Секретариат ООН: структура, состав, функции

Секретариат ООН является международным органом, который управляет работой Организации Объединенных Наций и занимается ее координацией. Возглавляет его генеральный секретарь.

Мировая бюрократия

Шесть базовых органов Организации Объединенных Наций – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН.

Последний оказывает влияние на работу ООН в гораздо большей степени, чем указано в Уставе организации. Это во многом объясняется тем, что сотрудники Секретариата являются постоянными экспертами, а не политическими назначенцами государств-членов. Набирается персонал на основе заслуг, учитывая принцип географического распределения. Сотрудники должны принять присягу на верность ООН. Им не разрешается получать указания от своих правительств. Персонал, по сути, представляет собой международную гражданскую службу.

Функции Секретариата ООН разнообразны. Это переводчики, делопроизводители, техники, администраторы, руководителей проектов, переговорщики и др.

Руководитель

Генеральный секретарь выбирается на 5 лет Генеральной Ассамблеей по согласованию с Советом Безопасности. Для этого он должен получить одобрение всех постоянных членов СБ. По этой причине генеральные секретари, как правило, происходят из небольших нейтральных стран. ГС – главное административное должностное лицо на заседаниях ГА, СБ, Совета по Опеке и ЭКОСОС, которое может исполнять любые функции, возлагаемые этими органами на него и его сотрудников. Каждый год он отчитывается перед Генеральной Ассамблеей о работе ООН и может знакомить СБ с любыми вопросами, представляющими, по его мнению, угрозу миру и международной безопасности. ГС – главный представитель ООН и наиболее заметная и авторитетная фигура этого органа на мировой арене.

Правительство Земли

Согласно уставу, генеральный секретарь и Секретариат ООН работают в нью-йоркской штаб-квартире и во всем мире. Они обслуживают основные подразделения организации и осуществляют руководство программами и политикой, определяемыми этими органами.

Таким образом, функции Секретариата ООН сопоставимы с задачами, которые выполняют национальные правительства стран мира. Среди прочего данный орган руководит операциями по поддержанию мира, решает проблемы беженцев, выступает посредником в международных спорах, отслеживает экономические и социальные тенденции, готовит исследования по правам человека, экономическому развитию, обеспечению устойчивого развития и другим вопросам по требованию какого-либо органа организации. Секретариат ООН информирует общественность о своей работе и проводит международные конференции. Кроме того, он контролирует выполнение директив ООН, переводит речи и документы на официальные языки организации и др.

Секретариат ООН: состав и функции

Хотя его главная штаб-квартира находится в Нью-Йорке, организация присутствует в Вене, Найроби и Женеве, а некоторые связанные с ней учреждения расположены в Париже, Гааге и Риме. Структура Секретариата ООН слагается из следующих управлений и департаментов, возглавляемых заместителями и помощниками генерального секретаря или высшими официальными лицами, подчиняющимися ГС:

  • Канцелярия ГС. Включает канцелярию Пресс-секретаря, Бюро по вопросам партнерства, Службу протокола и связи, Бюро «Глобального договора».
  • Управление служб внутреннего надзора. Состоит из ревизионного, инспекционного и следственного отделов. Обладает широкими полномочиями по расследованию возможного мошенничества и злоупотреблений в рамках организации. Проводит мониторинг и аудит с помощью Комплексной системы управленческой информации. За создание управления выступали промышленно развитые страны, обеспокоенные тем, что их взносы в ООН могут пропасть в результате обмана и злоупотреблений.
  • Политический департамент. Курирует усилия организации в области превентивной дипломатии и миротворчества, собирает и анализирует информацию для предупреждения ГА и СБ о надвигающемся кризисе и осуществляет мандаты, вынесенные ими. Предоставляет помощь в проведении выборов в странах, запрашивающих поддержку в укреплении демократического процесса.
  • Правовое управление. Консультирует организацию и ГС по правовым вопросам. Например, управление оказывало помощь в проведении многочисленных мероприятий, связанных с международными уголовными трибуналами по бывшей Югославии и Руанде. Предоставляет широкий спектр юридических услуг по вопросам, касающимся договорного права и технических аспектов договоров.
  • Департамент разоружения. Первоначально был создан в 1982 г. и продолжал работу до 1992 г. В январе 1998 г. был восстановлен. Способствует целям разоружения и нераспространения химического, атомного и биологического оружия. Содействует усилиям в области сокращения обычных вооружений, в т. ч. мин и стрелкового оружия. Имеет пять филиалов.
  • Департамент операций по поддержанию мира. Это ведомство контролирует деятельность миротворческих миссий ООН по всему миру. С момента окончания холодной войны масштаб и сложность операций выросли экспоненциально. В 1995 году, когда сотрудники ООН были развернуты в странах бывшей Югославии, департамент насчитывал 70 тыс. военных и гражданских служащих, а его годовой бюджет приблизился к 3 млрд $.
  • Управление по координации гуманитарных вопросов. Занимается доставкой гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Управление создавалось для обеспечения быстрой оценки потребностей, анализа ситуации на местах, а также для ведения переговоров о доступе к местам чрезвычайных ситуаций. Главной его особенностью является межведомственная координация, что позволяет всем учреждениям системы ООН совместно призывать к оказанию гуманитарной помощи и лучше отслеживать вклады правительств-доноров, учреждений ООН и неправительственных организаций.

  • Управление по наркотикам и преступности. Расположено в Вене. Его целями являются: борьба с международной преступностью, контрабандой, бандитизмом, нелегальным оборотом наркотиков, коррупцией и терроризмом, предупреждение преступлений, законность, анализ тенденций, проведение исследований и поддержание стратегических мер.
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам. Содействует стабильному развитию на основе многопланового подхода к социальным, экологическим, экономическим, демографическим и гендерным аспектам развития.
  • Департамент по делам ГА и обслуживанию конференций. Состоит из трех отделов и одной службы. Предоставляет услуги централизованного планирования совещаний и документирования, координирует конференц-услуги по всему миру. Предоставляет услуги устного перевода на все шесть официальных языков ООН и между ними. Готовит стенографические отчеты о заседаниях ГА, СБ и других органов, а также подготавливает и печатает документы и другие публикации. Отвечает за перевод всех официальных документов ООН, отчетов о заседаниях и корреспонденции. Предоставляет справочные услуги для авторов, редакторов, переводчиков и стенографов.
  • Департамент общественной информации. Создает пресс-релизы, публикации, радио- и видеопрограммы, рекламирующие работу организации. Способствовал установке электронной почтовой системы, соединяющей миссии по поддержанию мира, информационные центры и ПРООН.
  • Департамент управления. Занимается планированием бюджета, программ, счетами, закупками, архивами, кадровым обеспечением, коммуникациями и др.
  • Бюро по вопросам этики. Обеспечивает добросовестное и прозрачное выполнение служащими своих обязанностей в атмосфере конфиденциальности, беспристрастности, профессионализма и независимости. Бюро помогает сотрудникам избегать конфликта интересов и препятствовать тому, чтобы их частная жизнь мешала выполнению ими своих служебных обязанностей.
  • Канцелярия омбудсмена. Способствует превращению конфликтов в творческие решения путем проведения тренингов, челночной дипломатии, посредничества и др.
  • Канцелярия Высокого представителя по малоразвитым странам. Ключевыми направлениями ее работы являются помощь ГС в обеспечении полной мобилизации и координации всех частей системы ООН на выполнение Программы действий для малоразвитых стран, анклавов и малых островов, мобилизация международной поддержки и ресурсов, проведение групповых консультаций и обеспечение правовой защиты.

Отдел закупок

Хозяйственная деятельность Секретариата ООН осуществляется через Отдел закупок, который занимается приобретением услуг и товаров для американской штаб-квартиры, региональных комиссий, миротворческих миссий, трибуналов, специальных миссий и др. Среди основных покупок – авиаперевозки, автомобили, компьютеры, продукты, услуги типографий, канцелярские материалы и принадлежности. ЮНИСЕФ, ВОЗ и Программа развития ООН закупки проводят самостоятельно.

Регистрация договора в Секретариате ООН

Функции ГС относительно сданных на хранение договоров, в т. ч. подготовка рекомендаций и исследований, оказание помощи по юридическим проблемам и практике межгосударственных договоров и депозитария, исполняются Договорной секцией Управления по правовым вопросам. Оформление, анализ, фиксирование, публикация и регистрация международных договоров в Секретариате ООН проводится там же. Кроме того, поддерживается и обновляется в Интернете «Собрание договоров Организации Объединенных Наций». Регистрация в Секретариате ООН производится согласно статье 102 Устава и Правил ГА. Специалисты помогут составить заключительные положения и вынести по ним замечания, подготовить подлинники и сделать их заверенные копии, организовать семинары и учебные программы по праву и практике международных договоров и т. д.

Персонал

Секретариат ООН насчитывает около 44 тыс. сотрудников. Еще большее их число работает в смежных учреждениях (таких как ВОЗ, Всемирный банк и др.). Это международные гражданские служащие, неподотчетные отдельным государствам. Сотрудники Генерального Секретариата ООН присягают не получать и не запрашивать предписания какого-либо правительства или другой организации. Согласно Уставу, государства-члены должны уважать исключительный международный характер и обязанности служащих и не пытаться влиять на их деятельность ненадлежащим образом.

Правда, были времена, когда деятельность Секретариата ООН стала объектом подозрений и критики со стороны правительств государств-членов. В первые дни после инаугурации президента США Дуайта Эйзенхауэра на пике холодной войны генеральный секретарь Трюгве Ли под давлением Вашингтона разрешил Федеральному бюро расследований снимать отпечатки пальцев со всех американских сотрудников. Данная практика продолжалась до ноября 1953 года, когда новый ГС Даг Хаммаршельд приказал ФБР прекратить ее. Но американское правительство в стремлении выявить сочувствующих коммунистам создало Совет лояльности сотрудников международных организаций, задачей которого являлось получение сведений обо всех американских служащих ООН. Среди них оказался весьма уважаемым Ральф Банч. В течение срока Хаммаршельда Советский Союз подозревал Секретариат ООН в том, что под руководством ГС он выступает на стороне Запада. Таким образом, Москва давила на ООН, требуя принятия т. н. проекта «Тройка», согласно которому предполагалось наличие троих руководителей Секретариата, по одному от Запада, Востока и стран третьего мира.

Проблемы с финансированием

В течение 1980 и 1990 годов имели место серьезные обвинения Секретариата в раздувании штата и расточительстве. Бутрос Бутрос-Гали безуспешно пытался успокоить критиков, особенно США, заморозив бюджет и объявив реформы. Его преемник Кофи Аннан в 1997 г. представил свою обширную реформу и планы реорганизации «Обновление Организации Объединенных Наций» путем объединения и перегруппировки 24 агентств в 5 подразделений с образованием должности заместителя генерального секретаря. Когда в конце 1997 года ГА одобрила первый пакет предложенных реформ, экономия составила около 123 млн долларов. Одним из следствий этого стало то, что конгресс США одобрил ассигнование 819 млн $ в качестве оплаты части своего долга ООН, достигшего 1 млрд долларов, и снизил давление на Организацию Объединенных Наций.

Качество сотрудников

Вскоре после вступления в должность в 2007 году восьмой ГС Пан Ги Мун начал реструктуризацию Секретариата и установил новые требования к руководителям высшего и среднего звена организации. Традиционные гарантии рабочих мест были упразднены, создавались стимулы для процесса конкурсного отбора. Он установил ежегодные обзоры эффективности работы и сроки полномочий, открыл позиции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке сотрудникам за пределами США, вынудил чиновников высшего звена обнародовать свою финансовую отчетность и положил конец автоматическому резервированию рабочих мест для ответственных сотрудников по окончании срока их службы. Изменения Пан Ги Муна критиковались многими делегациями стран-членов, привыкшими к традиционной неписаной практике. На закрытых заседаниях Пан встречался с послами этих государств, чтобы заверить их в том, что до введения реформ будут проведены обширные консультации. Его обещания успокоили большую часть опасений, но критика продемонстрировала сложность в проведении серьезных административных изменений в Секретариате.

Попытки реформ

Когда генеральный секретарь производил первые назначения высшего руководства, он воспользовался случаем, чтобы рекомендовать изменение нескольких отделов, предложив разделить Департамент операций по поддержанию мира на два подразделения – одно для проведения операций и одно для полевого обеспечения, а также изменить ранг директора Управления по вопросам разоружения с заместителя ГС на помощника, по сути, снижая его в иерархии ООН. Столкнувшись с оппозицией с двух фронтов, Пан Ги Мун просил комитеты рассматривать предложения до их представления Генеральной Ассамблее.

Комментарии