Юридический отдел: структура, задачи, должности
Юридический отдел, функции и особенности деятельности которого будут рассмотрены далее, представляет собой самостоятельное структурное подразделение. Он формируется и ликвидируется на основании приказа руководителя фирмы. Сотрудники юридического отдела подчиняются непосредственно директору. Порядок работы подразделения определяется в Положении. Этот локальный документ устанавливает права и обязанности служащих, задачи юридического отдела, круг полномочий и прочие существенные условия деятельности. Рассмотрим далее особенности работы юридического отдела на предприятии.
Общая характеристика подразделения
В указанном выше Положении определяется структура юридического отдела. Подразделение возглавляет служащий, который назначается приказом директора фирмы. Начальник юридического отдела может иметь заместителей. Их количество определяется Положением и зависит от объема выполняемой работы и численности штата. Начальник юридического отдела распределяет обязанности между заместителями и служащими.
Основные направления деятельности
Чем занимается юридический отдел? Функции подразделения сводятся к следующему:
- Обеспечение соблюдения предписаний законодательных актов на предприятии и защита его интересов. В рамках этого направления осуществляется поиск, обобщение и анализ нормативных актов, необходимых для работы фирмы.
- Организацию и ведение систематизированного учета, хранение правовых документов, поступающих на предприятие.
- Приобретение и использование электронных баз нормативной информации.
- Учет локальных документов, утверждаемых на предприятии.
- Подписка на официальные издания, в том числе электронные, в которых публикуются правовые акты по трудовой, налоговой, хозяйственной, финансовой и прочей деятельности.
- Проверка соответствия требованиям законодательства проектов приказов, положений, инструкций и прочих документов, предоставляемых на подпись директору. В рамках этого направления определяется правомочность руководителя издавать соответствующий акт, степень необходимости согласования его с подразделениями фирмы, правильность ссылок на нормы.
- Визирование проектов, которые составлены в соответствии с установленными требованиями.
- Проверку этапов согласования с подразделениями фирмы.
- Возврат проектов документов без визы в отделы, их разработавшие. При этом составляется письменное заключение, где указываются положения, противоречащие нормам, приводятся ссылки на правовые документы, инструкции и пр.
- Контроль приведения проектов в соответствие с нормативной базой.
- Выдача руководителям подразделений предписаний для изменения либо отмены актов, которые были изданы с нарушениями.
Договорная деятельность
Практика в юридическом отделе организации связана с определением форм взаимодействия с контрагентами с учетом финансовых и производственных планов. В рамках этой деятельности служащие подразделения вносят руководителю предприятия предложения о возможном варианте установления договорных отношений. Это можно сделать двумя способами:
- Заключение соглашений.
- Подтверждение принятия заказа поставщиком.
Юрист компании разрабатывает примерные формы договоров и передает их в структурные подразделения. В его обязанности входит визирование проектов соглашений, заключаемых с контрагентами, и предоставление их на подпись директору фирмы.
Работа с разногласиями
В случае возникновения спорных ситуаций с контрагентами при оформлении договоров юрист компании составляет протокол. Аналогичным образом поступают и партнеры предприятия. При поступлении протоколов разногласий от контрагентов специалист юридического отдела проверяет:
- Своевременность их составления.
- Обоснованность и законность возражений, поступивших от структурных подразделений, в отношении тех или других предложений контрагентов.
В случае частичного либо полного несогласия с условиями сделки принимаются меры несудебного урегулирования спора.
Аналитическая деятельность
Юридический отдел банка или любого иного предприятия изучает договора, заключенные в предыдущие периоды. При этом анализ осуществляется по конкретным направлениям. В частности, изучается:
- Соответствие условий соглашений интересам фирмы и ее контрагентов.
- Положения, которые необходимо изменить либо уточнить, в том числе в связи с нововведениями в законодательстве.
Юридический отдел администрации предприятия проверяет состояние договорной деятельности в структурных подразделениях. При обнаружении недостатков осуществляется выработка предложений и комплекса мероприятий по исправлению ситуации. В рамках этого направления также изучаются сведения о суммах штрафов, перечисленных предприятием за допущенные нарушения при исполнении обязательств.
Претензионная работа
Юридический отдел ведет учет возражений, поступающих от контрагентов, и документации, связанной с ними, по единой журнальной форме. В обязанности подразделения входит подготовка претензий и подтверждений к ним в количестве, необходимом для передачи партнерам, в арбитраж и оставления в деле. Юридический отдел направляет уведомления контрагентам по фактам невыполнения либо ненадлежащего исполнения ими своих обязательств. Подразделение контролирует соблюдение требований, которые указаны в претензиях (в случае положительных ответов на них). Проверка осуществляется на основании информации, предоставляемой другими отделами. Служащие правового подразделения подготавливают и предоставляют руководителю предприятия предложения, касающиеся досудебного урегулирования конфликтов, а также предъявления исковых требований в суд. При поступлении претензий от контрагентов юридический отдел осуществляет их рассмотрение. В ходе него проверяются:
- Обоснованность возражений. В частности, устанавливается своевременность направления претензий, правильность ссылок на нормативные акты, соглашение и прочие документы.
- Фактические обстоятельства, приведенные в возражениях.
После рассмотрения составляются проекты ответов на претензии, которые согласовываются с заинтересованными подразделениями предприятия. Руководителю фирмы представляются предложения по полному либо частичному удовлетворению поступивших претензий.
Защита интересов
Юридический отдел принимает все необходимые меры по досудебному урегулированию возникших споров с контрагентами. В случае получения от партнеров предприятия доказательств, удостоверяющих отказ от удовлетворения направленных им претензий либо неполучении в установленные сроки ответов, выполняется подготовка иска и материалов для предъявления в арбитражный суд. В обязанности подразделения входит представительство интересов фирмы в ходе разбирательств. В рамках этой деятельности служащие, в числе прочего, подготавливают встречные иски, ходатайства, изучают требования, поступившие от контрагентов. По каждому производству формируются дела. В них подшиваются копии заявлений и приложений, отзывы на иски, повестки и прочие материалы. Подготовкой перечня служащих, присутствие которых может потребоваться в суде по конкретному разбирательству, также занимается юридический отдел. Должности уполномоченных работников согласовываются с руководителем предприятия.
Общие задачи
Рассматриваемое подразделение осуществляет:
- Консультирование всех работников предприятия по правовым вопросам.
- Работу по страхованию материальных ценностей, находящихся в распоряжении фирмы.
- Оформление заявок и прочих документов, передачу их в муниципальные и госструктуры для получения разрешений, патентов, лицензий для ведения деятельности предприятием.
- Разработку материалов, касающихся обеспечения сохранности собственности фирмы. В частности, подготавливаются проекты договоров о мат. ответственности, инструкции, определяющие порядок поступления и оприходования имущества, учета его движения и так далее.
- Разработку материалов о растратах, хищениях, порче, недостаче материальных ценностей для реализации мер по компенсации ущерба.
- Проверку соответствия проектов приказов об освобождении от должности либо переводе материально-ответственного лица.
- Анализ с заинтересованными подразделениями обстоятельств, повлекших порчу имущества, хищение, растрату и прочие нарушения.
- Проверку и визирование договоров о материальной ответственности.
- Представительство в государственных органах по надзору, уполномоченных на рассмотрение дел об административных нарушениях, обнаруженных на предприятии.
- Подписание протоколов и актов, составленных в процессе проверок, описание причин несогласия с результатами.
- Разработку графиков приема служащих предприятия для консультирования.
В полномочия юридического отдела входит также участие в ревизиях, выполняемых государственными контрольно-надзорными инстанциями с целью пресечения неправомерных действий их представителей.
Взаимодействие внутри предприятия
Юридический отдел осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми подразделениями фирмы. С ними согласовываются:
- Проекты распоряжений, приказов, договоров для визирования и экспертизы.
- Претензии, направляемые контрагентами.
- Материалы для предъявления несогласий и исков к потребителям и поставщикам при нарушении ими своих обязательств.
- Заявки на поиск требуемых нормативных документов.
- Ответы на иски и претензии контрагентов при нарушении подразделениями своих обязательств.
В рамках взаимодействия юридический отдел разъясняет положения действующего законодательства, правила их применения.
Работа с бухгалтерией
С этим подразделением осуществляется взаимодействие по вопросам, касающимся:
- Результатов инвентаризации материальных ценностей, находящихся на предприятии.
- Сведений о хищениях, недостачах, порче, растратах имущества.
- Отчетности о расходовании выделенных бухгалтерией средств.
Взаимодействие с финансистами
Юридический отдел согласовывает с указанными служащими проекты договоров для последующего проведения правовой экспертизы. Кроме этого, с финансовым подразделением осуществляется взаимодействие по вопросам:
- Составления заключений по искам и претензиям, предъявленным контрагентами.
- Формирования документации о перечислении средств на оплату пошлин.
- Кредиторской и дебиторской задолженности.
- Обобщения результатов рассмотрения судебных дел и претензий.
В рамках работы с финансовым отделом осуществляется также разъяснение положений законодательства, предоставляется юридическая помощь, принимаются решения по искам, анализируются материалы о состоянии задолженности предприятий, формируются предложения по принудительному взысканию средств с контрагентов.
Прочие направления взаимодействия
Юридическое подразделение контактирует с отделом сбыта по вопросам согласования условий договоров на реализацию продукции. В рамках взаимодействия предоставляются сведения о нарушениях контрагентами своих обязательств, несоблюдении ими сроков поставки и оплаты продукции, предложения о корректировке соглашений в соответствии со спецификой отдельных партнеров предприятия. Кроме этого, ведется работа с отделом по материально-техническому снабжению. В рамках деятельности изучаются материалы и выполняются расчеты для направления исков и претензий к поставщикам, нарушившим обязательства по договорам, составляются протоколы разногласий.
Права подразделения
Юридический отдел может:
- Запрашивать и получать информацию, справочные сведения, материалы, необходимые для реализации своих обязанностей, у других подразделений предприятия.
- Вести переписку с муниципальными и госорганами по правовым вопросам.
- Выступать в качестве представителя предприятия в структурах госвласти, иных организациях и учреждениях по вопросам, отнесенным к его компетенции.
- Давать остальным подразделениям фирмы и отдельным служащим указания в пределах своих полномочий. Отданные распоряжения считаются обязательными для исполнения.
- Предпринимать необходимые меры при выявлении нарушений предписаний законодательства на предприятии, докладывать об обнаруженных фактах руководителю для привлечения к ответственности виновных.
- Привлекать специалистов и экспертов по согласованию с директором для консультаций и подготовки рекомендаций, предложений, заключений.
Ответственность
Ее несет начальник юридического отдела. Персональная ответственность на него возлагается при:
- Несоответствии нормам права визируемых и подписываемых актов.
- Составлении, утверждении и предоставлении недостоверной отчетности по вопросам соблюдения предписаний законодательства на предприятии.
- Необеспечении либо ненадлежащем обеспечении руководства фирмы правовой информацией.
- Несвоевременном или некачественном ведении документации и исполнении распоряжений директора.
- Допущении использования сведений работниками отдела не в служебных целях.
- Несоблюдении служащими трудового распорядка.
- Перерасходе средств на обеспечение деятельности подразделения.
- Привлечении фирмы к административной ответственности в связи с ненадлежащей работой правового отдела.
Дополнительные сведения
В составе подразделения могут работать специалисты и помощники. Для каждого служащего разрабатывается и утверждается инструкция. Она, как и Положение о юридическом отделе, является обязательной для исполнения. В случае выявления несоответствия того или иного пункта реальному положению дел руководителем подразделения, служащим или иным лицом необходимо обратиться с заявкой о внесении дополнений или изменений в документ. Как правило, этим занимается служба персонала, кадров или экспертная комиссия (если последняя предусматривается в штате). Внесенное предложение должно быть рассмотрено в месячный срок с момента его направления. По окончании этого срока выносится одно из решений:
- Принять дополнение/изменение.
- Отправить предложение на доработку. При этом указывается срок, в который необходимо устранить неточности, и ответственное лицо.
- Отказать в принятии предложения.
В последнем случае заявителю отправляется обоснованный ответ. Заявка составляется по утвержденной на предприятии форме.