Китайский фарфор – изящество форм и элегантность
Даже далекие от истории люди знают, что между словами «фарфор» и «Китай» существует весьма тесная связь. Именно в этой стране впервые научились делать тонкие и изящные вещи из обычной глины.
Расцвет производства изделий из фарфора в Китае пришелся на XV-XVI века, когда технология изготовления достигла высшей степени совершенства. И именно в это время китайский фарфор появился в европейских странах, куда его завезли моряки и торговцы из Португалии. Изделия из фарфора могли позволить себе только богатые люди, недаром само слово «фарфор» означает «императорский». Да и в наше время приобрести китайский фарфор современного производства могут себе позволить далеко не бедные люди – одна вазочка средних размеров стоит от трехсот долларов. Но ценители готовы платить и более существенные суммы. Ведь фарфоровые вазы, кувшины и чашки – это не просто посуда, а произведения искусства.
Китайский фарфор традиционно покрывают глазурью разных оттенков и степени прозрачности, что позволяет придавать поверхности специальный матовый блеск. При этом в разные исторические периоды применялись другие краски, поэтому ценители и специалисты различают фарфоровые изделия «зеленого», «синего» и «розового» семейств. Примечательно, что китайские умельцы по росписи специализировались на каком-либо одном виде орнамента – например, четкие линии и контуры, пейзажи, лица. Поэтому одно изделие расписывали несколько человек. А если вспомнить, что для изготовления любого предмета необходимо было найти и отсортировать глину, промыть ее, сделать посуду и обжечь, получается, что над одним изделием могло трудиться несколько сотен человек.
Вершиной мастерства стал китайский костяной фарфор, который отличается особой белизной и настолько тонок, что буквально просвечивается. Секрет этого фарфора заключается в добавлении 50-ти процентов костяной золы к веществам, которые обычно используются при создании фарфора – таким, как каолин и кварц.
Интересно, что после образования КНР правительство страны стало восстанавливать старые и разрушенные фарфоровые заводы, при этом активно привлекая к работе известных мастеров. Кроме того, проводятся работы по восстановлению старинных способов обжига и утраченных рецептов красителей, так что современный китайский фарфор полностью соответствует старым традициям.