Собор Архиерейский Русской православной церкви: участники, фото

В течение 2 и 3 февраля сего года в Москве проходил очередной Архиерейский собор Русской православной церкви. Он явился важным событием в религиозной жизни страны. Но прежде чем остановиться на тех вопросах, которые подлежали его рассмотрению, имеет смысл уточнить, что представляет собой этот орган церковной власти и какова его история.

Преемники святых апостолов

Практика созыва церковных соборов уходит корнями ещё в новозаветные времена, когда в 49 (по другим источникам в 51) году в Иерусалиме был проведён собор, на котором апостолами обсуждался важнейший вопрос – является ли обрезание необходимым для стяжания вечной жизни. Именно на нём было вынесено постановление, освобождающее всех принявших крещение от необходимости выполнять большинство иудейских законов и предписываемых ими обрядовых ритуалов.

В последующие годы церковные соборы вошли в повсеместную практику и регулярно созывались. При этом они делились на две категории – Поместные, то есть проводимые в рамках одной поместной церкви, и Вселенские, одно название которых говорит о том, что в нём принимали участие представители церквей всего христианского мира.

Особенности Поместных соборов

В историю церкви соборы прошедших времён вошли главным образом по названиям городов, в которых они проводились, поместных церквей, ставших их организаторами, государств, на территории которых они созывались, а также религиозных конфессий, решавших на них свои вопросы.

В работе Поместных соборов принимали участие представители не только широкого круга духовенства – от епископов до клириков низших ступеней, но также и депутации мирян, проживавших на данных территориях. Ими обсуждались различные вопросы, связанные не только с вероучением, но и с устройством церковной жизни, а также с управлением ею.

Форумы высшего духовенства

В отличие от них, участники Архиерейского собора - это исключительно архиереи, созываемые для принятия решений по наиболее важным внутрицерковным вопросам. Важно отметить, что разделение церковных соборов на Поместные и Архиерейские было установлено лишь в синодальный период. Прежде все главные решения, связанные с жизнью церкви, единолично принимал её предстоятель.

В наши дни Архиерейский собор является высшим органом управления как Русской православной церковью, так и Украинской, входящей в состав Московского патриархата. Его статус был определён решениями Поместного собора, состоявшегося в 1945 году. Тогда же появился термин, ставший его обозначением.

Предыдущий собор архипастырей

Совещанию архипастырей, проходившему в феврале нынешнего года в Москве, предшествовал лишь один собор (Архиерейский), состоявшийся в 1961 году в Троице-Сергиевой лавре. Любопытная деталь – никто из его участников не был заранее предупреждён о том, что им предстоит участвовать в столь представительном форуме. Все получили тогда лишь приглашения на празднования памяти её основателя и уже по прибытии узнали об истинной цели вызова. Этот собор (Архиерейский) 1961 года проходил в разгар хрущёвской антирелигиозной кампании, и подобная конспирация была отнюдь не лишней.

Недавно завершённый собор

Итак, нынешний Архиерейский собор РПЦ является вторым по счёту. Его началу предшествовала Божественная литургия в храме Христа Спасителя, совершённая протоиереем Михаилом (Рязанцевым). В ней вместе с патриархом Кириллом приняли участие все делегаты, прибывшие на этот крупнейший за последние годы церковный форум со всех концов страны и из-за рубежа.

Как видно из его опубликованных документов, а также из выступлений участников пресс-конференции, организованной после завершения работы, главным вопросом была подготовка к намеченному на ближайшее время Всеправославному (Вселенскому) собору, местом проведения которого должен был стать остров Крит.

Участники собора и его президиум

Состав Архиерейского собора был весьма многочисленным. Достаточно сказать, что в него вошли триста пятьдесят четыре архипастыря, представлявшие двести девяносто три ныне существующие епархии, объединённые вокруг Московского патриархата. В соответствии с ныне действующим церковным Уставом, председательствовал на нём Святейший Патриарх Кирилл. Он же в первый день работы собора выступил с докладом, в котором осветил основные вопросы жизни и деятельности российской церкви.

В состав президиума также на основании требований Устава вошли все постоянные члены Святейшего Синода. Ещё задолго до того, как начал работу освященный Архиерейский собор Русской православной церкви, ввиду важности выносимых на его рассмотрение вопросов, приглашения к участию в работе получили также некоторые представители автономных частей Московского патриархата, среди которых митрополиты Нью-Йоркский, Восточно-Американский, Латвийский и ряд других.

Выступление главы Украинской церкви

С большим интересом был заслушан доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, рассказавшего собравшимся о том положении, в котором находится сегодня возглавляемая им церковь. Особое внимание к его выступлению было вызвано той сложной политической обстановкой, которая сложилась сегодня на Украине, и вынужденным противостоянием в отношении существующей там самопровозглашённой церкви.

Глава Украинской церкви (МП) рассказал о той миротворческой роли, которую взяла на себя в наши дни вверенная ему церковь. Её пастыри и архипастыри прилагают все силы к тому, чтобы прекратить вражду в стране, где порой члены одного и того же прихода оказываются врагами и, являясь слепыми исполнителями чужой политической воли, ввергают страну в хаос и кровопролитие.

Докладчик также выразил глубокую благодарность церковным и светским властям России, организовавшим доставку гуманитарной помощи в районы, наиболее пострадавшие от междоусобных конфликтов, и выразил надежду, что нынешний собор (Архиерейский) станет ощутимым вкладом в дело установления мира на Украине.

Проблемы, связанные с подготовкой ко Вселенскому собору

Одним из основных предметов дискуссий, развернувшихся в ходе заседаний, стал предстоящий Вселенский собор, с которым связано очень много проблем самого различного характера, в том числе и порождённых беспочвенными слухами, возникшими на почве низкой религиозной осведомлённости граждан и связанными с этим суевериями.

Например, распространяются измышления, что относительно этого, восьмого по счёту, Вселенского собора якобы существует пророчество, согласно которому он должен стать антихристовым, и что на нём будет заключена уния (союз) с католической церковью, отменены посты, узаконены повторные браки белого духовенства и принято ещё много постановлений, пагубных для истинного православия.

В связи с этим митрополит Илларион, занимающий должность председателя Отдела внешних церковных связей, сообщил, что на протяжении всех последних месяцев в его канцелярию поступало множество писем от граждан, призывающих московскую делегацию отказаться от участия в этом богопротивном, по их мнению, мероприятии. А за несколько дней до того, как начал работу нынешний собор (Архиерейский), их число многократно увеличилось.

Роль собора в защите интересов российской церкви

Но имелись и более серьёзные вопросы, которые требовали своего решения. Одним из них было намерение организаторов Вселенского собора навязать всем его участникам в обязательном порядке исполнение решений, принятых большинством голосов. Такая постановка вопроса таила в себе явную опасность. Если, допустим, большинство делегаций проголосовало за всеобщий переход на новый церковный календарь, то все, в том числе и российская церковь, должны были бы этому подчиниться.

Однако благодаря настойчивости и последовательности представителей московского патриархата удалось добиться того, что решения собора будут иметь силу лишь в том случае, если за них проголосуют все без исключения делегации. В случае же если будет хоть один голос против, то данное решение не получит силы.

И таких вопросов было много. Те из них, которые ещё не нашли своего решения, а их, по словам выступавшего, достаточно много, подлежали детальному обсуждению, которому был посвящён минувший Архиерейский собор. Фото, представленные в статье, помогают представить деловую рабочую обстановку, в которой проходили его заседания.

Иные вопросы, рассмотренные в ходе собора

Среди прочих вопросов, включённых в повестку дня работы собора, была канонизация архиепископа Серафима, ещё прежде причисленного к лику святых, широко почитавшегося в России и Болгарии. За его прославление единодушно отдали свои голоса все делегаты. Кроме этого, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) зачитал доклад, посвящённый мероприятиям по увековечению памяти новомучеников и исповедников российских, ставших жертвами террора, развёрнутого в период борьбы с церковью.

С особым вниманием делегаты собора выслушали доклад В. Р. Легойды, возглавляющего Синодальный отдел по взаимоотношению с обществом и СМИ, о тех задачах, которые в наши дни стоят перед церковью в связи с её присутствием в социальных сетях. Докладчик подчеркнул всю важность этого пути общения с широчайшим кругом как верующих людей, так и тех, кто не нашёл ещё своего места в религиозной жизни. В частности, он подробно остановился на отдельных проектах, которые готовятся к реализации в ближайшее время.

Следующий созыв Архиерейского собора, согласно церковному Уставу, должен последовать не позднее 2020 года.

Комментарии