ПАО «Ярославский судостроительный завод»: история, производство, контакты
В 2019 году ПАО «Ярославский судостроительный завод» отмечает вековой юбилей. За эти годы предприятие из небольшой лампадной мастерской переросло в крупное производство судов с неограниченным районом плавания. ЯСЗ выпускает плавсредства различного класса: от небольших манёвренных яхт, до патрульных катеров и речных танкеров.
Первые пятилетки
Ярославский судостроительный завод создан в первые революционные годы на мощностях мастерской, выпускавшей лампады. Удобное месторасположение на берегу Волги, наличие квалифицированных кадров, внимание со стороны властей содействовали развитию крупного производства. В 1920 Ярославская моторно-судостроительная верфь построила первый катер. В довоенные годы основной продукцией ЯСЗ были глиссеры, морские и речные рейдеры, пожарные, почтовые, водолазные катера.
В годы ВОВ ярославские судостроители собирали уникальные суда, оборудованные залповыми установками класса «Катюша». Они участвовали в крупнейшем сражении в истории человечества – Сталинградской битве. Помогали освобождать Украину, Беларусь, Западные страны в составах Дунайской и Днепровской флотилий.
Послевоенное развитие
С конца 40-х годов началась планомерная реконструкция предприятия с переводом его на строительство морских судов неограниченного района плавания. В середине 60-х Ярославский судостроительный завод перешёл на выпуск новых проектов кораблей и до начала 90-х ежегодно сдавал по 12-14 заказов.
В 80-е годы началась очередная реконструкция производственных мощностей, после завершения которой объёмы выпуска судов должны были вырасти почти вдвое. Но в период перестройки финансирование почти прекратилось, заказы застыли на стапелях, упал выпуск готовой продукции. Сейчас предприятие достраивает основную массу заказов, заложенных в то время.
Характеристика
ЯСЗ – одно из старейших предприятий отрасли. Оно располагает сегодня самым современным оборудованием и высококвалифицированными кадрами для выполнения заказов силовых структур ВМФ, МВД, ФСБ России и других потребителей, в том числе зарубежных. Здесь традиционно осваиваются новые проекты, составляющие гордость российского судостроения. Контакты Ярославского судостроительного завода: 150006, РФ, г. Ярославль, ул. Корабельная-1.
Технологическая база
До начала 90-х годов ЯСЗ был судостроительным заводом полного профиля, то есть выполняющим весь спектр судостроительных работ: от заготовки листового и профильного проката до испытания готовых заказов. Если сравнить фото Ярославского судостроительного завода разных лет, легко заметить, что производственные площади уменьшились.
Сегодня используется гибкая схема с учётом экономической целесообразности. Для выполнения определённых работ привлекаются контрагенты, часть оборудования закупается у сторонних фирм. От части мощностей пришлось избавиться, одновременно расширяя отраслевую кооперацию. Впрочем, основные производства сохранились. Это цеха:
- трубный;
- сборочно-сварочный;
- стапельно-достроечный;
- механический;
- заготовительный участок корпусного производства.
Производственные мощности
Ярославский судостроительный завод оборудован стапельным эллингом длиной 190 м, на котором предусмотрено две площадки для строительства корпусов шириной до 12 м. Также есть открытый стапель, где собирают корпуса до 16 м. С помощью продольного спускового устройства на воду доставляются суда, достигающие длины 75 м и весом 1050 т.
На заводе установлены газорезательные плазменные машины с ЧПУ, способные вырезать детали сложных форм (до 8 м длиной) из сталей повышенной прочности. Мощности позволяют перерабатывать 4000 т стали и 500 т алюминия в год.
На страже Родины
Традиционно основными заказчиками у Ярославского судостроительного завода являются силовые структуры, ВМФ, морские части пограничных войск, ФСБ России, Федеральная таможенная служба, Министерство внутренних дел России. В 1997 году для строительства пограничных кораблей был выбран именно Ярославский судостроительный завод. Руководство смогло убедить командующего погранвойсками Андрея Николаева, что предприятию по силам строить ультрасовременные суда. По сути, это спасло производство в кризисные 90-е годы. Среди них катера:
- Ракетные проекта 1241РЭ;
- амфибийные проектов «Чилим» (20910), «Барс» (14660);
- десантные 21820;
- МПК 1241-2;
- ПСКР проектов 1241ПЭ, «Светляк» (10410).
Пограничный катер 12260
В краткие сроки ЯСЗ освоил новый скоростной катер для патрулирования проекта 12260. Он разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Катер при своих небольших размерах прост в эксплуатации, обладает отменными мореходными качествами, завидной маневренностью, высокой скоростью.
Технические характеристики:
- водоизмещение – 9,7 т;
- ширина – 3 м;
- длина габаритная – 12,9 м;
- запас хода – 200-300 км;
- скорость свыше 40 узлов.
Продукция
Помимо силовых ведомств, ЯСЗ выпускает гражданскую продукцию для Росрыболовства, Федерального агентства морского и речного транспорта, зарубежных заказчиков. На стапелях собирают:
- пограничные «сторожевики» проекта 12260 «Ястреб»;
- таможенные, скоростные патрульные суда;
- корабли рыбоохраны;
- буксиры речные, морские, спасательные;
- сейнеры-траулеры;
- танкеры для нефтепродуктов, танкеры-бункеровщики;
- яхты-катамараны серий «Былина», «Отрада», «Забава»;
- лодки моторные;
- аварийно-спасательные, водолазные, бурильные и прочие суда.
Руководством предпринимаются шаги по оживлению производства.