Педагогика: предмет, объект и функции. Предметом педагогики выступает...

Наука охватывает все сферы человеческой деятельности. Чтобы детализировано рассматривать социум и явления природы, были созданы отдельные дисциплины. В рамках статьи для нас наибольший интерес представляет педагогика. Что изучает данная дисциплина? Каковы объект и предмет педагогики? Какие задачи она решает?

Общая информация

Итак, для начала давайте разберёмся с определением. Педагогика – это наука, которая занимается изучением закономерностей передачи социального опыта от старших поколений к младшим и его усвоение последними. Она занимается воспитанием, обучением и образованием людей. Также для неё интерес представляет и педагогическая деятельность. Это профессиональная активность специалистов, которые с помощью разных средств воздействия на учеников и благодаря взаимодействию с ними решает проблемы по поиску наилучшего подхода к обучению, воспитанию и образованию.

Предмет, объект и цель

Основополагающие составляющие любой науки. Предметом педагогики выступает образование, а если смотреть шире – то сознательный и целенаправленный организованный процесс обучения. Исследуются сущности, закономерности, тенденции, принципы, перспективы, теория и технология реализации. Поскольку предметом педагогики выступает образование, то немаловажную роль в этом играет деятельность учеников и учителей. Под объектом понимают действительность, которой обусловлено становление и развитие отдельного человеческого индивида под влиянием общества и воспитателя. В качестве примера можно привести целенаправленный процесс обучения, который проводится в интересах самого человека, социума и государства. Следует отметить, что педагогика изучает методы воспитания, обучения и образования не только детей, но и взрослых людей. Относительно цели можно сказать, что она заключается в том, чтобы выявить закономерности и разработать самые оптимальные методы становления человека. А если к этому добавить объект и предмет педагогики, то у нас получается целый комплекс знаний о влиянии дисциплины на формирование индивида.

Функции, задачи и вопросы

Конечно, вышеописанной информацией педагогика не ограничивается. Она является весьма хорошо проработанной дисциплиной. Следует отметить, что в данном случае всё связано, и большую роль в подготовке будущего поколения играет именно педагогика. Предмет и функции ее также являются взаимосвязанными. Существует два направления, каждое из которых имеет три уровня. Каждый из них имеет свои особенности. Так, теоретическая функция реализована на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях. Она занимается подготовкой исследуемого материала. Технологическая функция имеет такие уровни: проектный, преобразовательный и рефлексивный. Она занимается внедрением наработок. Относительно задач можно сказать, что они следующие:

  1. Находить закономерности в области воспитания, обучения, образования и управления систем.
  2. Изучать и обобщать практику и опыт педагогической деятельности.
  3. Давать прогнозы относительно развития будущего.
  4. Внедрять результаты исследований в практику.

Всё это направлено на то, чтобы дать ответы на определённые вопросы:

  1. Зачем и для чего необходимо учить и воспитывать?
  2. Чему следует обучать и какие идеалы прививать?
  3. Как учить и воспитывать?

Категории

Так называют основные понятия и термины педагогики. Все мы рассматривать не будем, остановимся только на наиболее важных:

  1. Обучение. Так называют целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников. Он направлен на то, чтобы получить и усвоить новые знания, умения, навыки, способы познавательное деятельности, развивать умственные способности и интересы.
  2. Воспитание. Это процесс, в основу которого положено целенаправленное влияние, главной целью выступает задача помочь ребенку накопить необходимый для жизни в обществе социальный опыт и сформировать у него систему ценностей, позволяющую жить в социуме.
  3. Образование. Под этим понимают процесс ознакомления с системой научных знаний, навыков, умений, а также конечный результат, который выражается в виде сформировавшихся мировоззренческих нравственных и иных качеств личности. При этом также достигается цель развития творческих способностей.
  4. Формирование. Так называют процесс, во время которого происходит становление индивида в качестве социального существа. При этом влияние на него оказывает большое количество факторов: идеологических, экономических, социальных, психологических и так далее.
  5. Развитие. Под этим понимают реализацию задатков человека, которые присущи ему от рождения.
  6. Социализация. Под этим понимают самореализацию и развитие человека. Следует отметить, что этот процесс происходит на протяжении всей жизни индивида.

Педагогическое взаимодействие

Это создание преднамеренных контактов, во время которых осуществляется общение педагога и ребенка. Целью таких действий является изменение поведения, деятельности и отношения к чему-то или кому-то. Здесь необходимо привести интересный ответ. Предметом педагогики выступает, напоминаем, именно процесс образования. Поэтому происходит изучение многих аспектов образовательной деятельности. Так, например, можно сказать, что девиантное поведение выступает предметом педагогики. И это будет абсолютно верно. Причем следует учитывать, что изучаются не только обычные люди, но и сами исследователи и воспитатели. Так, тезис о том, что предметом педагогики выступает психология учителя, является тоже абсолютно верным. Следует понимать, что эта дисциплина неотделима от иных наук про человека. Поэтому идёт постоянное накопление новых знаний, опыта, навыков работы и так далее.

Чем же занимается педагогика?

Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует вспомнить, какие направления в ней есть. В качестве фундамента для этой дисциплины выступает философия. Её дополняет история образования. Затем следует общая педагогика, которая занимается теоретическими основами, дидактикой и школоведением. Её преподают в университетах для общего развития человека. Затем в порядке усложнения идёт возрастная педагогика. Они занимается дошкольной подготовкой, школьной, профессионально-технической и высшими учебными заведениями. Для решения проблем воспитания и оказания помощи обществу применяется социальная педагогика. Она занимается семьями, перевоспитанием нарушителей, подготавливает к обучению и запоминанию данных, а также учит человека, как себя необходимо предъявлять. Кроме этого, есть ещё специальная педагогика. Она занимается особенно тяжелыми случаями, например, обучением немых или детей с проблемами в развитии.

Междунаучные связи

Следует отметить, что педагогика развивается вместе с психологией, физиологией, социологией, философией, историей, географией, литературой, кибернетикой и медициной. Как видите, это настоящий комплекс наук. И всё это направлено на то, чтобы воспитать человека, в котором заинтересовано общество. Причем следует отметить, что они действуют в тесном взаимопроникновении, и часто можно наблюдать такую ситуацию, когда границы между науками стерты, и определить, что к какой дисциплине относится, не представляется возможным.

Применение на практике

Когда может быть полезной педагогика? Многим это покажется удивительно, но она применяется не только и не столько в школе, профессионально-технических училищах и университетах. Поскольку в качестве предмета педагогики выступает образование, она применяется ещё и в различных организациях. В качестве примера можно рассмотреть предприятие. Владелец компании заинтересован в том, чтобы оно работало с максимальной эффективностью, а для этого необходимо позаботится о том, чтобы не было никаких проблем внутри коллектива. Для этого он нанимает управленца с педагогическим талантом, который может найти подход к любому человеку и решить проблему до того, как она успеет значительно обостриться.

Заключение

Итак, мы выяснили, что предметом педагогики является образование и другие понятия, которые составят базис для индивида, у которого вдруг возникнет желание заглянуть в тайники человеческой души. Правда, необходимо помнить, что знания сами по себе, без их практического применения, имеют мало ценности. Но при этом необходимо иметь определённые рамки. Так, например, многие считают, что не следует стремиться стать искусным манипулятором. Научиться защищаться от них – это да, полезное дело. Но необходимо действовать в рамках разумного, и если в руки попадёт власть над человеком – не злоупотреблять ею.

Комментарии