Родительный падеж отвечает на вопрос... Родительный падеж существительных: примеры
Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).
Любой падеж определяется по вопросу.
На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?
Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:
- кого? – одушевлённое существительное
- чего? – неодушевлённое существительное
кого? | чего? |
без друзей от подруги около матери из мухи с коня у верблюда возле бабушки подле собаки после мужчины для сына | без карманов от колодца около дома из дерева с крыши у калитки возле входа подле крыльца после урока для работы |
В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.
Обстоятельственные вопросы родительного падежа
Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:
- откуда?
- где?
- когда?
- зачем?
- как?
Определение значения родительного падежа по вопросу
Классифицировать значения удобнее всего в таблице:
Существительные в родительном падеже имеют значение: | ||||
времени действия | образа действия | места действия | причины действия | цели действия |
Когда? | Как? | Где? Откуда? | Отчего? | Зачем? |
после обеда среди дня до вечера | без печали без энтузиазма без огонька | у дороги из города возле школы из-под куста с горы | со смеху с радости из любопытства из-за обиды | для дела для работы для учёбы |
Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.
Самая большая проблема при изучении родительного падежа
Как правильно:
- среди турок или среди турков?
- двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
- килограмм мандарин или мандаринов?
- пара туфель или туфлей?
Если у кого-то от этих вопросов возникает оторопь, это нормально.
Самая большая головная боль – форма родительного падежа множественного числа.
Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание – сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.
Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.
Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.
Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа
У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)
Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?
- В им. п. –а с шипящ. перед ней: баржа – барж, кража – краж, лужа – луж, лыжа – лыж, туча – туч (без ь).
- В им. п. –а,-я не после шипящ.: вафля – вафель, туфля – туфель, домна – домен, кочерга – кочерёг, няня – нянь, розга – розог, свадьба – свадеб, сплетня – сплетен, простыня – простынь, усадьба – усадеб.
- В им. падеже – ия: лекция – лекций, армия – армий, пародия – пародий, фамилия – фамилий, экскурсия – экскурсий.
- В им. п. – ья или -я: ладья – ладей, статья – статей, кегля – кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.
- В им. п. – ня: вишня – вишен, спальня – спален, колокольня – колоколен (здесь без мягкого знака); деревня - деревень, кухня – кухонь, яблоня - яблонь (здесь с мягким знаком).
- В им. п. – ь: мать – матерей, дочь – дочерей, тетрадь - тетрадей, ночь - ночей, площадь - площадей, кровать - кроватей, кость – костей, плеть – плетей, постель - постелей, печь - печей (окончание –ей).
Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа
В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии –ев, -ов.
- В им. п. –о: окно – окон, решето – решет, зеркало – зеркал, судно – суден; село – сёл, весло – вёсел; яблоко – яблок Но: шило – шильев, дно – доньев, личико - личиков (окончание –ев, -ов).
- В им. п. –е: поле – полей, блюдце – блюдец, полотенце - полотенец.
- В им. п. -ие, -ье: гнездовье – гнездовий, завоевание - завоеваний, кушанье – кушаний, побережье - побережий, снадобье – снадобий, угодье - угодий. Но: платье - платьев, устье – устьев, низовье - низовьев (окончание –ев).
- В им. п. –ьё: ружей. Но: копий, отребий.
Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.
Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:
родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего? | ||
нулевое | -ей | –ов, -ев |
люди | ||
нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган, | нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней | нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев |
при собирательном значении – эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет | ||
предметы | ||
чулок, сапог, валенок, опорок, погон, | путей, корней | кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков, |
единицы измерения | ||
100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат | семь пядей, 100 рублей | 10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов |
названия продуков | ||
нет макарон | много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов, |
Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.
родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего? | ||
нулевое окончание | окончание -ей | окончание –ов, -ев |
нет мокасин, без нападок, несколько ножниц, нет рейтуз, наступление сумерек, без панталон, наступление потемок, спрыгнуть с ходуль, нет шаровар. | наступление будней, много граблей, несколько дровней, нет яслей. | без выкрутасов, до заморозков, нет клипсов, без лохмотьев, стыдиться отрепьев, нет пантов, без подонков; |
Прилагательные и причастия в родительном падеже
Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.
Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:
- Какого? – муж. и сред. рода
- Какой? – женск. рода
Например:
- зари (какой?) алой, вечерней – окончание –ей, -ой;
- моря (какого?) глубокого, сверкающего – окончания –ого, -его;
- корабля (какого?) большого, плывущего – окончания –ого, -его.
К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:
- каких?
- что делающих?
- что сделавших?
Например:
Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.