Старший преподаватель вуза: должностная инструкция, обязанности и особенности работы
Если вы были студентом, слова "ректор", "декан", "профессор", "доцент" гарантированно вызовут у вас ностальгию и трепет. А объяснить эти термины «человеку-нестуденту» весьма трудно. Однако многие забывают еще об одной должности, которая есть в каждом вузе, – старшем преподавателе. Разобраться в его функциях непросто. Чем отличается старший преподаватель от преподавателя? А как он связан с доцентом? Попробуем ответить на все эти вопросы.
Кого берем?
Должность старшего преподавателя может занять человек с высшим профессиональным образованием и стажем научной и педагогической работы 3 года и более. Если же соискатель уже обладает степенью кандидата наук, стаж может быть меньше – 1 год.
Любой старший преподаватель вуза прикреплен к определенной кафедре, в зависимости от своей специализации. Соответственно, вся его деятельность связана с ее работой.
Теоретические знания и подготовка старшего преподавателя
- Как и всякий государственный работник, преподаватель должен ориентироваться в Конституции своей страны, основных законах и нормативно-правовых актах, связанных с образованием и воспитанием.
- Знать теорию и практические методы управления системами образования (как потенциальный декан или даже ректор); государственные стандарты среднего профессионального и высшего образования.
- Преподаватель обязан владеть знаниями о планировании и ведении учебной документации, организации методической и научной работы.
- Каждый работник образования должен быть в курсе текущего состояния научной отрасли своей кафедры, изучать инновации и актуальные теории.
- Знание и применение на практике методов педагогики, психологии и культуры общения обязательно для старшего преподавателя.
- Владение основной информацией по физиологии, оказание первой помощи и гигиены необходимо каждому, кто в процессе работы общается с большим количеством людей. Старший преподаватель - одна из таких должностей.
- Основы административного законодательства, правила пожарной безопасности и охраны труда - неотъемлемая часть того, о чем никогда не должен забывать любой добросовестный работник, в том числе и сотрудник вуза.
Таким образом, в своей профессиональной деятельности старший преподаватель вуза руководствуется законодательством своей страны, законом об образовании, образовательными стандартами и учебными программами по предмету. Университетский устав и коллективный договор напрямую влияют на его должностные обязанности. Любые положения о факультете и кафедре, равно как и распоряжения ректора и проректоров, также определяют деятельность старшего преподавателя.
Служебная иерархия
Старший преподаватель кафедры по своей должности находится между преподавателем и доцентом. Отсюда проистекают и его обязанности – координация работы преподавателей, их консультация по учебным и научным вопросам, распределение мелких обязанностей и поручений. Вместе с тем он является ближайшим помощником заведующего кафедрой, берет на себя решение организационных вопросов, научные работы и организацию практики студентов. То, что предлагает доцент, старший преподаватель уполномочен развить и углубить.
Основные должностные обязанности
Их определяют должностные инструкции старшего преподавателя в каждом конкретном вузе. Однако существуют общие требования ко всем специалистам, вне зависимости от их места работы.
- Старший преподаватель обязан организовывать и проводить учебно-методическую работу в соответствии с индивидуальным планом.
- Активно участвовать в научной исследовательской работе своей кафедры.
- Составлять и разрабатывать для кафедры учебные планы и программы.
- Обеспечивать формирование всех необходимых компетенций студентов, обеспечивающих их высокий уровень как специалистов.
- На должном уровне преподавать материал и контролировать качество занятий, проводимых преподавателями кафедры.
- Решать вопросы с производственной практикой студентов.
- Контролировать качество методического обеспечения на кафедре, разрабатывать собственные пособия.
- Вести активную научно-исследовательскую работу, курировать студентов, пишущих курсовые и дипломные работы на базе кафедры.
- Принимать участие в профессиональной ориентации абитуриентов.
- Консультировать и оказывать методическую помощь молодым преподавателям кафедры.
- Обеспечивать работу научно-методической комиссии по той или иной специализации.
- Совершенствовать и обновлять материально-техническую базу кафедры.
- Пропагандировать всестороннее обучение, приобретение научно-технических, общесоциальных, гуманитарных, экономических и юридических знаний.
- Контролировать выполнение студентами домашних заданий, лабораторных и практических работ.
- Контролировать соблюдение учащимися правил поведения и противопожарной безопасности.
- Проводить воспитательные мероприятия среди студентов.
- Принимать активное участие при подготовке учебных, учебно-методических пособий, рабочих программ.
Если старший преподаватель в рамках выполнения должностных обязанностей создал объект интеллектуальной собственности (учебное пособие, монографию), университет имеет полное право на его использование. Плоды умственного труда всегда оцениваются по достоинству.
На что имеет право старший преподаватель?
Стаж и достаточный объем научно-педагогической работы позволяют преподавателю баллотироваться в Ученый совет вуза или отдельного факультета.
Также он может предлагать заведующему кафедрой поправки плана работы кафедры, изменение учебной документации и пособий.
Совершенствование всех видов работ кафедры (от учебной до исследовательской) также находится среди прав этого специалиста.
При возникновении конфликтных ситуаций старший преподаватель, как и любой сотрудник, может запросить у руководителей или в иных инстанциях документы, регулирующие его права и обязанности. Защита своих идей и интересов - неотъемлемая черта работы в любом вузе.
Старший преподаватель волен выбирать оптимальные методики преподавания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний. Однако все это должно быть утверждено деканатом и ректоратом вуза.
Безусловно, использование всех библиотечных фондов, обслуживающих подразделений вуза также является правом любого преподавателя.
При веских причинах и способности подкрепить свою точку зрения фактами, старший преподаватель может оспорить приказ либо распоряжение заведующего кафедрой, декана либо ректора вуза.
Груз ответственности
Многообразие обязанностей навлекает на старшего преподавателя большую ответственность по нескольким пунктам:
- Недостаточный уровень организации и выполнения учебной и учебно-методической работы на кафедре.
- Меньший объем проведенных занятий по сравнению с планированием.
- Недостаточно высокие требования к подготовке студентов при выполнении ими контрольных, курсовых и дипломных работ.
- Несоответствие учебных занятий расписанию, утвержденному ректоратом.
- Административные и уголовные правонарушения в пределах действующего законодательства.
- Причинение материального ущерба как кафедре, так и студентам.
- Невыполнение обязанностей, прописанных в Уставе вуза, действующих правовых актах и должностной инструкции преподавателя.
Перспективы развития
При активной работе и серьезном отношении к своему непростому делу старший преподаватель вполне может рассчитывать на должность доцента. Чтобы ее занять, сотруднику необходимо иметь необходимую квалификацию, подтвержденную научными публикациями, опытом научно-педагогической работы в вузе, рекомендациями сотрудников кафедры. Вопрос о таком назначении решает руководитель кафедры – он рекомендует кандидата Ученому совету и ректорату. Заседание Ученого совета вуза решает, стоит ли продвигать старшего преподавателя вверх по непростой карьерной лестнице.
Старший тренер-преподаватель
Непростая и многогранная должность в разных учреждениях имеет свою специфику. В учреждениях образования, физкультуры и спорта основная деятельность старшего преподавателя совмещается с его тренерскими обязанностями. Организация учебного процесса неразрывно связана с организацией плодотворных тренировок. Для старшего тренера-преподавателя обязательно профессиональное образование и стаж не менее двух лет. Также к списку требований относится дееспособность, отсутствие судимостей и проблем со здоровьем.
Старший тренер-преподаватель должен знать методику изложения материала, а также особенности физического развития разных возрастных групп учащихся. Также он должен быть в курсе новейших методов спортивной подготовки, диагностики конфликтных ситуаций. Обоснование своей позиции и работа с родителями воспитанников – важный навык успешного тренера-преподавателя.
Главные обязанности включают в себя:
- Отбор наиболее перспективных воспитанников.
- Их дальнейшее спортивное совершенствование.
- Учебно-тренировочная и воспитательная работа.
- Проведение теоретических занятий.
- Анализ достижений каждого воспитанника.
- Обеспечение повышения уровня общефизической, теоретической, моральной, волевой и технической подготовки воспитанников.
- Профилактическая работа против допинга.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья во время образовательно-тренировочного процесса.
- Общая координация работы тренеров-преподавателей, консультации и методическая помощь.
Права старшего тренера-преподавателя совпадают с отмеченными ранее.
А как у них?
В странах Западной Европы аналогом должности старшего преподавателя является Senior Lecturer (старший лектор). В США эта должность называется Associate Professor. В целом, права и обязанности старшего лектора совпадают с описанными ранее. Многие западные университеты делают упор на творческий характер работы старшего преподавателя, его активное служение обществу в целом.
Коротко о главном
Наставник, воспитатель, куратор, научный руководитель – старший преподаватель действительно должен быть мастером на все руки. Талант к преподаванию должен совмещаться в таком человеке с огромным энтузиазмом и работоспособностью. Плох тот старший преподаватель, у которого в мечтах нет пункта «стать доцентом», а потом и «стать профессором».