"Ярославец", катер российского производства (проект 376): характеристики, назначение
Прокладывание коммуникаций под водой, розыск затонувших катеров, спасательные операции в реках, озерах и водохранилищах, расследования криминалистов - в этих областях может пригодиться помощь квалифицированных водолазов. Водолазные работы, осуществляемые на речных и озерных просторах России, требуют не только отваги и героизма от ныряльщиков. Здесь важно наличие необходимого оборудования и экипировки. Работы под водой не могут проводиться без хорошей подготовки. Перед их началом необходимо проверить техническую исправность судна, которое будет транспортировать водолазов к месту проведения операций. Как правило, для подводных работ на реках и водоемах глубиной до сорока пяти метров применяется "Ярославец" - катер проекта 376. Данный тип судов сконструирован специально для нужд Военно-Морского Флота России.
История возникновения судна
Российский катер "Ярославец" (проект 376) появился в пятидесятых годах двадцатого века. Для нужд военно-морского флота и народного хозяйства требовался проект буксирного судна, которое использовалось бы для водолазных и таможенных работ. Именно поэтому в 1948 году был утвержден проект катера, получивший номер 376 и шифр "Север". Предполагалось его использование флотом и некоторыми сферами народного хозяйства. При проектировании судна было выдвинуто обязательно условие: катера российского производства должны иметь все необходимые характеристики для транспортировки судов по железной дороге.
В 1953 году Ярославский судостроительный завод, благодаря которому серия и получила свое полуофициальное название, выпустил на воду головной катер проекта 376. Суда сразу запустили в производство большой серией. А уже через два года были изменены некоторые данные проекта, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики судна и модернизировать технологию его производства. Появился новый "Ярославец" - катер проекта 376У. После внесенных изменений данный тип судов стал активно использоваться не только военными, но и гражданскими министерствами и ведомствами, а также для поставок за рубеж. Вторым предприятием, где начали производство катеров, стал Сосновский судостроительный завод (Кировская область).
Внешние характеристики
"Ярославец" - катер, представляющий собой теплоход с одним винтом, с седловатой палубой, ходовой рубкой с надстройкой, с капом над машинным отделением и кормовым трюмным отсеком. Корпус судна, как правило, выполняется цельным поперечным швом. Катер оснащен шестью водонепроницаемыми переборками, на днище судна установлены три топливные цистерны.
Не имеет значения, проектировался рейдовый катер, пограничный, таможенный или пассажирский, внешние характеристики судна любого типа таковы: длина катера составляет около двадцати одного метра, ширина достигает четырех. Высота борта - 2,1 метра. Судно может вместить до двенадцати человек. В свободном ходу скорость теплохода может достигать десяти узлов.
Технические характеристики
Известно, что катера российского производства серии "Ярославец" спроектированы таким образом, чтобы их эксплуатация позволила снизить время транспортировки водолазов или груза к месту назначения и обеспечить бесперебойную работу в водоемах, реках или озерах. Рейдовый катер или катер буксирный построен таким образом, чтобы легко выполнялись водные маневры на мелководье, а также в мелкой ледяной поверхности. Кроме того, предусмотрена перевозка судна по железной дороге, поэтому габариты катера рассчитаны с учетом выполнения данного условия. Для выполнения операций в водоемах, где есть мелкий битый лед, в конструкции катера предусмотрен ледовой кингстон. Водоизмещение катера - 46,9 т, осадка средняя с грузом - 1,27 м, без груза - 0,97 м, скорость свободного хода - 10,5, автономность - 5 суток.
Осуществление ремонта
В остальных же случаях судно транспортируется на судостроительный завод, где проводится полная покраска корпуса, приводится в порядок электрика, проверяются механизмы люков и иллюминаторов. Катер доставляется к месту ремонтных работ на железнодорожном транспорте. Здесь мастерами судопроизводства производится капитальный ремонт, после чего судно возвращается владельцу.
Корпус судна
В качестве усиления конструкции катера установлены мощные полособульбы, которые используются как основа для деревянных или металлических поперечных ребер корпуса судна и поперечных балок для дополнительной жесткости конструкции. Вдоль всего корпуса судна крепится привальной брус. Брусья выполняются из металла или дерева. Трубы могут быть гнутые или полукруглые, с продольным ребром (характеристика для металлического привального бруса).
Также в судостроительстве используются металлические уголки, пластины и полосы для изготовления дополнительных ребер жесткости. Каркас катера обшивается металлическими листами, которые припаиваются друг к другу сварными швами шириной от четырех до десяти миллиметров. Обычным явлением для речного судна является появление в ходе самостоятельного ремонта нештатных листов. Однако это не отражается на его дальнейшей эксплуатации.
Корма и нос катера дополнительно укрепляются штевнями для усиления конструкции и балансировки судна на водной поверхности. На некоторых моделях катеров "Ярославец" устанавливаются буксирные дуги, которые позволяют предотвратить разрушения буксирного троса при соответствующих маневрах. Буксирные дуги устанавливаются в том случае, когда результатом судостроительства становится буксирный катер.
Руль судна
На катере в процессе стройки устанавливается балансирный руль обтекаемой формы. Изготавливается он, как правило, полым, из листового металла. Механизм управляет перьями руля, которые задействованы при поворотных маневрах. Это своего рода весла для катера. У проекта 376 было только одно перо руля. Однако в процессе модернизации судна появилось еще одно.
Ходовая рубка
В процессе строительства катера к его каркасу надстраиваются ходовая рубка и кап. На заднюю стенку крепится гак - стальной крюк, прикрепленный к тросам и цепям. Служит для подъема шлюпок, грузов и буксировки других судов. Там же крепится съемный или скоб-трап, ведущий к ходовому мостику машинного отделения. Для "Ярославца" характерны съемные ходовые рубки, позволяющие транспортировать речной буксирный катер по железной дороге. Однако во всех модификациях катера проекта 376 капы машинного отделения несъемные. Демонтироваться будет только один из листов капа. Причем его характеристики в зависимости от модификаций будут отличаться. Для катеров проекта 376 используется плоский лист металла с ребрами жесткости, в то время как для проекта 376У применяются профилированные листы без сварных скреплений.
На ходовую рубку по левому борту устанавливаются три двери и прямоугольное окно. Средняя дверь герметично запаивается, в дальнейшем напрямую ведет к радиорубке. Первая дверь от кормы ведет в гальюн и является брызгозащитной.
Справа установлены две двери, прямоугольное окно и два круглых иллюминатора. Двери имеют различные конструкции. Со временем запоры на дверях эволюционировали, изменились технологические характеристики дверных петель.
Иллюминаторы и люки судна
Конструкция катера предусматривает наличие палубных люков, ведущих во внутренние помещения катера. В ходе модернизации катера в целом совершенствовались и эксплуатационные характеристики люков и дверей.
Области применения судна
Катер "Ярославец" может служить и для военных целей, и для некоторых сельскохозяйственных предприятий, которые транспортируют продукцию за границу по реке. «Ярославец», как правило, не предназначен для личного использования, однако существует немало как физических, так и юридических лиц, владеющих им.
На сегодняшний день судно применяется в большей степени как буксирный катер. С его помощью буксируются несамоходные и малые речные суда. Помимо этого "Ярославец" используется и как пассажирский катер. Он может вместить в трюмах до двенадцати человек.
Активно применяется судно как рейдовый катер. Он доставляет ныряльщиков к месту проведения подводной операции. На борту постоянно хранится водолазное снаряжение и экипировка для проведения подводных работ.
В трюмах судна можно перевозить за рубеж до пятнадцати тонн груза. Также экипаж охраняет границу речных просторов и борется с браконьерством, поэтому "Ярославец" используется и как пограничный катер.
Стоимость речного судна
В 50-х годах прошлого века катер ярославского судостроительного завода выпускался в речные воды и применялся для нужд военно-морского флота, а также некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако на сегодняшний день новые катера проекта 376 больше не выпускаются на воду. Кроме того, в настоящий момент, как мы уже упоминали, большая часть исправных речных судов принадлежат частным лицам.
Российский катер, цена которого может варьироваться в зависимости от года выпуска судна на воду, а также от количества ремонтов, несложно найти в свободной продаже. В связи с тем что данный тип судов все реже строится на сегодняшний день, купить можно только катера, которые уже были в употреблении ранее.
Покупка может обойтись в сумму от миллиона рублей. При этом важно внимательно осмотреть катер, цена которого может показаться баснословной. Ведь любому покупателю важно за короткий срок получить дивиденды от покупки, не затрачивая дополнительных средств на ремонт судна.
Заключение
«Ярославец» является одним из самых доступных катеров, и купить его можно почти в каждом городе России. Даже сейчас он является одним из самых удобных и полезных речных судов благодаря своим превосходным техническим характеристикам.