Габит Мусрепов - жемчужина казахской литературы
Великолепные сравнения, метафоры и эпитеты, собранный и изящный стиль – так описывают критики творчество этого писателя. Вряд ли есть человек, который о нём не слышал. Его книги пронизаны чувством любви к Родине, живым и хорошим языком автор знакомит читателей со своими героями. Произведения отличаются умением ярко и точно донести мысль, раскрыть характер персонажей, показать их чувства. «Ювелир слова» - именно так отзываются литературоведы о казахском писателе Габите Мусрепове.
Годы учёбы
Габит Махмутович Мусрепов (1902 – 1985) – народный писатель, критик, литературовед, историк, переводчик, один из основоположников литературы и драматургии Казахстана. Родился в посёлке Жанажол Костанайской области. Литературой увлёкся ещё в детстве, обучаясь грамоте в родном посёлке. С детских лет воображение мальчика занимают народные песни и сказки, поэмы «Ер-Таган», «Кыз-Жибек», «Кобланды-батыр». Затем близкие родственники увозят его в Убаганский район и отдают в двуклассное русское училище.
Проучившись там один год, он поступает в русскую школу 2-й ступени. При содействии своего учителя Отетлеулова Бекета, Габит Мусрепов продолжил обучение в Преснегорьковской школе, в которой проводит годы революции. Отетлеулов сыграл в жизни писателя важную роль. Как вспоминал писатель, любимый педагог неустанно ему повторял, что талантливый человек должен иметь высокие цели. Впоследствии его советы и наставления не раз выручали Габита.
С 1923 по 1926 годы учится на рабфаке в городе Оренбурге. В это время Мусрепов увлекается произведениями русских поэтов и писателей. Особенно его привлекает творчество Максима Горького. Именно на рабфаке были сделаны первые шаги в литературном творчестве. В эти годы Мусрепов знакомится с Сакеном Сейфуллиным, который оказал на его творчество сильное влияние.
Начало карьеры
После рабфака Габит Мусрепов поступает в сельскохозяйственный институт в городе Омске и, окончив обучение, идёт работать в Народный комиссариат просвещения. Занимает ответственные посты в Казахском издательстве, работает редактором газеты «Социалистический Казахстан» и становится председателем Комитета искусств.
Габит Мусрепов начинал свой путь с самых низов издательского дела. Уже в начале карьеры он показал себя как талантливый, блестящий журналист. Как говорил сам писатель, газета стала для него замечательной школой, она дала отличные сюжеты для его будущих произведений, научила поднимать насущные жизненные вопросы, видеть и понимать жизнь.
Творческий путь
Первую повесть «В пучине» Габит Мусрепов посвятил теме гражданской войны. Произведение вышло в свет в 1928 году и сразу вызвало интерес читателей, так как речь в ней шла о людях, прошедших испытания революцией, о их нелёгкой борьбе за счастье и свободу. Следом появляются рассказы и повести: «Первые шаги», «Қос шалқар», «Побеждённая стихия», «Туннель» и серия новелл о женщине-матери.
В это же время Мусрепов пишет пьесы. Габит Мусрепов, как типичный представитель того времени, как многие его коллеги был «многостаночником». Он писал пьесы, прозу, сценарии, переводил на казахский язык произведения русских авторов. В частности, статьи и роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», пьесу К. Симонова «Русские люди» и многое другое. Критики высоко оценили эти переводы, Мусрепов сумел передать дух писателей, очень точно раскрыть идею произведений и показать чувства героев.
Своё время
Один из первооткрывателей литературы на военную тему, Габит Мусрепов, заявил о себе как талантливый писатель, который воспевает подвиги соотечественников. Роман «Солдат из Казахстана» прославил казахскую литературу во всём мире. Впервые свет увидело произведение, в котором рассказывалось о казахском юноше, участвовавшем в Великой битве XX века. Это одно из лучших произведений, повествующих о судьбе казахского народа. Блестящая вещь, которая показывает, как парень из Казахстана воюет против фашистов.
В романе автор прослеживает жизнь героя с детства, открывает перед читателем путь взросления персонажа, его духовную эволюцию - чувства, мысли, характер. Грамотно вводит в произведение дополнительные персонажи, помогающие раскрыть образ главного героя. Их объединяет интернационализм и мужество, пронизывает чувство любви к Родине.
В 1953 году выходит роман «Пробужденный край» - первая книга трилогии о трудовом подвиге казахского народа, о карагандинцах, о жизни рабочих до революции, о том, как зарождался и формировался рабочий класс в Казахстане. Роман «Во власти чужих» - продолжение, вышел в 1974 году.
Всё творчество Габита Мусрепова пронизано искренней любовью к Родине, воспеванием казахского народа. Стиль его произведений эмоционально окрашенный, витиеватый и многослойный, как и его родной, казахский язык, похож на причудливые узоры на домотканном ковре. Неудивительно, что Габит Мусрепов уже через несколько лет вошёл в тот небольшой костяк важных деятелей Казахстана и получил мировую известность.
«Улпан»
Пожалуй, роман Габита Мусрепова «Улпан её имя» - это вершина творчества. По колориту этому роману нет равных. В нём описывается жизнь одной из жён казахстанского правителя. Он, своего рода, логическое продолжение цикла рассказов о женщине: страдающей, борющейся, любящей, заботливой. Автор, как истинный художник, любит отважных, гордых, самоотверженных, непокорных и мужественных людей. Таковы герои и его «Сказания об орлятах», «Материнского гнева», «Мужества».
Драматург
Значительный вклад внёс Габит Мусрепов и в развитие казахской кинодраматургии. В 1934 году он пишет музыкальную драму «Кыз-Жибек», которая имела ошеломительный успех. Опера, созданная по этому сюжету, вошла в Золотой Фонд Казахстана. В 1936 году он, в соавторстве с В. Ивановым и Б. Майлиным, пишет сценарий фильма «Амангельды». Вскоре на сценах театров показывают его «Ахан-серэ и Актокты», «Обнажённый клинок», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». В 1954 году по его сценарию выходит фильм «Поэма любви».
Творческий труд Габита Мусрепова отмечен многими высокими наградами. Самое главное - любовью и благодарностью соотечественников. Его творчество, как и биография Габита Мусрепова, это свидетельство великой любви и преданности своему народу. Как говорил о себе сам писатель, он истинный сын своей степи, которая вскормила и вспоила его. В казахской литературе он навсегда останется как зачинатель и талантливейший деятель культуры, как верный сын своего народа.