Черная пятница в США: рождественские распродажи в магазинах
Черная пятница в США – это праздник для всех покупателей. Грандиозные скидки и распродажи стали привычным явлением в городах Северной Америки. Откуда взялась эта традиция, что и где можно купить в черную пятницу – расскажем в этой статье.
В США черная пятница - следующее значимое событие после Дня благодарения, который является национальным праздником для всех американцев. Этот день рассматривается многими как начало грандиозных закупок к Рождеству и Новому году, время подготовки к долгой неделе рождественских каникул. Во многих государственных учреждениях и школах черная пятница считается выходным днем. Таким образом, число потенциальных посетителей супермаркетов, магазинов и других торговых точек существенно увеличивается. В этот день можно сделать долгожданную покупку и потратить на это сумму, значительно меньше запланированной. Ведь черная пятница в США – день грандиозных скидок и распродаж. Откуда вязалась традиция устраивать такие праздники для покупателей?
Традиция черных пятниц
Как ни странно, первая черная пятница в США была вовсе не радостным событием. В этот день в далеком 1869 году многие американцы потеряли собственные накопления. Все дело в том, что спекулянт Джеймс Фиш попытался взвинтить цену на золото. Незадолго до черной даты он скупил огромное количество золотых запасов США и попытался диктовать условия казначейству собственной страны. К середине 1869 года стоимость желтого металла поднялась в цене на 65 %. Но правительство США приняло молниеносное решение стабилизировать курс, выбросив на рынок имеющиеся запасы золота. Драгоценного металла оказалось так много, что рынок обвалился сразу на 30 %.
"Золотая" афера
Прямым следствием черной пятницы стало обесценивание железнодорожных акций, по традиции обеспечиваемых золотом. Вместо респектабельных ценных бумаг твердой рыночной стоимости в руках у многочисленных инвесторов оказались раскрашенные обесцененные бумаги сомнительной стоимости. Хотя главный виновник данной аферы остался в выигрыше, заработав более трех миллионов долларов, он покинул страну, опасаясь судебного преследования.
Тогда черная пятница в США впервые заявила о себе. И хотя после этого события были и другие потрясения финансового рынка, но звучное название прочно закрепилось за датой неудавшейся аферы Дж. Фиша.
Современные черные пятницы
Свою неблагополучную репутацию черная пятница в США смогла обелить лишь в 1961 году. Эта дата прославилась первыми грандиозными распродажами, которые прошли в Филадельфии. Люди, едущие за покупками, создавали огромные пробки и парализовали автомобильное движение на многих автострадах штата. Тщательная работа с крупными торговыми ассоциациями при непосредственном участии администрации штата стала фундаментом для закладки новой традиции. Бизнесмены сумели преобразить негативный опыт больших распродаж в большой праздник для всех покупателей страны. Хотя название «Чёрная пятница» осталось, но теперь эта дата несла позитивное смысловое значение.
Развитие традиции
Вопрос, во сколько начинается черная пятница в США, волнует многих американцев, поскольку четкого правила на этот счет не существует. В шесть утра, а иногда и ранее, торговцы открывают двери своих магазинов всем заинтересованным покупателям. В 2011 году появилась новая традиция, которую продолжает практиковать и сегодня черная пятница США. Список магазинов огромен: супермаркеты Best Buy, Kohl's, Macy's, Target, интернет-площадки Amazon открыли двери для своих клиентов ровно в полночь, тем самым заметно увеличив поток посетителей и повысив собственный товарооборот.
Другие крупные торговые империи - Walmart, Annonce - стали практиковать распродажи еще раньше, в вечернее время предыдущего дня. Но многие американцы были возмущены таким решением, и волна возмущения прокатилась по социальным сетям, называя поведение торговцев «жадным», «отвратительным» и «постыдным». В некоторых штатах был введен запрет на преждевременные распродажи в США. Черная пятница в штате Массачусетс, например, не может быть начата ранее наступления действительной, «календарной» пятницы.
Риски черной пятницы
О том, какие скидки в черную пятницу в США будут доступны покупателям, не знает никто, кроме представителей торговых отделов. Поэтому нередко томительное ожидание крупных скидок повышает агрессивность клиентов, что провоцирует скандалы и недоразумения. При посещении одного из супермаркетов в городе Портер-Банч (Калифорния) в 2011 году женщина использовала перцовый спрей, который причинил неприятности десятку покупателей. В том же году калифорнийцы отличились еще раз – неизвестный в Сан-Леандро застрелил покупателя магазина Walmart. Но в целом эти события не омрачили радость американцев по поводу великолепных распродаж ведущих супермаркетов. По-прежнему миллионы из них отправляются ночью к дверям магазинов, чтобы стать первыми покупателями.
Возврат товара
Поддавшись ажиотажу, многие покупатели сгоряча сгребли с полок все нужное и ненужное. А в субботу и воскресенье они увидели, что совершенные покупки им не нужны или не так уж необходимы. Поэтому на выходных наблюдается обратная тенденция – вереница покупателей направляется в магазины, чтобы оформить возврат товара. И поскольку весь возвращаемый товар был уже распакован и попал в категорию Used (б/у) Open Box, то магазины вновь выставят его в продажу, но уже с большими скидками. Повторно распакованный товар будет выставлен в продажу лишь после тщательной повторной проверки, поэтому купить его можно будет уже ближе к Рождеству.
Киберпонедельник
Начало черной пятницы в США приходится на первый день после Дня благодарения. Но предприимчивые торговцы не забыли и о тех, кто не смог посетить магазины в этот замечательный уик-энд, в 2005 году была введена новая традиция. Она пришлась по вкусу тем, кто не сумел совершить необходимые покупки в черную пятницу. Для покупателей, которые не смогли приобрести необходимые товары, был организован киберпонедельник. В этот день начинается всплеск продаж через интернет, который длится всю неделю.
Уже в первый год сетевых продаж интернет-покупатели увидели в таком способе покупок многочисленные выгоды – скорость, комфортность покупки и оперативную доставку. Все последующие киберпонедельники лишь подтвердили удобство такой формы продажи и для покупателей, и для торговцев.
Выводы
И черная пятница, и киберпонедельник предоставили потенциальным покупателям шанс, которым невозможно не воспользоваться. Ежегодные распродажи дают возможность простым американцам приобрести товары с существенными скидками. Представители торговых организаций получают возможность очистить свои склады от накопившейся продукции.
В других странах также имеется подобная традиция - под определенную календарную дату устраивать грандиозные по масштабам продажи разнообразных товаров по низким ценам. Окончание финансового года и приближение Рождества сподвигли маркетологов всех континентов попробовать ввести черную пятницу в своих странах. Конечно, масштаб такого мероприятия не сопоставим с американским, но подобные цели все равно окупаются.
Возможно, в скором времени и в нашей стране введут подобную традицию. И пусть она никак не будет связана с американским Днем благодарения, наши соотечественники сполна оценят все преимущества, которые дарит черная пятница своим покупателям.