Орган судебной власти: понятие, структура и функции

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна – это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При этом власть должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть – это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте – Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Ветвь власти имеет полную самостоятельность от всех иных сфер.

3) Имеет полномочия по применению права в рамках процессов разной направленности (административной, гражданской, уголовной и т. п.).

4) Финансируется государственным бюджетом.

5) Решения судебных органов являются обязательными для всех на территории РФ.

Данные признаки показывают особенности системы судов в Российской Федерации. Но чтобы более детально разобраться в проблематике реализации права, необходимо понимать структуру органов этой направленности.

Структура судов

Структура судебных органов Российской Федерации представляет собой иерархию, которая реализует право по мере рассмотрения дел или решения определенных споров. На сегодняшний день созданная система зарекомендовала себя в РФ как нельзя лучше. Она эффективно применяет право на всех уровнях. При этом каждый в отдельности орган судебной власти имеет свою юрисдикцию, которая предопределяется его структурной принадлежностью. Учитывая этот факт, можно выделить следующую систему, а именно:

1) Конституционный суд Российской Федерации.

2) Суды общей юрисдикции. Данное звено состоит из военных и ведомств основного звена.

3) Арбитражные суды.

4) Органы дисциплинарные.

Каждый сегмент структуры реализует собственные полномочия, а также имеет строго определенный спектр возможностей, о чем будет упомянуто далее.

Общая юрисдикция

Суд первой инстанции – это самая «близкая» система органов для обычных граждан, которым требуется соответствующая правовая защита, или решение какого-либо спора. В процессе общей юрисдикции рассматриваются гражданские, уголовные и административные дела. При этом нужно понимать, что суд первой инстанции – лишь одно из звеньев всей системы общих органов.

При возникновении каких-либо вопросов, любое лицо может обратиться в районные или же местные суды той или иной территориальной расположенности. Данные органы действуют на отдельных территориях. В их ведение входит не только решение определенных судебных споров, но еще и контроль досудебного производства. Сюда входит координация назначения мер пресечения, например: заключения под стражу, залога и т. п.

Суды военной юрисдикции

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории государства действует система военных ведомств, которые уполномочены осуществлять правосудие. Как мы понимаем, сфера деятельности этих органов существенно ограничена, хотя они и входят в структуру общей юрисдикции. Орган судебной власти военной направленности занимается исключительно уголовными делами, которые возникли по причине преступления, совершенного лицом, принадлежащим к Вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, представленные ведомства рассматривают гражданские дела, в которых субъектами являются военнослужащие с одной стороны и Министерство обороны с другой.

Суды субъектов федерации

После районных органов соответствующей ветви власти, идут ведомства субъектов государства. Данные органы, безусловно, являются вышестоящим уровнем в иерархии судов общей юрисдикции. Таким образом, дела районных органов подлежат пересмотру в судах субъектов федерации в апелляционном порядке. Это обеспечивает право каждого на объективное рассмотрение дела или решения спора. Апелляцией занимаются судебные коллегии Верховных судов субъектов федерации.

Арбитражные органы

В отдельную систему судов в РФ входят арбитражные ведомства. Они, как и иные подобные органы, представляют собой иерархичную структуру. В неё входят арбитражные суды субъектов федерации, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов. Первая инстанция этих органов уполномочена решать споры между предпринимателями, юридическими лицами. Помимо этого, в ведении арбитражей также находятся споры, субъектами которых являются упомянутые лица и государственные органы. При этом подобного рода дела должны возникать по вопросам административного и гражданского производства.

Апелляционные арбитражи существуют для пересмотра решений судов субъектов федерации арбитражной направленности. Данные органы проверяют законность деятельности нижестоящих ведомств, обобщают практику, анализируют статистику этой деятельности и т. п. Право на кассационное обжалование арбитражных дел реализуется посредством обращения в окружные суды соответствующей направленности. Таковыми являются арбитражи округов.

Верховный суд. Высший арбитражный суд

Следует отметить, что в порядке кассации лица могут обращаться в высшие судебные инстанции. Таковой на сегодняшний день является Верховный Суд Российской Федерации. В его составе существуют специальные коллегии, которые занимаются рассмотрением тех или иных дел. На сегодняшний день существуют:

1) Коллегия по административным, гражданским и уголовным делам. По сути, высший кассационный суд РФ.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

- На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

- Разрешает споры о компетенции разных органов государственной власти.

- Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

- Предоставляет толкование конституционных норм.

- На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

- Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

- Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

- Дела о разделе имущества между членами семьи.

- Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право – это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

Комментарии