Историческое достояние России: Китайская деревня

Китайская деревня - комплекс построек в стиле шинуазри, расположенный на границе Александровского и Екатерининского парков на территории въезда из Петербурга в Царское Село.

Стиль шинуазри

Появлению этого стиля сопутствовал экспорт китайского фарфора в Европу в начале XVIII века. Необычайно легкие, изящные и куда как более гигиеничные изделия сразу же привлекли внимание высшего сословия.

Вскоре после этого популярность охватила все отрасли китайского искусства. В королевских и императорских резиденциях началось строительство беседок, дворцов и мостов, частично копирующих традиционную архитектуру Поднебесной. К сожалению, в то время было проведено слишком мало исследований, посвящённых этой стране, потому проектировщики зданий руководствовались, скорее, собственными фантазиями и представлениями о том, как должны выглядеть результаты их творений.

Так и появился стиль шинуазри, ставший частью ориентализма и рококо, в котором изначально и была возведена Китайская деревня.

Распространение стиля в России

В России данный стиль столь же быстро стал популярен среди знати, благодаря чему в нескольких дворцах страны появились кабинеты, оформленные в лучших традициях шинуазри. Наибольшее количество подобных построек было создано архитектором Антонио Ринальди - и именно он по указу Екатерины Великой был проектировщиком Китайской деревни.

Китайская деревня в Царском Селе

Данный комплекс построек был идеей российской императрицы Екатерины II, поддавшейся влиянию европейской моды на стиль шинуазри. Возможно, она вдохновилась аналогичным проектом в Дроттнингхольме, решив создать нечто, превосходящее его.

Доподлинно не известно, но бытует мнение, что проектирование деревни было поручено сразу двум архитекторам: Ринальди и Чарльзу Камерону. Образцами послужили гравюры, доставленные когда-то из Пекина и являвшиеся личной собственностью императрицы.

По плану Китайская деревня должна была состоять из 18 домов и восьмиугольной обсерватории, а за пределами комплекса требовалось возвести пагоду. Изначально Екатерина стремилась привлечь к работе настоящего архитектора из Поднебесной, но потерпела неудачу. По этой причине ею было поручено раздобыть копию пагоды, созданной Ульямом Чемберсом в стиле шинуазри.

Однако после смерти императрицы в 1796 году работа над проектом была заморожена. Из 18 запланированных домов было построено лишь 10, обсерватория была не закончена, а пагода так и осталась на бумаге.

Китайская деревня при Александре I

Работа над комплексом не возобновлялась до вмешательства Александра I. В 1818 году тот привлёк Василия Стасова для переоборудования деревни в пригодный для проживания вид. Как итог - большая часть восточного убранства была уничтожена, однако теперь комплекс предоставлял жильё для различных именитых гостей.

Строения были объединены Стасовым меж собой, а недостроенную обсерваторию завершили сферическим куполом.

Каждый дом в Китайской деревне был окружён собственным садом и меблирован внутри. В одном из таких строений в течение трёх лет проживал Николай Карамзин во время написания "Истории государства Российского".

Также на территории комплекса находился Китайский театр, в котором представлял свои новые творения Джованни Паизиелло. Однако в 1941 году здание было сожжено, и восстановительные работы не производились до сих пор.

Современность

Во время немецкой оккупации деревня очень сильно пострадала, и её восстановление продвигалось словно бы нехотя. В 60-х комплекс был переоборудован под коммунальные квартиры, несколько позже преобразовался в туристическую базу. Только в 1996 году начались масштабные восстановительные работы, благодаря некой датской фирме, получившей взамен право сдавать дома в течение 50 лет.

На сегодняшний день деревня полностью восстановлена. В ней имеются как гостевые, так и жилые апартаменты, однако туристам доступен лишь фасадный вид комплекса с дороги. Жизнь в Китайской деревне для простого обывателя больше невозможна, т. к. её территория на данный момент негласно числится частной собственностью другого государства, а дома арендованы иностранными гражданами.

Сложно поверить, что часть исторического достояния России закрыта для её населения, однако до тех пор, пока не истечёт оговоренный срок (а возможно, и после), этот факт останется без изменений.

Комментарии