Почему математикам не дают Нобелевскую премию? Разные версии
Академик Альфред Нобель все свое имущество после смерти завещал перевести в ликвидные ценности и поместить в надежный банк.
А почему математикам не дают Нобелевскую премию? Неужели учредитель награды решил, что ни один из них не будет ее достоин? К сожалению, достоверного ответа, подкрепленного неоспоримыми фактами, история предоставить не может. Это дало почву для догадок.
История Нобелевской премии
Сам экспериментатор за свою жизнь заработал неплохое состояние, запатентовав более 350 открытий, среди которых и барометр, и водомер, и холодильная камера. Но всеобщую известность он получил как отец динамита. В 1888 году Нобель в газете прочитал статью с заголовком "Торговец смертью умер" (на самом деле скончался родной брат Альфреда, но вместо него "похоронили" самого изобретателя), и это заставило его задуматься о том, какой он след оставит после себя в памяти потомков. Отсутствие детей и огромная любовь к науке побудили его на жест альтруизма. Нобель решил поощрить изобретателей и общественных деятелей, которые трудятся ради блага человечества. В 1895 году и был основан фонд, средства из которого должны были идти на это благое дело.
Но почему математикам не дают Нобелевскую премию? Есть несколько предположений.
Версия практическая: полезность изобретений
Говорят, Нобель хотел выделить те сферы, достижения которых приносят очевидную пользу человечеству и удовлетворят насущные потребности. А математику он, видимо, таковой не считал. Для изобретения динамита она ему не пригодилась.
Открытия в этой области обычно не становятся достояниями широкой общественности, да и пользу человечеству по большому счету приносят только косвенную. Мол, новую алгебраическую формулу на хлеб не намажешь, то ли дело газовая горелка. Хотя такие аргументы логичными выглядят разве что с большой натяжкой. Сразу возникает вопрос: а как же литература? Да, она учит нравственности, но польза от нее тоже более абстрактна. Как-то подозрительно все это пахнет предубежденностью к царице наук.
Версия любовная: cherchez la femme
Виною всему стала ревность. Уже немолодой Альфред влюбился в юную австрийку Софи Гесс и увез ее к себе в Стокгольм. Официально они женаты не были, но он частенько называл ее «мадам Нобель». Но однажды за ней решил приударить некий Миттаг-Леффлер.
Он был светилом царицы наук того времени, и если бы премию Нобеля присваивали в этой сфере, то ее наверняка присудили бы именно ему. Допустить того, чтобы из собственного кармана еще и заплатить сопернику, Альфред не мог, и поэтому в сердцах вычеркнул математиков из списка поощряемых научных деятелей. История красива, но доказательств никаких.
Это явно приукрашенное предположение о том, почему математикам не дают Нобелевскую премию, обросло многочисленными подробностями: мол, Миттаг-Леффлер решил приударить за Софи прямо на глазах оскорбленного Нобеля в его собственной ложе театра. Вторгнувшись туда без приглашения, он осыпал наивную спутницу Нобеля кучей комплиментов, даже не заметив, что наступил тому на ногу. Альфред со своей скандинавской сдержанностью молча наблюдал за происходящим, а после поинтересовался у Софи, кто такой этот наглец. Она сразу козырнула тем, что это известный математик. И теперь все его коллеги отвечают за его дерзость.
Какой бы приукрашенной ни была эта версия, кажется, что некое зерно правды тут есть. Даже такие хладнокровные умы человечества как Альфред Нобель могут быть подвержены чувству ревности и мести. Возможно, действительно имела место неприязнь к этому самому Миттаг-Леффлеру по иным причинам (говорят, он постоянно выпрашивал пожертвования на Стокгольмский университет), но человеческая фантазия приплела сюда дела сердечные.
Просто забыл?
Это было бы слишком банально. Великий химик, доктор философии и академик не страдал склерозом. Сами математики нашли объяснение попроще: Нобель не упомянул эту дисциплину, поскольку она царица наук, и в завещании должна была быть априори, просто он не озвучил это, а недогадливый нотариус не включил ее в список. Как хитро и, главное, совсем не обидно для себя любимых.
Если бы сам учредитель написал в своих мемуарах, почему Нобелевскую премию не дают математикам, то и выдумывать ничего не пришлось бы. А так ответ на этот вопрос обрастает все новыми байками.
Альтернатива
Какой бы ни была причина того, почему математикам не дают Нобелевскую премию, канадец Джон Филдс решил исправить это историческое недоразумение и учредил не менее престижную награду своего имени только для них. Присуждение такой медали равносильно всеобщему признанию за общий вклад в эту дисциплину.
В 2006 году ее должны были вручить Григорию Перельману за доказание гипотезы Пуанкаре. Но он стал известен как математик, отказавшийся от Нобелевской премии (то есть от медали Филдса, приравниваемой к ней). Причина — он считал вклад своего американского коллеги Гамильтона в решение этой гипотезы не менее значительным, но того этой наградой не удостоили. Примечательно, что принципиальный Перельман не взял и полагающийся ему миллион долларов!
Как видно из этого случая, общественное признание и награда не всегда бывают ключевыми для прагматичных научных деятелей. Хотя все же кажется несправедливым то, что математикам не выдается Нобелевская премия. Но хочется верить, что для них наука превыше всего, а на шведского благотворителя они обиды не держат.