Борис Раушенбах: биография и фото

Академик Борис Викторович Раушенбах – советский и российский ученый с мировым именем, один из основоположников космонавтики в СССР. Будучи физиком-механиком, он не ограничивался только этой специализацией. Борису Викторовичу принадлежат научные труды в области искусствоведения, истории религии, а также публицистические работы по многим современным вопросам, которые приобрели большую известность во всем мире. Осуществлял руководство движением немцев России за возрождение национальности.

Биография ученого

Борис Раушенбах родился в Петрограде (Санкт-Петербург ныне) 18 января 1905 года в семье российских немцев.

После школы юноша устроился на авиационный завод Ленинграда. Специфика завода сыграла роль в его дальнейшей судьбе: в 1932 году он становится студентом Ленинградского института инженеров гражданского флота, начинает увлекаться планеризмом. Увлечение привело к знакомству с Сергеем Павловичем Королевым, а в будущем и к сотрудничеству с ним в ракетной и космической области советской науки.

В 1937 году Раушенбах переезжает в столицу, чтобы работать в коллективе Ракетного НИИ, которым руководил Сергей Королев. Так Борис Викторович Раушенбах, фото и имя которого впоследствии долго оставались табу для общественности, встал в ряды основателей советской космонавтики.

Далее была работа на оборонном заводе в Свердловске (Екатеринбург ныне), куда в ноябре 1941 года был эвакуирован Ракетный НИИ (РНИИ).

Весной 1942 года Раушенбах был арестован и отправлен в лагерь только за то, что он немец. В трудовом лагере Борис Викторович продолжает заниматься работой над самонаводящимся зенитным снарядом, расчетами его полета. Это было замечено известным авиаконструктором Виктором Болховитиновым. Благодаря ему в 1945 году Раушенбах был переведен в Нижний Тагил на положение спецпереселенца.

В 1948 году с помощью нового руководителя РНИИ Мстислава Келдыша Раушенбах получает в НИИ-1 Министерства авиапромышленности должность начальника отдела.

В 1955 году Раушенбах переходит к Сергею Королеву, где первым в мире начинает заниматься ориентацией и движением в космосе аппаратов.

Семья Раушенбаха и ее происхождение

Как рассказывал Борис Викторович Раушенбах, семья его появилась в России в XVIII веке. В 1766 году императрица Екатерина II организовала кампанию по переселению немцев в Россию. Благодаря такой политике и появился предок ученого Карл-Фридрих Раушенбах с женой в Поволжье.

Отец ученого, Виктор Яковлевич (отчество произошло от имени деда Якоба), был родом из Поволжья, региона, где в то время образовалась колония для немцев-переселенцев. Образование получил в Германии, после чего работал техническим руководителем на кожевенном заводе «Скороход».

По воспоминаниям Бориса Викторовича, его отец был очень добрым, всепрощающим человеком. Когда мальчик подрос, Виктор Яковлевич всячески воспитывал в нем чувство гордости за немецкое происхождение. При этом делал он это превосходно.

Мать Раушенбаха, Леонтина Фридриховна (на русский лад – Федоровна) Галлик, была родом из Эстонии (остров Сааремаа), происхождением – прибалтийская немка. Знала четыре языка – русский, немецкий, французский и эстонский, что в дальнейшем способствовало ее трудоустройству в России в богатую семью бонной. После замужества она становится домохозяйкой.

Мать была очень строгим, но справедливым воспитателем, хотя по натуре – веселым, энергичным и жизнерадостным человеком. Это она воспитала в своих детях (у Бориса была сестра Карин-Елена) умение не терять духа в сложных житейских ситуациях, что в будущем им помогло. Борис Раушенбах, биография которого была полна таких ситуаций, смог достойно прожить свою яркую жизнь.

Борис Раушенбах в пятнадцать лет лишается отца: он умирает в возрасте шестидесяти лет от сердечной недостаточности.

Мать умерла уже после войны. Потерю матери Борис переживал очень тяжело, свидетельство тому - его письма сестре, которые она сохранила.

Личная жизнь

Свою судьбу, Веру Михайловну, Борис Викторович Раушенбах встретил в Москве, куда он переехал в 1937 году, так как судостроительная и морская промышленность в Ленинграде его не интересовала. В это время по стране катилась волна арестов, и Раушенбах-немец легко мог оказаться в лагерях. Эти факторы и подтолкнули молодого ученого к переезду в столицу, где его никто не знал.

Вскоре к Борису в квартиру, где он жил с товарищами, подселили девушку Веру. Вера Михайловна родилась в Краматорске (Украина). В Москву приехала учиться. До подселения она жила у своего дяди, занимавшего высокий пост. Однако 19 мая его арестовали, потом расстреляли, а девушку выселили. Так Вера оказалась в квартире, где жил Раушенбах.

Молодые люди поженились накануне войны, 24 мая 1941 года. По воспоминаниям самого Раушенбаха, их регистрация в точности была описана в «12 стульях» Ильфа и Петрова. Было забавно… С этого времени они не расставались, даже тогда, когда Борис Викторович попал в трудовой лагерь (супруга его часто навещала).

Как считал Борис Викторович Раушенбах, личная жизнь сложилась удачно, несмотря на жизненные передряги. У них замечательные дети и внуки. У некоторых вызывало удивление то, что на протяжении стольких лет у него Вера Михайловна - единственная супруга.

Путь в космос

Как ученый Раушенбах Борис Викторович проявил себя еще на Ленинградском авиационном заводе № 23, где он занимался строительством и испытанием планеров. Работа способствовала написанию первых научных статей, темой которых стала продольная устойчивость бесхвостых летательных аппаратов. Этой же темой Борис Раушенбах занимался и в РНИИ Королева, только теперь эта работа относилась к крылатым ракетам.

В 1938 году проект был закрыт по причине ареста Королева, и Раушенбах перенацелен на воздушно-реактивные двигатели, теорию их горения.

ГУЛАГ не стал препятствием для ученого: в лагере он работает над самонаводящимся зенитным снарядом, что в будущем помогло ему выйти из лагеря, стать спецпереселенцем и продолжить свою работу для РНИИ.

В 1948 году благодаря новому руководителю Ракетного НИИ Мстиславу Келдышу Раушенбах возвращается в Москву, где в НИИ-1 занимается прямоточными двигателями, а именно вибрационным горением и акустическими колебаниями в этом типе двигателей.

В 1955 году Борис Викторович перешел на работу к Королеву, где ему как ученому выпала уникальная возможность - впервые в мире провести работы, связанные с ориентацией и движением аппаратов в космосе. Впоследствии благодаря его работам была проведена съемка обратной стороны Луны советским космическим аппаратом «Луна-3». В 1960 году заслуга Раушенбаха была отмечена Ленинской премией.

В 1958 году Борис Викторович защищает докторскую диссертацию (кандидатская была защищена в 1948 году).

Менее десяти лет потребовалось ученому, чтобы воплотить в жизнь системы ориентации полета межпланетных станций «Венера», «Марс», «Зонд», космических кораблей в автоматическом и ручном режиме.

Раушенбах Борис Викторович, биография которого была прочно связана с космосом, принимал также активное участие в подготовке и осуществлении полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

В 1966 году Борис Викторович избирается членом-корреспондентом Академии наук (АН) СССР, а двадцать лет спустя он становится действительным членом АН.

Иконография и Раушенбах

Как-то ученый в шутку сказал, что он не может заниматься научной темой, если над ней уже работает более десятка других ученых. И он параллельно с работой на космос начал интересоваться всем тем, что таит в себе нечто новое, еще не изведанное, например искусством, иконографией.

Борис Раушенбах, пристрастие к истории которого проявилось еще в детстве, любил много ездить, особенно по городам с древней историей. Постепенно, но основательно в ученом стал появляться интерес к иконам. Дело в том, что его смущал способ передачи пространства в них, называемый «обратной перспективой», нелогичный и противоречащий известным правилам фотографии.

Интерес к обратной перспективе был также связан с решением задач стыковки аппаратов в космосе.

Ученый стал исследовать этот феномен. При этом он учитывал работу глаз, мозга. Для этого ему пришлось сделать математическое описание деятельности мозга. В результате Раушенбах пришел к выводу, что все эти странности икон естественны и неизбежны.

Как считал Борис Викторович Раушенбах, иконография представляет другую реальность, нежели та, которую видит человек вследствие определенного устройства глаз. В результате икона заставляет верить, что в действительности мир гораздо совершеннее и лучше.

Раушенбах был уверен, что понять иконы невозможно, не зная богословие. И он стал изучать богословие, даже кое-что написал в этой области, в частности о Троице («Логика троичности»).

Дорога в православие

Борис Раушенбах при крещении в 1915 году был записан по вере отца – реформатом. Этой вере принадлежали в то время порядка 20 % российских немцев.

Надо отметить, что реформаты, в отличие от лютеран, не признают икон, не употребляют крестное знамение. Но в дальнейшем указами императоров Александра I и Николая I реформаты и лютеране были объединены в одну церковь, и Борис ходил с матерью в лютеранскую церковь, хотя в городе был и реформатский храм. Однако по неизвестным причинам Раушенбах не стал членом церкви реформатов, хотя уважение к ней, ее образ сохранил.

Тягу к религии Борис Викторович почувствовал после лагеря. Он стал посещать православный храм, достал соответствующую литературу, стал следить за службами в храме, однако крещение прошел лишь незадолго перед своей смертью.

Раушенбах вспоминал, что при удачной отработке своей системы во время запуска очередного космического аппарата всегда вставал и делал крестное знамение.

Во время торжественных приемов в Кремле по случаю запусков первых космических аппаратов Борис Викторович был единственным из присутствующих человеком, который подходил к приглашенным представителям православной церкви, что, конечно же, не вписывалось в протокол мероприятия.

Раушенбах Борис Викторович, книги и статьи которого получили широкое распространение, не разделял в них существующие системы познания мира - религиозную и научную. Он считал, что назрел их синтез.

В 1987 году в журнале «Коммунист» академик Раушенбах опубликовал статью, посвященную 1000-летию со дня Крещения Руси. В ней ученый указал на значение этого события для российского государства. Августовский номер «Коммуниста» был мгновенно раскуплен, даже в киоске ЦК КПСС.

Несколько лет спустя выходит еще одна работа академика – «Логика троичности». Статья вызвала определенную реакцию, отзвуки которой слышны до сих пор.

Раушенбах о Троице

Борис Раушенбах о Троице имел свое суждение, которое он приводит в книге «Логика троичности». По его мнению, церковь в своем учении дала безупречно правильное решение стоявшей перед ней проблемы – выражение Боге одновременно в виде и триады и монады.

Ученый обращает внимание на то, что современное изложение основ православной веры выглядит как отход от символа веры, так как в нем сказано, что в Троице каждое лицо – Бог. Об этом же говорят и молитвы.

Борис Раушенбах, «Логика троичности» которого есть попытка разобраться в дискуссии отца Флоренского и Е. Н. Трубецкого о триединстве Бога, подходит к этому с позиции науки. Надо отметить, что ученый еще при советской власти начинает интересоваться богословской тематикой, несмотря на царивший в те годы воинствующий атеизм.

Его интересует, нельзя ли прямо принять понятия символа веры, приводимые отцом Флоренским, но привязать их к некой логической модели. Если это окажется возможным, то человек будет верить в Бога, а не в существующие нелепости, хотя и не лишенные некоторой логики.

Удивительно, но Раушенбах нашел математическую модель, объясняющую логику символа веры, ее тринитарный догмат. Этой моделью оказался вектор и его три составляющие в трехмерной системе координат.

Задача была решена: учение о триединстве (Троице) стало соответствовать формальной логике. Это событие можно сравнить с взрывом бомбы. Конечно, «Логика троичности» фундаментальна, но и она не поставила точку в познании Бога, так как богопознание по своей сути бесконечно.

Гражданин своей страны

Раушенбах Борис Викторович, книги, статьи которого часто были пронизаны тревогой за судьбу своей страны и всего мира, не мог спокойно наблюдать за происходящим вокруг него. Сегодняшняя нищета российского народа, нищета науки вызывала у него боль и внутреннее негодование. Ему было непонятно отсутствие средств у государства на финансирование образования, науки, в то время как в стране наблюдалось неприкрытое обогащение определенной категории лиц.

Гайдаровская «шоковая терапия» для Бориса Викторовича, высочайшего профессионала науки, искусства, экономики, стала примером отсутствия профессионализма в руководстве страны. Раушенбах считал, что Россия должна искать путь из тупика, минимально болезненный для россиян.

«Мрачные мысли» Раушенбаха

В последней своей статье «Мрачные мысли» Борис Раушенбах размышляет о будущем всего человечества, проявляя себя в качестве не только гражданина России, но и гражданина всей планеты Земля.

Само название статьи говорит о характере этих размышлений. В ней Раушенбах отделяет понятие демократии от демократической болтовни, царящей в современном мире. И для России он не делает исключения.

Автор обращает внимание на то, что все величайшие преступления совершались под демократическими лозунгами, при этом демократические болтуны часто не понимали по своей глупости, что они представляют интересы далеких от народа сил.

В своей работе академик предлагает вернуться к традиционным человеческим ценностям, а именно семье, общине. Он считает, что обязанности людей должны быть выше их прав. Раушенбах верил, что только этот путь спасет человечество от гибели. Другого не дано. Помимо этого ученый считает, что должно быть создано правительство всей планеты, политика которого будет жесткой, но высокопрофессиональной.

Весь прошедший век, по мнению Раушенбаха, человечество двигалось в обратном направлении, переделывая себя и природу. И, к сожалению, осталось очень мало личностей, способных открыть глаза людям на ошибки прошлого и настоящего, которым пока не видно конца.

Заключение

Борис Раушенбах ушел из жизни 27 марта 2001 года. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Умер ученый в День Феодоровской иконы Божией Матери. Отпевание проходило в Николо-Кузнецком храме. Такова была воля выдающегося советского и российского ученого.

В его лице человечество потеряло одного из своих гениев, гражданина планеты Земля.

О ценности вклада ученого в науку и культуру России говорят его звания и награды. Раушенбах являлся действительным членом трех академий (РАН, Международная академия астронавтики и Академия космонавтики им. Циолковского). Ему были присуждены Ленинская и Демидовская премии, а также звание Героя Социалистического Труда. Руководил Научным советом «История мировой культуры» РАН.

Комментарии