Светское государство означает... Конституционное право

Светскость – одна из важнейших характеристик современного модернизированного государства. Сегодня этот принцип заложен в законодательствах большинства стран мира.

Основы светского строя

Понятие "светское государство" означает, что государство свободно от влияния какой-либо религии, ее обрядов и догматики. При таком строе на власть не могут влиять представители всевозможных клерикальных организаций. Светское государство означает, что система государственного образования, правовые и политические институты развиваются отдельно от церкви.

Все вышеперечисленные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации. РФ – светское государство. Этот принцип констатируется в части 1 статьи 14 Конституции. Светскость – одна из основ современного политического строя России. Она закрепляет баланс интересов религиозных объединений и государства. Кроме того, светскость – одно из последствий запрета официальной идеологии в России.

История вопроса

Современные модели государства складывались на протяжении многих веков. Все это время по-разному строились отношения властей светских и религиозных. В прежние времена церковь (в широком смысле этого слова, а не только христианская) играла большую роль в любом обществе. Вплоть до конца Средневековья религия была не просто важным фактором человеческой жизни, она являлась обязательным догматом. Главы конфессий (папы римские, патриархи, правители халифатов и т. д.) пользовались огромной властью.

Государство и религия вели постоянную борьбу за верховенство. К примеру, в России это противостояние вылилось в кризис XVII века, когда открытый конфликт вспыхнул между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. В период расцвета и наибольшего влияния церковь пыталась заполучить функции исполнительной власти. Чаще всего, однако, она стремилась задавать стандарт поведения общества, регулировать его жизнь с помощью сакральных правил. Чем больше религиозная организация старается влиять на обстановку в стране, тем неизбежнее ее сращивание с государством. Кроме того, когда определенная конфессия добивается привилегированного положения, она пытается лишить влияния другие учения. Становясь официальной, церковь начинает жить на государственном финансировании. Например, в России до 1917 года РПЦ получала от исполнительной власти миллионы рублей на содержание своего аппарата и строительство новых храмов.

Борьба власти и церкви

За долгую человеческую историю государство и религия прошли огромный эволюционный путь. Большое влияние на их развитие оказала наука. С появлением этого фактора в Новое время влияние религии на общество стало сходить на нет. Одновременно с этим государство принялось отыгрывать свои позиции. Важной развилкой на этом пути оказалась Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. Этот конфликт между европейскими государствами начался как традиционный средневековый религиозный, а закончился триумфом национальных и государственных интересов над конфессиональными. Страны Старого Света менялись. Постепенно во все большем количестве обществ все ярче проявлялись признаки светского государства. Этот процесс закончился отделением церкви.

Почти всегда светскость появлялась как результат инициативы властей. Стремясь избавиться от повсеместного влияния религии, государства начинали модернизацию своего устройства. Церковные институты ликвидировались или лишались полномочий. Также проходила секуляризация. У церкви забирали земли, недвижимость и другое дорогое имущество. Все это национализировалось. В нашей стране подобные кампании проводились при Петре III и после революции 1917 года. Российское государство – светское государство, основы которого были заложены в эпоху СССР и несколько переиначены в 1990-е гг.

Место церкви в обществе

При светской модели государства церковь лишается ряда полномочий. Она не может регистрировать рождение, брак, смерть, а также регулировать семейные и брачные отношения. Религиозные организации лишаются возможности участвовать в политическом процессе. В частности, ликвидируются все церковные институты внутри государственной машины. В России до 1917 года в таком качестве существовал Синод.

Светское государство означает, что церковь больше не может влиять на государственные дела. В то же время власть в мягкой форме продолжает влиять на конфессиональную сферу. Формируется правовое регулирование деятельности церковных организаций. Часто государство сотрудничает с ними при решении социальных вопросов. Регуляция со стороны властей необходима и потому, что всевозможные конфессиональные движения могут стать почвой для возникновения сект и тоталитарных общин.

Российская модель

В Российской Федерации светское государство означает еще и то, что гражданам гарантируется свобода вероисповедания и совести. Жители страны могут относить себя к любой конфессии или не относить ни к какой. Каждый гражданин имеет право выбирать, менять и распространять свою веру. Точно такими же возможностями могут пользоваться подданные других государств, легально находящиеся на территории РФ.

Никто не обязан декларировать свое отношение к религиозным учениям. Никого нельзя принудить определить вероисповедание и отказываться от убеждений. Строго запрещается принудительное вовлечение детей в религиозные организации без разрешения их родителей. Согласно этому же принципу построена образовательная программа в государственных школах.

Особенности светского общества

Важные признаки светского государства заключаются во внешних атрибутах власти. Органы власти и местного самоуправления не могут сопровождать свою деятельность публичными религиозными церемониями или обрядами.

Данное правило распространяется на всех чиновников. Никто на государственной службе не может использовать свою должность для того, чтобы заставлять подчиненных выполнять те или иные конфессиональные обряды. То же самое касается военнослужащих. Уважение властью вероисповедания граждан – вот что значит светское государство.

Светскость в современном мире

Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.

Что значит светское государство? Что власть не слита с церковью. Схожая конфигурация присутствует в клерикальном государстве, однако есть в нем и принципиальные отличия. В такой системе церковь с помощью легальных институтов влияет на решения власти. Их взаимодействие происходит опосредованно, что, однако, не ослабляет оказываемого на жизнь общества эффекта. К примеру, в клерикальном государстве в школах обязательно изучаются церковные догматы.

Конвергенция законодательств

Светскость на своем нынешнем этапе развития полна противоречий. Это явление развивается в разных, порой оппозиционных друг другу направлениях. В современном мире сложилось невиданное прежде многообразие светских государств. Оно объясняется уникальным правовым, культурным и социально-политическим развитием каждой конкретной страны.

Сегодня институт светскости становится повсеместным благодаря глобализации мира. Это, помимо всего прочего, поддерживает тенденцию конвергенции (сближения) законодательств разных стран. К примеру, эту тенденцию испытала на себе Российская Федерация. Светское государство в нашей стране было построено по западной модели. Другим, еще более ярким, примером конвергенции является Европейский Союз. Страны Старого Света, вошедшие в эту организацию, испытывают на себе результаты политики интеграции. Их национальные законодательства сближаются и унифицируются.

Многоликость светскости

Помимо тенденции конвергенции в развитии светскости наблюдаются и другие закономерности. Одна из важнейших – диверсификация. Она заключается в стремлении вести собственную уникальную политику по отношению к церкви. Иначе говоря, диверсификация противоположна конвергенции. Сохранить самобытное светское государство, несмотря на членство в ЕС, сегодня пытаются власти Франции и Германии. Подобная политика прослеживается и в других странах.

Сравнение опыта разных государств показывает, что везде есть собственное понимание светскости. Более того, отношение к религии сегодня меняется на глазах. Для всего мира стали характерны быстрые трансформации, на которые раньше тратились десятилетия и столетия. Нынешняя светскость полисемична – многозначна и разнообразна. В то же время везде она основывается на двух фундаментальных принципах – запрете на установление обязательной религии и отделении религиозных организаций от государства.

Комментарии