Пегги Гуггенхайм: биография, фото, деятельность
Маргарет Гуггенхайм, известная во всем мире покровительница искусств, галеристка, арт-коллекционер и меценат, родилась в Нью-Йорке 26 августа 1898 года. Она вошла в историю под именем Пегги Гуггенхайм. Ее вклад в развитие современного изобразительного искусства действительно неоценим. Пегги была младшей из троих детей Бенджамина Гуггенхайма – крупного американского промышленника с еврейскими корнями, погибшего на лайнере “Титаник” в апреле 1912 года.
Биография. Ранние годы
В публикациях о жизни Пегги журналисты часто пишут о том, что детство девочки было не из счастливых. Она росла одинокой и недолюбленной, поскольку ее родители жили собственной жизнью: мать слыла светской львицей и редко общалась с детьми и мужем, а отец все время был занят зарабатыванием очередного миллиона. К тому же он большую часть времени проводил в Европе, вдали от семьи. Однако воспоминания Пегги о родительской семье иные… В одном из интервью она рассказала, что обожала своих родителей и что о детстве у нее сохранились вполне приятные воспоминания. Когда ей было 13 лет, произошло несчастье: отец семейства вместе со своим секретарем оказались на потерпевшем крушение “Титанике”. Согласно семейной легенде, мистер Бенджамин отказался от своего места в спасательной шлюпке и остался на корабле, до последней секунды помогая женщинам и детям. С этого дня отец стал для Пегги настоящим героем, и светлую память о нем она сохранила до конца своих дней.
Путь к искусству
Это семейное несчастье в одночасье изменило жизнь девушки. Она стала наследницей миллионного состояния отца. Однако чтобы вступить в право наследования, ей нужно было дождаться совершеннолетия. До этого она была на попечении у своего дяди Соломона Гуггенхайма - богатейшего человека, крупного предпринимателя, большого ценителя и покровителя искусств. Несмотря на несметное богатство дядюшки, девушка чувствовала себя бедной родственницей в его доме и не пользовалась особой любовью и расположением своих кузенов. Какое-то время она проработала в книжном магазине, в котором выставлялись работы писателей-авангардистов, здесь она и познакомилась с прогрессивными умами своего времени.
Париж, Париж!
После того как Пегги Гуггенхайм стала совершеннолетней и унаследовала оставленное ей отцом состояние в 2500000 долларов, она из Нью-Йорка отправилась в столицу искусств – Париж. Здесь молодая женщина попадает в гущу «ревущих двадцатых». Париж 20-х был средоточием прогрессивных и талантливых деятелей искусства: писателей, музыкантов, художников. Перед богатой наследницей, естественно, открыты двери всех светских будуаров, где собирается бомонд. С каждым днем расширяется круг ее друзей и знакомых: Натали Барни, Мей Рей, Джуна Барнс, Ромейн Брукс - и это неполный список знаменитостей, которыми она окружила себя. Жизнь рядом с дядей - большим ценителем изобразительного искусства - способствовала развитию в ней утонченного вкуса. Пегги Гуггенхайм посещает различные выставки, знакомится с художниками-сюрреалистами, покровительствует им, занимается продюсированием фильмов, загорается созданием собственной галереи и с этой целью начинает покупать картины.
Создание коллекции
Она решает вложить оставленный ей отцом капитал в живопись. И в этом ей помогает Марсель Дюшан – известный американский художник, теоретик искусства. Придерживаясь его совета, она занимается приобретением работ не признанных, а начинающих художников. Вскоре выясняется, что девушка обладает редким талантом — интуицией, которая помогает ей при выборе перспективных работ. Таким образом, коллекция Пегги Гуггенхайм начинает пополняться картинами художников, которым в будущем уготовано признание. Вот некоторые из них: Кандинский, Дали, Пикассо, Танги, Кокто, Поллок и др. Естественно, приобретенные за бесценок произведения начинают расти в цене, преумножая состояние Пегги Гуггенхайм. С другой стороны, некоторые художники своим признанием в мире искусства были обязаны именно богатой американке, которая усердно занималась продвижением их творчества. Находясь под ее покровительством, они ведут беззаботную жизнь, тратят ее средства, ну и стараются всячески ей угождать. Взамен она организует их выставки, находит состоятельных клиентов, готовых купить картины.
Галереи
В 1938 году на основанной П. Гуггенхайм первой выставке Guggenheim Jeune в Лондоне на Cork Street были представлены картины Жана Кокто и имели большой успех. А после начала Второй мировой войны Пегги скупила большую часть работ этого сюрреалиста и абстракциониста, украсив ими свою внушительную коллекцию. Здесь же, в лондонской галерее, она выставила работы молодого польского художника Кандинского, а затем Ива Танги. В начале 40-х Пегги подумывает о создании галереи во французской столице и даже арендует для этого помещение. Однако вторжение фашистской армии помешало осуществлению ее замысла, она вынуждена покинуть Париж и отправиться сначала на юг Франции, а оттуда - на родину, в Нью-Йорк. Здесь она открывает галерею Art of This Century, которая вскоре становится одним из самых модных и оригинальных выставочных залов в американской столице искусств.
Музей
Вплоть до 1946 года она курсирует между Европой и Америкой в поисках достойных картин для своей коллекции, которая растет день ото дня и пополняется великолепными шедеврами. Ее конечная цель - создать собственный музей Пегги Гуггенхайм. Последующие три года она вместе со своей коллекцией участвует в различных выставках как в Штатах, так и в Европе. А в начале 50-х она приезжает на Биеннале в Венецию. Конечно, здесь она была и прежде, но именно сейчас она понимает, что пришло время осуществить давнишнюю мечту - основать музей, который будет принадлежать только ей, знаменитой Пегги Гуггенхайм! Венеция, на ее взгляд, лучшее место для этого. Она покупает чудесный белоснежный дворец прямо на берегу канала, перевозит сюда свою коллекцию картин и другие раритеты, декорирует все по своему вкусу. Здесь же она решает обосноваться и провести всю оставшуюся жизнь.
Как описывали современники Пегги (Маргарет) Гуггенхайм
Молодая, эксцентричная, экстравагантная и умная, целеустремленная и напористая, не красавица, но хороша собой. Центральной фигурой на ее лице выступал внушительных размеров нос - фамильная черта, которая не очень-то и портила ее. Тем не менее она как-то решила прибегнуть к помощи скальпеля, однако в последний момент, уже на операционном столе, отказалась от затеи. Ее друзья считают, что, лишившись носа, она потеряла бы свой фамильный нюх – способность чувствовать запах денег, приумножать их и тратить с умом.
Личная жизнь
Естественно, наследница американского миллионера Пегги Гуггенхайм, автобиография которой была опубликована в книге Out of this century: confessions of an art addict, на пороге своего совершеннолетия считалась завидной невестой. У нее было много поклонников из богатых семей, но ее выбор пал на Лоренса Вейля – полуамериканца-полуфранцуза, полуписателя-полухудожника. Именно с ним Пегги впервые отправилась завоевывать Париж. Позже она писала, что это замужество было ее трагической ошибкой. Вернее, так считала ее семья, которая не могла даже представить себе, как можно жить на 100 долларов в месяц. Однако на первых порах богатая наследница была просто очарована мужем, который знакомил ее с французским бомондом и со всеми достопримечательностями столицы и ее пригородов. Брак продлился 7 лет и подарил ей двух детей - Синдбада и Пеггин. Вейль постоянно изменял жене на ее же собственные средства. Однако он осознавал, что их состояние принадлежит не ему, а ей, и возненавидел Пегги, ее семью, ее деньги. Он постоянно закатывал публичные сцены, выяснения отношений с громким битьем посуды, выкидыванием из окон различных предметов, особенно ее туфель и сумочек. Пегги понимала, что долго так продолжаться не может. И тогда она наняла адвоката и вскоре развелась, хотя не прервала с ним дружеских отношений, а также продолжала платить по его счетам. Вейль был первой серьезной любовью Пегги Гуггенхайм. Фото его она еще долго хранила в своей сумочке. К тому же она понимала, что именно связь с Вейлем открыла перед ней двери в мир парижского бомонда.
Мужчины П. Гуггенхайм
Во второй раз она вышла замуж за писателя Джонни Холмса. Он был большим интеллектуалом, однако совершенно не умел зарабатывать деньги. Зато он с большим энтузиазмом тратил средства своей богатой и знатной женушки. За Марселем Дюшаном Пегги не была замужем, однако их также связывали любовные отношения, к тому же именно его она считает своим проводником в мир искусства, своим ментором по жизни и лучшим консультантом. Был ли художник Ив Танги любовником Пегги, сложно сказать, однако благодаря ей он приобрел известность. Затем были Сэмюэль Беккет – писатель, будущий нобелевский лауреат, Герберт Рид - кавалер ордена Подвязки. За Макса Эрнста Маргарет Гуггенхайм вышла замуж в третий раз. Это был великий художник своего времени, а также потрясающий любовник и ловелас. Пегги забрала его с собой из оккупированного Парижа в Нью-Йорк. Вскоре его картины украшали коллекцию его законной супруги. Пегги называли ангелом-хранителем авангардистов и сюрреалистов. Как видите, все мужчины великой галеристки были талантливыми личностями, которых с ней связывали взаимовыгодные отношения: их привлекало богатство Пегги, а ее - их творчество.
Фильм “Пегги Гуггенхайм: ни дня без искусства”
С 1948 года знаменитая галеристка поселилась на берегу Адриатики, в великолепной Венеции. Несмотря на то что в юношестве Пегги чувствовала себя в семье бедной родственницей, впоследствии она стала самой известной представительницей семейства Гуггенхаймов. В Венеции она жила в собственном дворце, держала свиту, владела гондолой и ежедневно совершала прогулку по каналам в сопровождении свиты, одетой в бирюзовый цвет. Такой ее запомнили в сказочном городе. Сама она выглядела очень экстравагантно, ее образы всегда отличались оригинальностью. Она любила носить платья и аксессуары в африканском стиле: много перьев, экстраординарные головные уборы, массивные ожерелья. Она, безусловно, была одной из самых выдающихся женщин своего времени, и вот в 2015 году талантливым режиссером
Лизой Иммордино Врилэнд была снята художественная лента о Пегги Гуггенхайм. Фильм рассказывает о ее жизни, о ее потрясающей интуиции, которая способствовала ее становлению, ну и конечно же, о ее мужчинах, которых она "коллекционировала" так же, как и картины.