Обязательная сертификация услуг. Закон о сертификации продукции и услуг

В России существует ряд услуг, которые должны быть сертифицированы по закону. К их числу относится сервис, касающийся жизни и здоровья людей, а также их имущества. Вопрос регулирует закон «О сертификации продукции и услуг». Рассмотрим его подробнее.

Услуги и органы сертификации

Объектами института сертификации в данном случае являются:

  • услуги;
  • организации по их предоставлению;
  • персонал;
  • процесс производства;
  • система управления качеством.

Формирование системы сертификации осуществляется согласно Правилам по проведению сертификации в России. Согласно документу, ее участниками являются:

  • Госстандарт;
  • центральные организации;
  • ВНИИС;
  • органы, проводящие сертификацию, и лаборатории, которые получили соответствующие аккредитации на ведение деятельности.

Виды и содержание схем сертификации

По российским законам, существует семь схем, которые проводятся одновременно в отношении услуг и работ. В них входит:

  • оценка;
  • проверка результатов;
  • инспекционный контроль.

Для услуг материального вида процесс включает обычно следующие действия:

  • аттестацию проффессионального мастерства и инспекционный контроль;
  • аттестацию предоставления услуги и инспекционный контроль;
  • выборочную проверку;
  • сертификацию систем качества и инспекционный контроль.

Сертификация услуг нематериального характера включает в себя такие схемы, как:

  • процедура на предприятии с инспекционным контролем;
  • сертификация системы предоставления качества обслуживания с инспекционным контролем.

Существуют Правила сертификации работ и услуг, а также Положение о системе ГОСТ Р. В соответствии с этими документами и осуществляют выбор необходимых мероприятий.

Особенности услуг

При предоставлении услуг выделяют некоторые особенности, которые влияют на процесс. В их числе следующие:

  • объектом может являться человек, а его право на имущество ограничивает проведение испытаний;
  • потребитель оценивает мастерство исполнителя;
  • эксперт, проводящий оценку, иногда должен присутствовать при реализации услуги;
  • свойства сервиса могут зависеть от региона, где он предлагается.

Организации, предоставляющие сертификацию

Существует множество организаций, которыми может быть предоставлена сертификация услуг. Среди них выделяются следующие:

  1. Министерство торговли.
  2. Министерство транспорта.
  3. Агентство по физкультуре и туризму.
  4. Госстандарт.
  5. Росбытсоюз.

Правила и нормы

Нормативная база при осуществлении деятельности состоит как из международных, так и государственных и региональных стандартов, санитарно-гигиенических правил и норм, а также тех, что утверждены в рамках конкретного сервиса.

Обязательная сертификация услуг проводится на основании определенных требований, где указываются нормы безопасности для жизни и здоровья людей, а также их имущества, экологические правила, определенные способы проверки сервиса, исполнительного процесса и мастерства лица, его оказывающего.

Проверку качества выполняют эксперты, которые зарегистрированы в Госреестре ГОСТ Р. Обычно она осуществляется в том месте, где предоставляется услуга. При положительных результатах центр по проведению процедуры оформляет сертификат и выдает лицензию на право использования знака соответствия. Если оценка отрицательная, то заявитель получает решение об отказе.

При осуществлении инспекционного контроля услуг, носящих нематериальный характер, потребители опрашиваются при помощи анкет, интервьюирования и других способов. Эта задача, как правило, возлагается на социальные центры, маркетинговые службы, МОУ и исполнителей. Контроль бывает плановым и внеплановым. Периодичность проведения устанавливается центром, которым проводится сертификация услуг.

Первые системы, которые предоставляли их, охватывали такие области, как:

  • ремонт и техобслуживание радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов электробытового назначения;
  • химчистка и краска;
  • гостиничные и туристические услуги;
  • общепит;
  • перевозка пассажиров.

Критерии оценки

При любой оценке необходимо придерживаться определенных критериев. Их выбор — это самое сложное решение для получения объективной оценки. Рассмотрим, как к этому вопросу относятся в Японии. Классификация производится на основе значимости для потребителя. При этом различают:

  • внутреннее качество, находящееся вне поле зрения клиентов;
  • материальное, которое потребитель видит;
  • нематериальное, которое потребитель видит;
  • психологическое;
  • затраченное время обслуживания.

Благодаря такому подходу, сертификация работ и услуг оценивается наиболее достоверно, и в то же время вырабатываются определенные критерии.

Принятый ИСО международный стандарт 9004-02 под названием «Руководящие указания по услугам» стали базой для разработки внутренней стандартизации услуг во многих странах, в том числе и в России.

К общим характеристикам здесь относятся:

  • время ожидания;
  • исполнение сроков;
  • численность персонала;
  • доверие потребителей;
  • удобство;
  • эстетичность;
  • вежливость;
  • другие требования к качеству.

Международные организации

Вопрос о сертификации продукции и услуг возникает не только в национальном масштабе. Есть региональные, а также международные организации, проводящие подобные процедуры. Известна, например, такая организация, как Международный европейский техцентр химической чистки. Он проводит аттестацию на предприятиях Голландии, Швейцарии, Бельгии и других стран. Среди других организаций выделяются:

  • Международная ассоциация соцстрахования;
  • Европейская ассоциация автотуризма;
  • Всемирный почтовый союз;
  • Всемирная организация туризма и другие организации.

Заключение

По официальной статистике, к 2000 году деловая активность сместилась в сферу предоставления услуг до 70%. А в настоящее время этот процент стал еще выше. Для этого рынка характерна высокая конкуренция и еще большее увеличение числа предоставления однотипных услуг. Таким образом, качество является во многом определяющим фактором для конкурентоспособности. Поэтому сертификация услуг становится важнейшим институтом, обеспечивающим соответствие высоким стандартам обслуживания.

Комментарии