Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

В настоящее время одинаково популярными являются и печатные, и электронные образовательные ресурсы. Однако если первые существуют достаточно давно, то вторые появились сравнительно недавно. Использование электронных образовательных ресурсов обуславливается потребностями современного мира, интенсивным развитием информационных технологий. Реализация многих учебных программ осуществляется сегодня с помощью ПК. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? Ответ на этот вопрос - в статье.

Общая характеристика

Электронным называют ресурс, представленный в цифровой форме. Для его применения необходимы средства ВТ. В общем случае он включает в себя предметное содержание, структуру и метаданные. Первые два элемента формируют контент. Метаданные представляют собой информацию, характеризующую содержимое и структуру ресурса. Он может включать в себя сведения, программное обеспечение, которые необходимы для разработки и последующего применения. Предметное содержание, структура, методы использования ресурса определяются в зависимости от ее функционального назначения и спецификой конкретной информационно-образовательной системы.

Специфика

В качестве основы электронного ресурса выступает контент. Метаданные содержат стандартизированные сведения, которые необходимы для его поиска. Все, что можно отнести к образовательным электронным ресурсам, информационным сервисам, технологиям и средствам, созданным на программно-аппаратной платформе, в совокупности образуют автоматизированную обучающую систему. Контент должен пройти редакционно-издательскую обработку и содержать выходные данные. Он распространяется в неизменном виде и именуется цифровым изданием.

Классификация

Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? Контент может представлять собой разные издания, сформированные в цифровом виде. Это могут быть:

  1. Учебники. Они содержат систематическое изложение конкретной дисциплины, ее части, раздела, соответствующих принятой учебной программе. Такие электронные образовательные ресурсы должны быть официально утверждены и разрешены для применения.
  2. Учебно-методические пособия. Эти издания содержат материалы, описывающие методики преподавания и изучения дисциплин, их частей или разделов.
  3. Учебно-наглядные пособия. Эти электронные образовательные ресурсы содержат обычно иллюстрации и прочие изобразительные материалы.
  4. Самоучители. Они предназначены для самостоятельного изучения материала.
  5. Практикумы. В таких изданиях содержатся практические задания, способствующие усвоению изученного материала.

Дополнительно

Не все, что можно отнести к образовательным электронным ресурсам, определяется в госстандартах. Например, ГОСТом не предусмотрены автоматизированные курсы и компьютерные программы обучения. Между тем, они также считаются электронными образовательными ресурсами. Компьютерная программа обучения, как правило, представлена в виде систематизированного изложения материала, предназначенного для изучения какого-либо вопроса по предмету. В нее включается иллюстративный (мультимедийный в том числе), текстовый материал, контрольные задания, гиперссылки. Компьютерные программы используются и для самостоятельного изучения, и для освоения с помощью преподавателя. Они способствуют не только приобретению теоретических знаний, но и позволяют получить некоторые практические навыки. Несколько компьютерных программ, освещающих разные вопросы дисциплины, объединяются в автоматизированные курсы. По своей сути они выступают в качестве электронно-методических комплексов.

Типы изданий

Все, что можно отнести к образовательным электронным ресурсам, разделяется на самостоятельные и деривативные издания. Первые создаются изначально в цифровом виде. В основе либо составе деривативных изданий используются печатные ресурсы. Учебный материал может быть изначально создан на бумажном носителе, а затем переведен без изменений в цифровой формат. В этом случае речь идет об электронной копии печатного издания.

Условия распространения

Все, что относится к образовательным электронным ресурсам, предоставляется пользователям различными способами. Например, существуют локальные цифровые издания. Они распространяются на машиночитаемых съемных носителях либо файлах, которые используются на специальных устройствах. Существуют цифровые материалы сетевого распространения. Они размещаются на серверах. Доступ к таким ресурсам обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационных сетей. В настоящее время создаются цифровые материалы комплексного распространения.

Способ взаимодействия

Электронные образовательные ресурсы в образовательном процессе могут быть детерминированными. Порядок доступа к ним определяется автором или производителем. Установленные правила не могут быть изменены пользователем. Существуют и интерактивные материалы. Взаимодействие с ними устанавливается пользователем на основе алгоритмов, которые предоставляются производителем/автором.

Структура

Электронные образовательные ресурсы школы, содержащие взаимосвязанный контент и предназначенные для коллективного применения в ходе обучения, формируют учебно-методический комплекс. Его структура и контент определяются особенностями и требованиями программ, положениями нормативных и методических документов. Учебно-методические комплексы используются для изучения отдельных образовательных модулей, дисциплин, а также при реализации всего процесса обучения в целом.

Важный момент

Любое электронное издание, электронное в том числе, предназначенное для использования в образовательных целях, должно пройти художественное, научное, техническое и литературное редактирование, экспертизу и рецензирование. По результатам этих процедур ему присваивается официальный гриф, по которому определяется вид и уровень применения. Кроме этого, издание должно иметь аппарат по ГОСТ Р 7.0.83-2012 и ГОСТ 7.60-2003. Контент, который не прошел обработку, не относится к официальному цифровому образовательному ресурсу.

Выходные данные

Они содержат комплекс сведений в текстовой форме. Выходными данными характеризуется непосредственно само издание. Они предназначены для однозначной идентификации ресурса, библиографической обработки, информирования пользователей, а также статистического учета. Расположение и состав этих сведений зависят от типа цифрового издания, оформления, способа распространения и числа физических носителей. Размещение выходных данных осуществляется на основном и дополнительном титульных экранах. Они связаны друг с другом переходами. Наиболее важные сведения помещают на основном экране, на дополнительных – находится надвыпускная и выпускная информация. Здесь же может содержаться заставка. Она представляет собой статичное либо динамичное изображение ключевой идеи произведения, которое оформляется с помощью звуковых либо изобразительных средств, текста с графическими элементами. Основной экран, таким образом, выполняет функцию титульного листа (обложки) печатного издания, а дополнительные – оборотной его стороны. Выходные данные должны быть выполнены в форме текста и доступны вне зависимости от способа использования ресурса. Они оформляются по ГОСТ Р 7.0.83-2012.

Содержание информации

Выходные данные на дополнительном экране содержат сведения об:

  1. Объеме информации в МБ.
  2. Продолжительности видео- и звуковых фрагментов.
  3. Комплектации издания (число носителей, наличие сопроводительных документов и так далее).
  4. Требования к процессору (тактовая частота, тип), объему свободной и оперативной памяти, операционной, акустической и видеосистеме, периферийному оборудованию, дополнительному ПО.

Минимальные требования сетевого ресурса также включают в себя данные о браузере (версии и типе), скорости подключения к Интернету, дополнительным надстройкам.

Ключевые элементы

Основной материал электронного образовательного издания в зависимости от структуры и назначения программы может состоять из нескольких компонентов: частей, глав, разделов, параграфов и пр. В качестве ключевого элемента выступает кадр (экранная страница). Он представляет собой адресуемый компонент содержания издания в форме логически завершенной информационной либо контролирующей структурной единицы. В каждом кадре присутствует перечень элементов с определенным набором свойств. Компоненты формируют основу сценария страницы, определяют порядок и последовательность действий интерпретатора ресурса при исполнении. Свойства задают очередность выполнения, место и состояние кадра. Все страницы имеют порядковые номера.

Технологические моменты

В общих случаях простейшие электронные ресурсы – учебники, самоучители, пособия – могут создаваться в обычных офисных программах. Ими, например, являются текстовые и графические редакторы, издательские системы и так далее. В процессе создания реализуются гиперссылки, инсталляции фрагментов, заимствованных из каких-либо источников. Воспроизведение также возможно с помощью офисных программ. Как правило, такие ресурсы используются в личных целях. Что касается изданий, необходимых преподавателю, то для их создания необходим специализированный методический материал, более сложные программы и алгоритмы.

Комментарии