распространенные мнения.
Одним из методов вынесения правовых решений в указанном учении является строгая иерархия вердиктов авторитетов школы (таких, как основатель школы Абу Ханиф). При возникновении вопроса приоритет всегда отдается мнению большинства либо наиболее убедительному предписанию.
Усилия учеников основателя указанной правовой школы Абу Ханифа привели к тому, что указанное учение получило возможность решать практически все проблемы фикха.
Маликитский мазхаб
Создателем данной мусульманской школы считается Малик ибн Анас. В основу вынесения правовых предписаний он, естественно, положил Коран. Малик ибн Анас считал, что Сунна – это поступки и одобрения пророка Мухаммада и «деяния мединцев».
Маликитский мазхаб гласит, что если в определенной проблеме нет ясности в Откровении, стоит применять наиболее предпочтительное решение проблемы, невзирая на то, можно ли провести аналогию или нет.
Отличительной особенностью маликитской правовой школы является то, что помимо устоявшихся традиций применяются и методы суждения. Широкое распространение указанное учение нашло в мусульманской части Испании и в Северной Африке.
Шафиитский мазхаб
Все четыре мазхаба в исламе - это не просто выводы имама, к которым он пришел в процессе изучения священных текстов, а именно трактовка и интерпретация Корана. В связи с этим придерживаясь определенного учения, вовсе не обязательно следовать конкретно умозаключениям имама. Придерживаться мазхаба означает соглашаться с пониманием священных текстов в той интерпретации, которую приводит имам.
Основоположником рассматриваемой правовой школы является Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его методы строились на явном и четком смысле Корана и Сунны, с некоторыми ограничениями в использовании рациональных методов.
Метод аш-Шафии основывался на отрицании иносказания Священных Писаний. То есть положения Откровения никогда не должны были подвергаться иносказанию, а все прочие писания должны были быть приведены в единое соответствие с положением Корана и Сунны.
В настоящее время шафиитская правовая школа широко распространена среди мусульман Ближнего Востока, а также верующих Юго-Восточной Азии.
Ханбалитский мазхаб
Основателем этого правового метода является Ахмад ибн Ханбаль, который строил свое учение на следующих источниках:
- Коран и Сунна;
- мнения сподвижников (при наличии каких-либо разногласий во мнениях предпочтение отдавалась наиболее близким к нормам Корана указаниям);
- кыяс, то есть сопоставление проблем с теми, которые уже были решены с учетом доводов Откровения;
- иджма – умозаключения нескольких поколений правоведов.
Эта школа предлагает проводить исследования по всем религиозно-правовым вопросам, не делая каких-либо исключений.
Чем отличаются мазхабы?
Имеют мазхабы в исламе различия, основным из которых является следующее: ханабалитский с момента его основания и до настоящего времени категорически не признает закрытие «врат иджтихада». Стоит отметить, что под указанным выражением понимается деятельность богословов, направленная на изучение и решение проблем богословского комплекса, а также система принципов, методов, аргументов, применяемых в процессе самим ученым-богословом.
Все остальные правовые школы на определенном отрезке времени пришли к выводу о том, что «врата иджтихада» необходимо закрыть в тех вопросах фикха, которые ранее уже были детально изучены и разобраны непосредственно основателями мазхабов и их последователями. При этом на вновь возникающие вопросы это правило не распространялось, и они подлежали обязательной правовой оценке.
Следует отметить, что все вышеперечисленные учения основывались и развивались не изолированно друг от друга. Скорее в процессе развития указанные правовые школы взаимодействовали и дополняли друг друга. Самым главным подтверждением указанного факта является то, что основоположники данных учений в свое время являлись учениками и последователями друг друга. В связи с этим основной смысл и правовые основы у всех школ являются практически аналогичными.
Значение
Мазхаб в исламе имеет важное значение. Так, верующий, который говорит о том, что не следует нормам ни одной правовой школы, достаточно быстро может впасть в заблуждение и, что еще хуже, ввести в заблуждение прочих верующих. Мазхабы в исламе – основные ориентиры, благодаря которым верующий может самостоятельно определять уровень достоверности хадисов.
Именно они дают верующему возможность определиться со своими нравственными убеждениями и выбрать путь, наиболее близкий и, по субъективному мнению верующего, правильный.
Что нужно знать о мазхабах
Разобравшись с тем, какие мазхабы есть в исламе, стоит уделить внимание тому, что все они без исключения не религиозные течения, а «стили» повседневной жизни. Ими верующий руководствуется в современной жизни. Нельзя назвать, к примеру, суннитские мазхабы ислама верными или ложными. В любом из учений каждый верующий сможет найти для себя как положительные, так и отрицательные моменты.
Они не имеют принципиальных отличий друг от друга. Их значимость заключается в том, что они являются определенным ориентиром в жизни мусульман, которым можно руководствоваться при принятии решений в ситуациях, не предусмотренных нормами Священного Писания.
Однако если человек не придерживается устоев какой-либо правовой школы, это вовсе не говорит об отсутствии у него веры, и уж точно указанное обстоятельство не может быть охарактеризовано как «грех».
Мазхаб – это не норма, которую необходимо соблюдать, а то, чем верующий руководствуется при принятии решений в жизни повседневной, то, что помогает ему принять правильное решение в конкретной жизненной ситуации.
Таким образом, в мусульманской религии существует множество вероубеждений, которые не подвергаются сомнениям и не нуждаются в интерпретации. К подобным догмам относятся вера в существование Аллаха, вера в пророков, хадж и прочие.
Для остальных вопросов, при решении которых возникают определенные разногласия, существуют так называемые правовые школы, основанные на мудрости, опыте, понимании и уважении к мнению других.
Правоверные учения не диктуют правила жизни верующим, а лишь помогают принимать верные решения в затруднительных ситуациях и сложных жизненных вопросах.