Режимы правления, основные политические режимы: признаки, краткое описание

Вопросы о формах и методах государственного управления волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма государственного устройства, государственный режим – это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления – это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления – монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим – это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления – это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания – примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и авторитарный режимы как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой недемократического режима. Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления Бенито Муссолини в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное – запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • централизованное управление экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы – это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

Основные признаки авторитарного режима таковы:

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим – это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти – важнейший признак демократии;
  • права гражданина – абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ делегирует права по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

Комментарии