Многоликий бог в разных религиях мира

Какими только не представляли себе люди богов! Но самым главным обычно было два качества: бессмертие и безграничные возможности. В одной их древнейших религий, которая возникла на Земле, индуизме, и появился многоликий бог. Сначала он был один – создатель всего сущего Брахма. Потом к нему присоединились Вишну и Шива, образовав божественную триаду.

На изображении выше все боги верхнего пантеона изображены с женами (слева направо): Сарасвати, Лакшми и Парвати.

Каким был Брахма

Вообще индийские дела понимаются достаточно тяжело, потому что в Индии мыслят не так, как в Европе. Все категории у них иные. Но не будем в них углубляться, а попробуем взглянуть на верховное божество – на Брахму. Как ни странно, оно далеко не самое почитаемое. В Индии мало храмов, посвященных Брахме, мало тех, кто ему поклоняется. Даже для индийцев он достаточно непонятен. Им интересуются, пожалуй, только люди из касты брахманов. Они его чтут и знают.

Чем занят Брахма

Брахма, многоликий бог, возглавляет тримурти – триаду божеств, два других из которых – это Шива и Вишну. О Брахме не рассказывают сказок и легенд, поэтому простому сердцу его трудно любить. Он - понятие абстрактное, которое непостижимо для простодушного неграмотного индийца. Брахма, многоликий бог, находится где-то в неизвестных далях и все время пребывает во сне. И это хорошо. Поскольку один раз он сотворил мир как единую целую сущность, а потом взял и разбил свое творение на мельчайшие осколки, и мы получили тот мир, который имеем сейчас. Он из единства создал множественность. А все индийские мудрецы, практикующие тапаз, стремятся слиться с целостным абсолютом. Брахму трудно представить, но все-таки в индийской иконографии его показывают так, как представлено на картинке с изображением тримурти.

У него четыре лика. Некогда он полюбил женщину и возжелал видеть ее, где бы она ни находилась. Поэтому многоликий бог имеет четыре лица, чтобы следить за своей избранницей во всех частях света.

Вишну-хранитель

Вот Вишну – бог, который имеет всем понятную биографию. И для чего он нужен, тоже всем ясно. Он должен охранять мир, который создал Брахма. От кого он охраняет? Конечно, от демонов. Но он их поборол и спокойно живет в небесных далях, в своем царстве. Там течет Ганг, но не земной, а небесный, там есть пять озер, в которых растут лотосы, и высятся золотые сияющие дворцы. Вишну сидит на белоснежном лотосе, который помещен на золотой трон.

У ног его всегда рядом покорно сидит жена – прекрасная, вечно молодая Лакшми. Она - символ материнства, богатства и красоты.

И вообще темнокожий Вишну и Лакшми – пример гармонии в семье для всех индийцев. Куда бы ни пошел Вишну, даже если он спускается на землю, Лакшми - всегда его верная спутница.

Вишну – бог не многоликий. Это видно на его изображении с женой.

Деяния Вишну на земле

Девять раз спускался Вишну на землю, чтобы победить зло. Первый раз это было до потопа. Он обратился в рыбу и спас благочестивого человека, от которого потом произошел род людской.

Второй раз он принял облик черепахи и помог богам при помощи асуров (демонов) получить из океана напиток бессмертия. Тогда же из лона вод явилась ослепительно красивая Лакшми, которую Вишну взял в жены. Но демоны завладели напитком бессмертия. Тогда Вишну преобразился в девушку невиданной красоты, которая должна была определить, кому из демонов первому испить эту жидкость. И, получив сосуд с ней, Вишну бесследно исчез. Он вернулся к богам. Обманутые демоны бросились в сражение, но тысячами гибли, а боги, обретшие бессмертие, их победили. Не раз еще спускался Вишну на землю, но последний, десятый, его приход должен уничтожить царство зла на земле, и тогда все заживут счастливо.

Тройное божество

Триада божественная, как считал Карл Юнг, является архетипом в истории религии. Число "три" имеет долгую историю мифических ассоциаций.

В классической античности ярким примером является Афродита, которую представляли в виде Урании (небесной) и Пандемос (всенародной). А также музы (Аониды – песня, Мелета – практика, Мнемозина – память). Это очень древнее, исходное представление. Позже их стало девять.

В римский период богиня луны ассоциировалась у древних с луной, изливающей свет на небе, с Дианой, являющей непорочность на земле, и Гекатой или Прозерпиной, которых связывали с колдовством и помещали в Ад.

В Капитолийский период римская триада состояла из Юпитера, Юноны и Минервы, составляющей могущественную семью.

Судьбы в греко-римской мифологии представляли три мойры: Клото, Лахезис и Антропос.

В норвежской мифологии мать-богиня являлась в трех ипостасях – Фрейя, Фригг и Скади.

Примеров можно привести еще много, но закончим двумя последними из славянской и греческой мифологии. Бог Триглав в Словении, Сербии и Хорватии изображался как трехголовый человек или как человек с тремя козлиными головами. В христианский период все его изображения были уничтожены. Это было трехликое божество. Как была трехлика Геката, чье изображение сохранилось до наших дней. Видимо, это был один из ее древнейших культов.

Ну и совсем последнее – это уже не бог, но всем известное мифическое существо – чудовищный пес Цербер, который изображался с тремя головами и охранял Аид.

Римское божество

Бог Янус одно из древнейших римских божеств, которое предшествовало появлению в пантеоне греческих богов. Он изображался с двумя лицами. Одно из них было молодым, другое – старым. Или один из ликов был мужским, а второй – женским. Его храм был построен на площади в центре Древнего Рима, и внутри сооружения стояла статуя Януса из бронзы. Двери храма были открыты во время войны и закрыты, когда наступал мир. За время существования Римской империи они закрывались всего девять раз.

Бог Янус до появления Юпитера открывал небесные врата и выпускал солнце, а вечером он их запирал. Его атрибутом был ключ. Он покровительствовал всем дверям, а также считал дни в году. На одной его ладони стояло число "триста", а на другой – "шестьдесят пять". Янус был богом любого начинания, а двуликость символизировала его осмотрительность, необходимую для каждого нового дела. Лишь века спустя это стало означать отрицательное качество – лицемерие.

Комментарии