Какие бывают государственные программы? Государственные медицинские, образовательные, экономические программы

В Российской Федерации проводится большая работа по разработке и реализации государственных программ. Ресурсные возможности выступают ограничением и основным критерием при выборе проблем для проработки каждой программы. Зачастую это приводит к выходу на первый план текущих проблем над стратегическими. Ежегодно при формировании бюджета федерального уровня утверждаются десятки программ, которых предстоит финансировать из средств федерального бюджета.

Государственная программа: определение и значение

Государственная российская программа представляет собой важнейшее средство реализации внутренней государственной политики, целенаправленного воздействия на развитие социальной, экономической сфер жизнедеятельности и должны быть направлены на реализацию крупных научно-инвестиционных проектов, отвечающих за решение комплексных проблем, являющихся сферой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Кроме того, это связанная со сроками, исполнителями и ресурсами совокупность производственных, экономических, научно-исследовательских, социальных, хозяйственных и ряда других мероприятий, которые направлены на организацию и обеспечение развитие государства в различных областях и сферах деятельности.

Государственные программы разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств, в полномочия которых входит реализация направлений государственной политики вместе с другими исполнителями и участниками программы.

Структура программы

Каждая программа в Российской Федерации включает в себя:

  • федеральные государственные программы и/или подпрограммы;
  • основные мероприятия и /или ведомственные целевые программы;
  • конкретные мероприятия, направленные на решение той или иной программной задачи.

Стандартно структура программы выглядит следующим образом:

  • формулировка проблемы и доказательство необходимости ее решения методами программы;
  • цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
  • комплекс программных мероприятий: технических, экономических, процедурных, исследовательских и др.;
  • размер и источники финансирования, ресурсное обеспечение мероприятий;
  • механизм реализации;
  • организация и контроль управления ходом реализации;
  • определение эффективности предусмотренных программой последствий и результатов;
  • паспорт.

Обязательно определяются параметры, которым должна соответствовать программа, создается содержаться прогноз конечных результатов, характеризующих изменение состояния, например, социальной сферы, качества и уровня жизни населения, общественной безопасности, экономики, здравоохранения и др.

Государственные программы базируются на утвержденных на конкретный период направления деятельности правительства РФ; положениях, определяющих концепцию социального и экономического развития РФ; решениях президента и правительства РФ; федеральных законах.

Классификация государственных программ

Государственные программы можно классифицировать по различным основаниям:

  • по направленности и источнику выделения средств финансирования (федеральные, региональные, муниципальные);
  • по уровню решаемых проблем (межотраслевые, отраслевые, локальные);
  • по характеру решаемых проблем (комплексные, научно-исследовательские, социально-экономические, научно-технические и др.);
  • по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Тенденции последних лет таковы, что государственная программа направлена не только на какой-то один уровень решения проблемы, например, федеральный, но и местный или даже в некоторых случаях локальный. Поэтому одновременно с программой федерального уровня реализации идет разработка региональной программы с учетом местных особенностей и проблематики.

Стадии разработки госпрограмм

Частью любой госпрограммы является тщательная проработка ее нормативно-правового компонента. Любое мероприятие, подпрограмма подкрепляются правовой базой. Необходимо отметить, что цель и содержание программы не могут нарушать, входить в противоречащие с основными законами и нормативно-правовыми актами страны, нарушать чьи-либо права и свободы.

Процесс, содержание и статус государственной программы устанавливаются с учетом действующих законодательных и нормативных актов, в их разработке принимают участие органы законодательной и исполнительной власти, научные и общественные организации и объединения.

Недопустимым является включение в основные положения и содержание программы формулировок, содержащих корыстные цели.

Государственные программы в своем развитии претерпевают несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Установление проблемы. Чтобы программа имела право на существование, необходимо дать обоснование ее значимости и выявить содержание проблемы, которая должна быть решена при помощи программных методов;
  2. Разработка концепции. Концепция – неотъемлемая часть любой программы, необходимо ее сформулировать и обосновать самые эффективные варианты, пути или способы решения проблемы;
  3. Подготовка предложений. На данном этапе выполняется тщательная проработка конкретных предложений по решению проблемы, определяется целевая группа и дается финансово-экономический анализ;
  4. Принятие решения. Правительство РФ или другой уполномоченный орган принимают решение о старте процесса разработки программы.
  5. Создание проекта. Начинается работа организационного характера по разработке проекта программы, формулируются цели и задачи, этапы и сроки реализации, ресурсы и исполнители;
  6. Разработка мероприятий. Непосредственно составляется содержательная часть программы, предварительная бюджетная заявка и создается бизнес-план;
  7. Экспертиза. С учетом типа и характера программы проходит осуществляется экспертиза: экономическая, правовая, техническая и др. Проект программы согласовывается с министерствами, ведомствами, органами государственной власти субъектов, участвующих в ее реализации.

Жизненный цикл разработанной программы

После проведения экспертизы, внесения правок, проект государственной программы проходит несколько жизненных циклов:

  • Решение органа государственной власти. Правительство РФ, министерство или другой уполномоченный орган власти официальным документом принимают решение о начале реализации программы;
  • Реализация. Назначаются ответственные за выполнение разделов программы, проводится контроль за мероприятием и использованием финансирования. В случае необходимости принимается решение о ее корректировке;
  • В процессе реализации программы финансирование производится только в соответствии с бюджетной заявкой.
  • Оценка результатов и эффективности.

Реализация госпрограмм по оказанию помощи

Государственные программы помощи становятся все более востребованными. Мониторинг социальных проблем позволяет выявить приоритетные направления работы. Так, несколько лет действует программа «Содействие занятости населения» (с 2012 г.), которая направлена на обеспечение институциональных, правовых и экономических условий в целях эффективного развития рынка труда. Результатами программы должно стать снижение напряженности в сфере трудоустройства, сохранение квалификации и здоровья работающих, защита их трудовых прав.

Не менее актуальной является программа «Социальная поддержка граждан», разработанная в целях совершенствования форм и методов социальной помощи различным категориям нуждающихся, повышения уровня благосостояния населения, исполнения государственных обязательств по социальному обслуживанию и поддержке граждан.

Реализация программ в области образования

Государственные образовательные программы являются механизмом реформирования данной сферы. Одна из них - «Развитие образования» - разработана до 2020 г. Благодаря намеченным мероприятиям планируется достичь развития всех уровней образования, сделать его доступным и качественным, развить систему оценок качества. В задачи входит также оптимизация механизмов управления образованием, создание сетевого обмена данными между образовательными учреждениями. Работники должны быть обеспечены необходимыми информационными, учебными, методическими средства для работы с учащимися – это также ключевые мероприятия, которые подразумевает государственная программа. Образование – это шанс для молодого поколения обеспечить себе хорошее будущее.

Реализация программ в области здравоохранения

Государственные медицинские программы призваны решить наболевшие проблемы в сфере охраны здоровья российских граждан. С 2012 г. реализуется «Госпрограмма развития здравоохранения России». По утверждению разработчиков, она представляет собой совершенно иные подходы к усовершенствованию инфраструктуры, созданию единой профсреды, повышению эффективности и качества врачебной помощи, подготовки кадров. В дополнение к ней была утверждена программа государственных гарантий, сущность которой заключается в создании условий по бесплатному предоставлению гражданам медицинской помощи. В рамках проводимых мероприятий утверждается список условий, форм и видов врачебной помощи, разрабатывается перечень заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается бесплатно, формируются тарифы. Она утверждалась на 2014 год и плановые 2015-2016 годы.

Реализация программ в области экономики

Государственные экономические программы с учетом финансовой нестабильности и кризиса становятся значимыми средствами выхода России из сложных ситуаций.

С 2013 г. введена в действие программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», направленная на государственное урегулирование, решение первоочередных задач в сфере социально-ориентированного и инновационного развития экономики. В настоящий момент планируется создать благоприятные условия для развития предпринимательства, обеспечить рост эффективности государственных форм управления, привлечь дополнительные инвестиции в развитие экономики. Еще одна программа – «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2013-2018 гг. – нацелена на укрепление российских позиций в мировой экономике, совершенствование качественных показателей деятельности во внешнеэкономической среде.

Другие виды государственных программ

Государственные программы развития насчитывают около 40 наименований. Каждая отвечает актуальным запросам макро- и микроэкономического уровней развития государства, направлена на решение наболевших вопросов в узких сферах народного хозяйства и российского общества: экологии, природопользовании, военной службе, охране правопорядка, сети Интернет, лесном хозяйстве и др. Например, в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» реализуются мероприятия по достижению продуктовой независимости государства, повышению конкурентной способности национальной продукции, развитию финансовой устойчивости. Программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов» нацелена на организацию рационального использования природных богатств страны, снабжение отраслей экономики минеральным сырьем и поиск информации о местонахождении богатых залежей ископаемых.

Факторы эффективности программ

Реализация государственной программы не обходится без разработки, и формулировка оценочных средств по определению ее эффективности. Параметры разработанных госпрограммы должны быть отражены в прогнозе экономического и социального развития государства на среднесрочный период. Их комплексный характер предполагает, что на стадии разработки федерального бюджета предусматриваются соответствующие условия, рассматриваемые в качестве составляющих результативности и эффективности бюджетных программ.

Факторы, обеспечивающие эффективность госпрограммы:

  • четкость основной цели подпрограммных подцелей;
  • наличие логической структуры;
  • распределение ответственности за реализацию намеченных мероприятий госпрограммы каждого министерства, задействованного в выполнении;
  • создание системы стимулирования за достигнутые показатели.

Программные критерии эффективности

Основными критериями эффективности процесса реализации бюджетных программ выступают:

  1. Экономичность: достижение минимально возможных издержек по всем видам, используемых программой, ресурсов.
  2. Производительность: установление соотношения количества произведенных работ с величиною затраченных на это средств.
  3. Результативность: полнота выполнения поставленных целей, соответствие размеров общественных расходов и полученных при их использовании результатов.

Необходимо отметить, что, помимо общих критериев для конкретного вида программы (социальная, медицинская, экономическая, экологическая и др.), разрабатываются специфические показатели, отвечающие заявленной цели. Если по результатам оценки эффективности были получены достойные результаты, то действие программы может быть продлено еще на определенный срок, но только после внесения соответствующих корректив.

Комментарии