МАЗ-2000 «Перестройка»: технические характеристики. Грузовые автомобили Минского автомобильного завода
На вопрос «Что такое автомобиль-фура?» ответит любой - это машина с большим прицепом. Он задней частью опирается на две (чаще три) оси, тогда как передняя возлежит на «седле» - специальном механизме, расположенном в хвостовой части главного авто. За счет достаточной подвижности в месте сцепки такую фуру можно увидеть и в городских условиях, хотя основная область применения этого транспорта - дальние междугородние или международные рейсы.
Перечислять достоинства такого вида перевозок можно долго, но остановимся на двух. Первое — прицепная система. Приехали на базу, сдали такую систему вместе с содержимым заказчикам, и тут же уехали. Грузовику же придется подождать, пока его разгрузят. Другим плюсом можно назвать то, что тягач тянет прицепную систему за собой, а не на себе, благодаря чему стоимость использования такой машины понижается.
МАЗ
Грузовой транспорт Советский Союз стал выпускать, едва закончилась Великая Отечественная война. Немцы в Минске начали строить завод по ремонту автомобилей вермахта, но не закончили. Достраивали и перестраивали его уже белорусы. Так появилось одно из советских предприятий по производству большегрузного транспорта.
Сразу после войны Ярославль передает сюда документацию по производству ЯМЗ-200. Переработанная версия этого грузовика стала первой собственной машиной БССР. Затем появилась военная модификация и т. д. Как и на многих других производствах, машины, выпускаемые здесь, расходились по всей Стране Советов. С развалом Союза количество заказов резко упало, для суверенной державы столько грузового транспорта было просто не нужно. Некоторое время производство даже простаивало. Тем не менее сегодня завод МАЗ по-прежнему занимается выпуском транспорта. Буквы-логотип носят автобусы, троллейбусы и, конечно, грузовики.
Модельный ряд
С момента окончания строительства первой очереди завода до распада Союза прошло около 20 лет. За эти годы было выпущено более миллиона машин. Некоторые из них собирались по чертежам других разработчиков, но были и версии, сказавшие принципиально новое слово не только в производстве советской грузовой техники, но и в мировом автостроении. В частности идея бескапотного грузовика была впервые проверена, а потом и представлена именно минскими инженерами.
Прежде чем переходить к описанию принципиально новой модели («Перестройка», как окрестили многие увидевшие первую модель на Парижском автосалоне), рассмотрим грузовой транспорт, выпускавшийся заводом до нее.
В 1948-1965 годы МАЗ выпускает модель 205. Это было первое поколение, ставшее небольшой доработкой модели ЯАЗ-200, переданной в Минск Ярославлем. 31 декабря 1965 года с конвейера уходит последний 205-й.
С 1966 года завод полностью переходит на модель 500, которая небольшими партиями начала собираться с 1957 года. Это второе поколение стало прародителем серии 5335. На Всемирной промышленной выставке, проходившей в Брюсселе, модель 530 — самосвал серии 500 — получает Гран-при.
Осень 1970 года отмечена началом разработки улучшенной версии машин второго поколения — 500А. В ней была представлена новая система безопасности, более удобная кабина и другие наработки.
В марте 1976 года сборочный цех покидает самосвал МАЗ-5549. Это первенец линейки 5335 — серии очень удачных для завода моделей.
Весной 1981 года появляется новая разработка. Это автомобиль и автопоезд МАЗ-6422. В течение нескольких последующих лет на заводе проводится реорганизация, затем —подготовка к производству трехосных тягачей.
В конце 80-х годов отдельная группа специалистов начинает работать над следующей, кардинально переработанной моделью. Автомобиль 21-го века, совершенно новая система управления, модульная конструкция, возможность получения любой грузоподъемности, улучшенная кабина, широкий набор возможностей по модернизации — это была только малая часть того, что конструкторы говорили о новой машине. В 1986 году из ворот завода выезжает МАЗ-2000.
Предпосылки
В большинстве случаев идеи нового автотранспорта зарождаются в Европе. И, естественно, они разрабатываются, исходя из западных норм и стандартов. В виде примера можно вспомнить рождение первого КамАЗа на московском ЗиЛе. Как известно из истории, прототипом нового автомобиля послужил иностранный грузовик. Именно эти европейские нормы ограничивают длину автопоезда 16 метрами. Используется разная колесная формула, грузоподъемность, мощность, но стандарт на 16 метров соблюдается очень жестко.
Союз со своими размерами и возможностями мог себе позволить не следовать слепо западным канонам. Да, большинство машин, которые разрабатывал тот же завод МАЗ, отвечали этим требованиям, но разработчики нового автомобиля задались вопросом: «А надо ли нам следовать западным стандартам?» Возможно, будь на предприятии другой главный конструктор, ответ был бы другим. Но М. С. Высоцкого заинтересовала постановка вопроса, предложенные идеи, и он дает «зеленый свет». Так зарождается принципиально новый автомобиль МАЗ-2000. В 1985 году принимается решение о разработке. Цифрами в названии он обязан тому же главному конструктору. 2000 — это рубеж между веками, а новый автомобиль — машина будущего.
Описание
Главными особенностями нового грузовика должны были стать модульность и определенная унификация. Благодаря им перевозчик мог быстро собрать машину из определенного набора «кубиков». Причем такую, какая была необходима именно в данный момент. Первый экспериментальный образец этого автомобиля создали из следующих «кубиков»:
- грузовая платформа на несущей раме, впоследствии предлагалась переделка этого блока в сменные кузова;
- транспортный модуль — ведомые колеса с дополнительным оборудованием и крепежной частью;
- новая и полностью переработанная кабина управления, о ней чуть ниже;
- модуль рамы — для соединения воедино всех частей;
- тяговый модуль, на нем монтировалась силовая установка и ведущие колеса.
В отдельный блок выделили рулевое управление. Имелись мощные гидроцилиндры и другие детали, осуществлявшие поворот передней части всего автопоезда.
Интересно то, что конструкторам удалось добиться устранения мертвой зоны между задней стенкой кабины и непосредственно грузовым прицепом, характерной для всей линейки автопоездов. Благодаря этому сразу увеличился объем кузова, а также повысилась аэродинамика.
Кабина
Во время разработки, кроме уже перечисленных, предлагались совершенно новые блоки и технические решения. На многие из них впоследствии оформлялись авторские свидетельства и патенты. Одним из решений стало изменение внешнего облика кабины управления.
Для МАЗ-2000 «Перестройка» ее полностью переработали. В частности кабина потеряла обтекатель, но для новой машины он и не нужен. Кабина по высоте сравнялась с крышей прицепа, а передняя, слегка закругленная часть, улучшила аэродинамику. Огни автопоезда — три желтых — поставили над лобовым стеклом, которое также изменилось. Дворники развернулись на 180 градусов и получили крепления в верхней части кабины. За счет высоты увеличилось и лобовое стекло, оно стало цельным, панорамным.
Изменения претерпели и двери. Теперь, вместо того чтобы ее распахивать, как это реализовано в большинстве автомашин, водитель ее сдвигал назад по ходу движения. Такое решение имело еще один плюс. Закрывать дверь было не обязательно, так как самыми выступающими частями стали зеркала. Изменения коснулись и интерьера кабины. Поскольку сама она стала выше, комфортно сидеть за рулем мог водитель любого роста. Более того — это была единственная разработка в Союзе, позволявшая человеку встать во весь рост. Среди других новшеств можно было отметить столик, холодильник, плитку и даже кондиционер.
Внешний вид
Но высокая кабина стала не единственным внешним отличием нового авто МАЗ-2000. Следующей можно было назвать надпись «Перестройка» в транслите, красующуюся на боковой поверхности тента, прикрывающего грузовую платформу.
Кроме этих двух постоянных деталей внешний вид машины непрестанно перерабатывался. В частности предлагалось три варианта:
- Вдоль нижней части, от тягового модуля до задних свесов, должна была протянуться красная полоса. На задних колесах собирались поставить декоративные фирменные колпаки и добавить декоративную решетку на нижнюю часть рамы, ниже грузовой платформы.
- Второй вариант предполагал установку решетки на уровне задних колес. Цвет полосы думали заменить на синий.
- В обоих случаях головные фары располагались на тяговом модуле. Третий вариант оформления перемещал их на переднюю стенку кабины, а в самом модуле добавили вентиляционные решетки. Именно в таком варианте машина отправилась на Парижский автосалон в 1988 году.
Плюсы и минусы
Основной идеей разработки была возможность пересобрать машину как детский конструктор. Нужен грузовик на 20 тонн — один тяговый модуль и прицеп. Хотите 60 тонн — три тяговых модуля, работающих синхронно, и, соответственно, три прицепа. По замыслу инженеров, парочка таких машин могла заменить десяток стандартных.
Другим плюсом стала улучшенная аэродинамика. Базовая модель могла поддерживать скорость 120 км/час.
К плюсам также относился увеличенный объем кузова. Достигалось это в основном за счет ликвидации мертвой зоны, существующей между кабиной и прицепом у обычного «седельника».
Не обошлось и без минусов.
Во-первых, колесная формула новой машины отличалась от всех ранее заявленных. Ведущая ось одна. Соответственно, стандартный вариант можно назвать 6х2, а если у нас удлиненный тип и тяговых модулей два или три?
Вторым минусом стало то, что мотор, находящийся под неподвижной кабиной, мог создавать трудности при ремонте.
Ну и, наконец, перед запуском данной модели требовалась полная переделка инфраструктуры — из-за необычности конструкции управлять автомобилем в стесненных условиях нынешних дорог было бы очень проблематично.
Технические параметры
Поскольку МАЗ-2000 не пошел в серийное производство, говорить что-то конкретное о технических параметрах достаточно сложно.
Скорость уже указывалась, добавим, что полная масса автопоезда могла составлять от 33 до 40 тонн (только базовый вариант), а длина экспериментальной версии - почти 15 метров.
Настоящее время
Данный автомобиль так и не пошел в производство. Было собрано два экспериментальных образца, 6х2 и 8х2. Первый прожил до 2004 года, после чего был порезан на металл, второй стоит как памятник у главных ворот завода.
Заключение
Грузовик МАЗ-2000 «Перестройка» стал смелым решением минских инженеров, которое пошло бы в серийное производство, не случтсь распада Союза. Автомобиль считали машиной будущего, и появись это решение позже, возможно, оно было бы ко времени.