Ханафитский мазхаб: основатель, вероубеждение, источники права
Мазхабом в исламе называют школу шариатского права. В первые века после возникновения этой очень распространенной ныне религии появилось множество почитаемых ученых-богословов, занимавшихся жизнеописанием пророка Мухаммеда и его учеников. На основе их трудов в последующем было создано огромное количество школ практического применения Корана и Сунны. До наших времен сохранились, конечно же, не все они.
На данный момент в мусульманском мире существует четыре основных мазхаба. Приверженцы ислама считают, что эти учения — и есть достоверная Сунна и правильная проекция Корана на современную повседневную практику. Самым распространенным в мире при этом является ханафитский мазхаб. Последователями этого учения является большинство мусульман.
Основатель
Назван этот самый распространенный в исламе мазхаб именем Азама Абу Ханифа. Именно этот почитаемый мусульманами всего мира аскетичный и набожный имам и был его основателем. Родился Азабм Абу Ханиф в эпоху сахабов в Куфе. Этот город в те времена был одним из важнейших образовательных, культурных и религиозных центров Халифата. Семья имама была родом из Ирана и занималась торговлей шелком.
С малых лет Азам Абу Ханиф начал проявлять интерес к различным религиозным и философским учениям, существовавшим тогда в Куфе. Повзрослев, он решил полностью отойти от торговли шелком и всецело посвятить себя науке.
Изучение фикха
В первое время Азам Абу Ханиф принимал активнейшее участие в разного рода религиозно-философских диспутах между хариджитами, мутазилитами и представителями других групп. В последующем он заинтересовался мусульманским правом (фикх). Первым делом он начал тщательно изучать хадисы Пророка Мухаммеда и аяты (стихи) Корана. При этом Азам Абу Ханиф задался целью вывести из священных писаний и систематизировать правовые предписания, дав им одновременно научное обоснование.
Изучением фикха этот мусульманский философ занимался долго - около 28 лет. Наставниками его по исламскому праву в разные времена были такие почитаемые мусульманами богословы, как Амр ибн Джумахи, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хишам ибн Урва и т. д.
Ханафитский мазхаб: отличие от других школ
Распространенность этой школы в мусульманском мире объясняется прежде всего ее гибкостью. Помимо этого популяризации ханафитского мазхаба способствовала и детальная проработка вопросов, касающихся шариата. На настоящий момент это самое подробное религиозно-правовое учение в мусульманском мире.
Помимо самого Абу Ханифа основателями ханафитского мазхаба считаются его последователи Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Этим трем почитаемым философам-богословам удалось создать наиболее умозрительную школу, следующую путем не только собственно религиозных, но и чисто рациональных заключений.
Вероубеждение
Если собрать воедино все книги ханафитского мазхаба, то их окажется больше чем у трех других вместе взятых. Подавляющим большинством мусульман этой школы в качестве доктринальной основы веры принят матуридизм. Это философское исламское течение сформировалось в XIII в и получило распространение во времена Османского господства.
Основной отличительной особенностью матуридизма является то, что его последователям в вопросах «о Бытии Божьем» разрешено опираться не только на откровения, но и на собственный разум, конечно же, не впадая при этом в крайности. Что касается свободы воли, то в этом плане отчасти признаются догматы джабритов. Последние считают, что все людские дела сотворены не ими, а Богом. Однако при этом, в отличие от полностью отрицающих свободу выбора человека джабритов, приверженцы ханфитского мазхаба признают тот факт, что претворяет Аллах в жизнь только то, что изначально исходит от самого человека. Проще говоря, по убеждениям матуридитов, свои поступки люди совершают сами, но исключительно при помощи Божьей силы.
Основные источники права
Опираются представители такой школы, как ханафитский мазхаб, в своих убеждениях исключительно на Сунны и Коран. Помимо этого, правовые предписания Абу Ханифы основаны на таких источниках, как:
Кыяс. То есть суждение по аналогии. Такая методика применяется в исламе в случае необходимости внесения ясности при отсутствии в Откровении прямых указаний на способы решения той или иной проблемы. В этом случае обращают внимание на имеющиеся в Коране аналогии.
Иджама — единство мнений философов-богословов прошлого и настоящего.
Орф — использование в качестве аргумента традиционно распространенных в исламе мнений при отсутствии точных указаний в Откровении.
Истихсан. Применяется в том случае, если кыяс вступает в противоречие с иджамой и орфом. Если суждение по аналогии является не целесообразным правовое предписание может быть вынесено с отказом от доводов кыяса.
Также ясность в разного рода аспекты шариата в этой школе может вноситься на основании высказываний учеников Пророка Мухаммеда.
Намаз по ханафитскому мазхабу: условия
Первым предписанием шариата (столпом ислама) является произнесение формулы единобожья и признание миссии пророка Мухаммеда, вторым — намаз. Порядок совершения молитв в исламе сложился в виде подражания позам и движениям самого пророка Мухаммеда. То, каким именно образом он совершал намаз, запомнили его ученики и первые мусульмане. Впоследствии они передали правила моления другим последователям ислама.
Совершают намаз представители такой древней школы, как ханафитский мазхаб, с соблюдением шести условий:
омовение;
прикрытие тела (у мужчин — от пупка до колен, у женщин — всего, кроме лица, стоп и кистей);
обращение к Кибле (стоять нужно лицом к Каабе);
своевременность совершения моления;
намерение совершить намаз не формально, а именно ради Аллаха;
начало моления со слов «Аллаху акбар».
Отличие от намаза других школ
Согласно предписаниям проводить обряд обращения к Богу в исламе положено пять раз в день. В принципе, сам намаз совершается примерно так же, как и в других школах. Но есть и некоторые отличия. Так, к примеру, в ханафитской школе запрещается объединять те намазы, которые должны проводиться в разное время суток, во время дождя или в пути. Из этого правила существует лишь несколько исключений. Во время Хаджа ханафиты в некоторых случаях намазы все же объединяют.
Особенности утренних молений
Первый из пяти намазов мужчины приверженцы этой школы проводят тогда, когда становится достаточно светло для того, чтобы различать окружающие вещи. Эта практика была когда-то принята, по всей видимости, с целью собирать большее количество людей в мечети. Женщины проводят утренний намаз обычно в темноте.
Мазхаб в России
В нашей стране мусульмане в большинстве своем относятся к самой распространенной в исламе группе суннитов. Таковыми, к примеру, являются башкиры, татары, кабрадинцы, черкесы и некоторые другие народы. Согласно исследованиям ученых, сунниты ханафитского мазхаба появились в России практически сразу же после исламского свидетельства.
Помимо ханафитов, в нашей стране есть только практикующие шафииты. В основном это выходцы с Кавказа, поселившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Таким образом, ханафитский и шафиитский мазхаб — единственные в России школы шариатского права.