В современном мире многое меняется. Ранее наиболее важными являлись мировоззренческая, адаптивная, охранительная и социально-критическая функции религии. Но по мере возникновения духовных кризисов, секуляризации, синкретизма, индифферентности на первый план вышло другое направление. И сейчас наиболее весомой является иллюзорно-компенсаторная функция религии.
Общая информация
Чем является компенсаторная функция религии? Обычно под ней понимают то, что определённые верования могут давать людям утешение, помогают находить душевное равновесие и примиряться с неизбежными происшествиями. В данном случае религия оказывает одурманивающее действие, дарит иллюзорную надежду на то, что в будущем всё будет лучше. В качестве примера можно привести избавление от страданий или вечную жизнь. Из-за таких заблуждений данная функция и называется иллюзорно-компенсаторной. Если к этому добавить ещё и адаптацию с самоидентификацией, то получится целый комплект. С научной точки зрения в таком случае религия будет оказывать значительное психологическое влияние.
Изменение мировоззрения
Компенсаторная утешительная функция религии необходима для того, чтобы упорядочивать, стабилизировать и гармонизировать внутренний мир человека. При этом следует отметить субъективистский подход. Дело в том, что религия может дать иллюзорный образ мира, но предлагаемые ею способы являются неэффективными или в корне неправильными. Многие исследователи высказывают мысль, что в данном случае корректнее всего будет употреблять термин «психологическая защита». Наиболее важным является аспект преодоления состояния апатии, в которое впадает множество людей. Это состояние является чрезвычайно опасным, поскольку человек перестаёт интересоваться тем, что происходит вокруг него. Жизнь и её прелести его уже больше не прельщают, и в лучшем случае он просто устранится от социума. А в худшем может вообще решить, что ему здесь делать нечего – и совершить самоубийство.
Оказание помощи
Задача религии в данном случае – убедить человека, что при возникновении проблем и горя жизнь не обрывается, а продолжается. Необходимо продолжать борьбу. Правда, в качестве ориентиров даются обманчивые обещания последующего вознаграждения, которого может и не быть. Следует отметить, что принципы религии нашли своё использование и в практической психологии. В качестве примера можно привести Носсрата Пезешкиана. В 2007 году во время своего выступления в Львове он описывал высокую эффективность использования религии. Так, этот психолог утверждал, что необходимо корректировать точку зрения, чтобы в конечном результате все взгляды человека на жизнь были в гармонии. Многие проблемы возникают из-за того, что в сознании есть конфликт из-за непонимания четкой границы между религией, церковью и верой. К подобным выводам пришел и Владета Еротич. Он отмечал, что человек может испытывать неопределённость ввиду какого-то конфликта. И при разборе причин нестабильности, конфликтов и прочего священники часто демонстрируют результативность не меньшую, чем профессиональные психологи. Часто результат достигается за счёт доверительных отношений, поскольку практических умений им всё же не хватает, а кроме этого, они ограничены существующей доктриной мировоззрения.
Применение на практике
Следует отметить, что значимости такой психологической стабилизации людей не уделяется необходимое внимание. Конечно, иллюзорно-компенсаторная функция религии может быть использована не всегда, а только в отдельных случаях, но она может помочь преодолеть состояние неопределённости. Необходимо позаботиться и о том, чтобы человек не впал в излишний фанатизм, и не возникла ситуация «из огня да в полымя». Если есть религиозный человек, который пребывает в апатии, то чрезмерное вдохновляющее воздействие может негативно повлиять на его будущее. Если не придерживаться определённых рамок, то чрезмерно увлеченный религией человек может стать фанатиком.
Исследование
Кому интересна компенсаторная функция религии? Социология религии занимается тщательным изучением этого аспекта общественной жизни. Было замечено, что оптимальной является ситуация, когда человек достиг такого уровня интеллектуального развития, когда сам может понимать и воспринимать все происходящие в его жизни события, и при этом не нуждаться в таких искусственных механизмах поддержания психологического комфорта. Но единогласного заключения пока достичь не удалось. Так, бытует мнение, что функции религии: мировоззренческая, компенсаторная и иные помогают сохранять общество в состоянии относительной стабильности. Другие же считают, что это только мешает природному отбору. Да, их точка зрения жестока – но полностью отказать ей в справедливости мы не можем.
Социальная поддержка
Не следует сбрасывать со счетов различные особенности. Так, исследователем Клибановым было отмечено, что некоторые общины (в его случае баптистская) имеют ещё служат страховкой для верующих на случай негативных происшествий. В качестве примера таковых можно привести одиночество, болезнь, потерю трудоспособности и тому подобное. Иными словами, верующий может рассчитывать не только на духовное утешение и моральную поддержку, но и на материальную помощь. Другой исследователь, Вебер, вторит ему и считает подобные организации чем-то похожим на кассу взаимопомощи. По его мнению, компенсаторная функция религии, пример которой был приведен, способствует тому, что религиозные воззрения членов общины поддерживаются более активно. Ведь в данном случае значительно повышается уровень их взаимодействия. Функционирует сама система. Причем в религиозных обществах такую поддержку можно наблюдать на самом различном уровне – начиная от слов утешения и бесплатных обедов и заканчивая медицинским обслуживанием и пенсионным обеспечением.
Использование компенсаторной функции религии
Давайте рассмотрим, как происходит процесс утешения. В качестве примера возьмем человека, у которого в жизни произошло событие, грозящее разрушить его жизнь. Человек начинает впадать в состояние апатии, его больше не интересует то, что происходит вокруг, он зациклился на чем-то одном или его вообще ничего больше не беспокоит. А теперь возьмём распространённую религию, например, христианство. Согласно догмам этого мировоззрения, если хорошо себя вести, раскаяться в грехах и так далее, то можно гарантированно рассчитывать на счастливую жизнь. То есть, блаженство не даётся даром – это необходимо заслужить. И чтобы получить жизнь, полную счастья, следует потрудиться. Для этого необходимо двигаться от простой веры в догму к соблюдению предписаний, изложенных в Библии.
Заключение
Следует отметить, что религия является очень интересным общественным механизмом. Наверняка можно сказать, что мы до сих пор не можем полностью оценить её значение для нашего прошлого, настоящего и будущего. Но это не значит, что религия не должна изучаться. Более того, необходимо учитывать механизмы её возникновения и влияния на психику, чтобы понимать, как она функционирует. Ведь сейчас она хоть и не выполняет главенствующую роль, но до сих пор продолжает влиять на нас в том или ином смысле.