Василий Качалов - ведущий актер Художественного театра

Актёр Василий Качалов известен в театральном мире так же, как Леонардо да Винчи в мире художественном. Он воплощал собой всё, что сегодня мы называем талантливым советским артистом. Фигура хрестоматийная, он никогда не учился актёрскому мастерству, обладая потрясающим сценическим обаянием.

Истоки

11.02.1875 г. в Вильне (современный Вильнюс) в семье священника Иоанна Шверубовича, настоятеля православного храма, родился третий сын. Это и был Василий Качалов. Биография актёра подробно описана В. Я. Виленкиным, который рассказал о детских годах будущего блистательного артиста. Отец происходил из белорусских шляхтичей, мать имела польские и литовские корни. В семье придерживались суровой школы воспитания, в детстве Василия пороли за провинности. Помимо двух старших братьев, разница в возрасте с которыми составляла 10-15 лет, позже родились две девочки: Соня и Саша. Они рано овдовели и последние 26 лет находились под опекой В. Качалова, с которым совместно проживали.

Юноша получил блестящее образование в 1-й гимназии, которую одновременно с ним окончил Ф. Э. Дзержинский. Под влиянием отца, проводившего службы с большим артистизмом и пафосом в голосе, он забирался на шкаф и занимался декламацией. Большое впечатление на него произвёл спектакль вильненского театра «Демон», что определило его пристрастия. На сцене общежития гимназии он, будучи шестиклассником, дебютировал в роли Хлестакова, сразу же став местной знаменитостью. А потом были роли Ноздрёва и Подколёсина, настоящее увлечение местным театром. Однако поступать юноша отправился в Санкт-Петербургский университет по стопам старшего брата Анастасия, демонстрируя, что значит быть воспитанным. Василий Иванович Качалов покидает родительский дом в 1894-м.

Начало актёрской карьеры

Поступив на юридический факультет, юноша сразу же становится участником театрального кружка и параллельно проводит всё своё время в Александрийском театре. По рекомендации актёра М. И. Писарева пробуется в роли Валеры в пьесе Мольера «Скупой» в небольшом театре (режиссёр Е. Карпов), получив благословение на сцену и признание в наличии дарования. Сценическое мастерство Василий Качалов (фото в молодые годы представлено в статье) постигал у великого актёра В. Н. Давыдова, возглавившего к тому времени студенческий театральный кружок. Его первым творческим успехом стала роль Несчастливцева (А. И. Островский, «Лес»), которую в 1895-м представили широкой публике. На аплодисменты В. Н. Давыдов вышел вместе с молодым дарованием.

В 21 год юноша уже становится профессиональным актёром Суворинского театра с окладом в 50 рублей. При оформлении контракта А. С. Суворин порекомендовал Василию Ивановичу сменить фамилию Шверубович на более благозвучную. Так у актёра появился псевдоним, по которому его знают во всём мире. Молодой человек успешно совмещал профессиональную деятельность с образованием, хотя творчество и богемная жизнь его полностью захватили. Но роли у Суворина (он сыграл их 35) были лишь комедийного и водевильного характера, поэтому по рекомендации В. Н. Давыдова актёр отправляется в провинцию, оставив университет после четырёх лет учёбы.

Провинциальный период

Попав к талантливому антрепренеру М. М. Бородаю, 2 года и 6 месяцев Василий Качалов играл на два города, выступая в Саратове и Казани. Он был одержим работой, сыграв за этот период около 250 ролей. В 23 года он создал образ Кассия в шекспировском «Юлии Цезаре», получив единодушное признание. Зрителей поражал внешний облик актёра: при высоком росте (185 см) был он довольно худ и бледен, но при этом великолепно владел телом. Артист активно подключал руки с невероятно длинными от природы пальцами. Но главным сокровищем был его чарующий голос. Звучный баритон буквально завораживал сидящих в зале.

После блистательной роли Шаховского в «Царе Фёдоре» и создания в столице Московского Художественного театра (1898) он стал мечтать о большой сцене. В Казани он встретил будущую жену, актрису Нину Литовцеву (Левестам), которая была ученицей В. И. Немировича-Данченко. Это окончательно предопределило отъезд в Москву.

Появление в Художественном театре

По прибытии в феврале 1900 года в МХТ В. Качалову предстояло показаться К. С. Станиславскому. Была выбрана сцена, где ему следовало поочерёдно предстать в двух образах: Бориса Годунова и Ивана Грозного. Наработанные в провинции штампы сыграли свою отрицательную роль – показ был безнадёжно провален. Василий Качалов не опустил руки и продолжил ежедневно ходить в театр, наблюдая за игрой выдающихся актёров того времени. К постановке готовилась «Снегурочка», но никому не поддавалась роль Берендея. Станиславский решил дать начинающему актёру ещё один шанс и не ошибся.

После репетиции он обнял В. Качалова, проделавшего огромную работу над собой и уловившего требования художественных руководителей театра. Триумфальный дебют состоялся в сентябре 1900 года, открыв перед актёром блестящую перспективу. Среди его первых ярких работ:

  • Роль Барона в спектакле «На дне», о которой М. Горький отозвался с восхищением.
  • Цезарь в одноимённом спектакле В. Шекспира.
  • Роли в пьесах А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Трофимов) и «Три сестры» (Тузенбах).

Пик карьеры

Настоящий успех пришёл к Василию Ивановичу в 1905-м, и до самой революции Москва будет настолько влюблена в него, что горничная рискнёт за большие деньги продавать вещи из его гардероба, за которыми охотились многочисленные поклонницы. Поэт С. Соловьёв назовёт его «царём девичьих идеалов», а зрители будут знать все его роли наперечёт. В каждую он вкладывал своё понимание личности героя, предлагая неожиданную, но выстраданную трактовку. Так, он нарисовал совершенно иной образ принца датского, свергнув того с пьедестала, на который его вознесли в предыдущие годы. Он показывает трагедию Гамлета через душевное противоречие: понимание несовершенства жизни и бессилие что-либо в ней изменить (1911).

Глумова в пьесе А. И. Островского всегда играли негодяем и карьеристом. Василий Качалов предложит новое прочтение образа, где тот предстанет талантливым и ироничным, для которого вся жизнь – игра. И в этой игре он хочет быть победителем (1910). Роль Ивана Карамазова (Ф. М. Достоевский) – одна из сложнейших на театральной сцене. Однажды сыграв её, актёр будет использовать центральный монолог в концертах, раскрывая через него карамазовское понимание мира (1910). Позднее он признается, что полюбил в Карамазове его бунт против Бога и веру в силу разума. Это освещало ему даже поражения героя, которые он оправдывал удивительной жаждой жизни.

Гастрольный тур

К революции у В. И. Качалова отношение было двойственным. С одной стороны, он был знаком с революционером Н. Бауманом и считал встречу с ним одной из важнейших в жизни, с другой – его сын Вадим воевал в Белой армии. С 1919-го он возглавил часть труппы, отправившейся на гастроли по югу страны. Война заставила актёров покинуть родину, и их гастрольный тур продолжился в Европе: София, Прага, Берлин, Загреб, Париж. Запад рукоплескал таланту россиян, а Качалов Василий Иванович выступал ещё и с концертами, впервые декламируя «Скифов» Александра Блока. Человек феноменального образования, он читал Гомера на древнегреческом, а Горация – на латыни.

Прервавшись на небольшой отпуск, труппа отправлялась в новые путешествия, совершив тур в США, где с успехом начала гастроли со спектакля «Царь Фёдор». К тому времени семья перебралась в немецкую деревню, и К. С. Станиславский стал бояться, что многие артисты не вернутся из турне. Он разослал письма, предложив труппе собраться в театре. В августе 1924-го В. Качалов вернулся в Москву.

Личная жизнь

В Василии Качалове присутствовали барство и размах, но в то же время доброта и нежелание огорчать людей. Он любил общение, природу, длительные прогулки и застолья, с удовольствием устраивая их у себя дома. Его квартира повидала огромное количество известных личностей, среди которых был и Сергей Есенин. Тот подружился с доберманом хозяина по кличке Джим, написав прекрасное стихотворение «Собаке Качалова».

С 1900 года до своей кончины Василий Качалов был женат на Нине Николаевне, которая после болезни осталась хромой и не могла выступать на сцене. Он помог ей заняться режиссурой. На своё 50-летие сыграл Николая I в спектакле о декабристах, поставленном супругой. Ему приписывают огромное количество романов, в том числе длительную связь с актрисой, женой великого человека. Но он не оставил семью, любя своего единственного сына Вадима.

Он щедро отдавал себя людям, бесконечно обожая сцену. Помимо спектаклей, вёл грандиозную концертную деятельность, оставив после себя огромное количество записей, доступных сегодня. В 1928 году он снялся в немом кино «Белый орёл» (режиссёр Я. Протазанов). Во время съёмок «Путёвки в жизнь» (1931) именно ему доверили чтение стихов о беспризорниках, создающих настроение картины. Государство оценило его заслуги присвоением звания Народного артиста СССР (1936).

Последние годы жизни

После Великой Отечественной, которую провёл в эвакуации, на сцену Художественного театра актёр больше не выходил. Его последней значительной ролью был Бардин по пьесе М. Горького «Враги». Он заболел сахарным диабетом, но продолжал участвовать в радиоспектаклях и концертных программах. 30.09.1948 после 50-летнего служения Мельпомене ушёл из жизни Василий Качалов. Краткая биография не позволяет передать масштаб личности великого актёра, с уходом которого можно говорить о завершении целой театральной эпохи.

Комментарии