Ижевский мотоциклетный завод: продукция, фото, контакты
День рождения мотоцикла - 29 августа. В этот день в 1885-м году изобретательный немец и инженер по профессии, Готлиб Даймер, провел испытания бензинового двигателя собственного изобретения. Конструкция, на которую был установлен прототип мотора, являлась двухколесной и резво двигалась. Так был изобретен мотоцикл.
В России эра мотоциклов началась позже. Ижевский мотоциклетный завод был лидером в своей отрасли. Легендарные модели мотоциклов и сегодня можно встретить в каждом городе и поселке страны. Большой модельный ряд, возможность ремонта буквально «на коленке» в любом гараже, высокие эксплуатационные качества, невысокая стоимость - любители мототехники марки ИЖ могут ностальгически перечислять преимущества и находить новые поводы для возрождения производства.
Первые пробы
Попытки создать собственный мотоцикл в России начались еще до революции, в 1913-14 годах. Планировалось собирать легкие модели из швейцарских деталей на базе завода «Дукс» (Москва). Планы разрушила Первая мировая война, а после революция 1917 года. Следующая попытка, более удачная, была предпринята в 1924 году конструкторским бюро под управлением П.Н. Львова. Инженеры смогли спроектировать и выпустить в 1925 году модель легкого мотоцикла, назвали ее «Союз».
Он имел прогрессивную, на тот момент конструкцию, основными преимуществами стали двигатель объема в 500 кубов и пружинная подвеска на заднем колесе. Массового производства не последовало, опытный образец прошел некоторые испытания и на этом дело закончилось, поскольку профиль завода «Дукс» был изменен. Спроектировать и запустить производство мотоциклы отечественных марок удалось в 1928 году. Базой для установки мощностей стал Ижстальзавод. Разрабатывали первый мотоцикл в специально созданном бюро мотоциклостроения, главным инженером и руководителем которого стал легендарный конструктор Петр Можаров.
Старт на пятерку
П. Можаров был влюблен в мотоциклы и по родному Ижевску передвигался на немецком образчике мототехники. С его подачи на Ижстальзаводе была открыта мастерская, и всего за один год было создано 5 пробных мотоциклов ИЖ. Все они прошли испытания и готовились к пробегу Всесоюзного значения. Самый первый советский мотоцикл ИЖ-1 увидел мир 17 сентября в 1929-м году, весил 300 килограммов. Модельный рад и характеристики первых мотоциклов:
- ИЖ-1 и ИЖ-2. Были созданы для прохождения по трудным дорогам сельской местности. В оснащении - рядный двигатель с двумя цилиндрами, стальная рама повышенной надежности, механическая коробка передач скоростей, из прессованных деталей создана внешняя однобрусная рама, большим плюсом был яркий свет и еще некоторые новшества. Модель ИЖ-2 - это модернизированный ИЖ-1. Но в конечном итоге у первого мотоцикла было еще одно преимущество, важное для страны, где с личным транспортом было проблематично. На ИЖ-1 могли ехать четыре пассажира, два на мотоцикле и двое в коляске.
- ИЖ-3. Главным преимуществом этой модели стал двигатель марки «Вандерер» у которого коленчатый вал расположен поперечно. Привод движения заднего колеса (цепь) был помещен в герметичный кожух заполненный маслом.
- ИЖ-4. Был оборудован двухтактным двигателем с одним цилиндром марки «Шток», заднее колесо приводилось в движение валом. Эта модель была самой легкой в первой пятерке.
- ИЖ-5, или «Композиция». В конструкции использовались агрегаты мотоцикла марки «Неандер», дополнительно была разработаны передняя вилка, была изменена рама прототипа.
Испытания на трассе
Презентация мотоциклов произошла на Всесоюзном мотопробеге в 1929 году. Соревнования проводились во второй раз в своей истории. Мотоциклы ИЖ успешно преодолели трассу в 3300 километров, а также смогли проехать из Ижевска в Москву. По итогам соревнования, модель ИЖ-4 была рекомендована в массовое производство. Но, «Ижстальзавод» ввиду загруженности не смог приступить к серийному выпуску. Можаров вместе с группой конструкторов переезжает в Ленинград, где начались работы по конструированию легкого мотоцикла марки Л-300.
Довоенный серийный выпуск
До тридцатых годов массового производства мотоциклов в СССР не было, но вопрос о закладке предприятия рассматривался. Для серийного выпуска мототехники требовались не просто сборочные цеха, а завод, где изготавливаются все детали, инструменты, где есть персонал способный справиться с задачами на всех уровнях. Решение было принято в пользу Ижевска, где был расположен ружейный завод Березина, он то и стал базой для нового предприятия. Ижевский мотоциклетный завод первоначально именовался Опытным мотоциклетным заводом.
Первоначально планировали к выпуску «НАТИ - А-750» (тяжелая модификация). В его характеристиках значился V-образный двигатель с двумя цилиндрами, объем двигателя 747 кубов, расчетная мощность составляла 15 л.с. Первые четыре образца этой модели были изготовлены к празднику Первомая 1933 года. Параллельно с тяжелой моделью мотоцикла изготовили несколько легких образцов ИЖ-7. В итоге к серийному выпуску был допущен мотоцикл легкой модели, но с существенными изменениями, которые потребовались в борьбе за «снижение трудоемкости». Конечный вариант модели ИЖ-7 потерял багажник, щитки, ручка газа была заменена на поворотную манжетку, были сделаны и другие упрощения.
В 1933 году Ижевский мотоциклетный завод выпустил 111 машин. Темпы выпуска наращивались, одновременно с этим шли работы конструкторского бюро, где разрабатывались новые модели и модернизировались уже имеющиеся. В 1938 году начался выпуск мотоцикла ИЖ-8 с двигателем на 300 кубов. Мощность техники увеличилась до 8 лошадиных сил.
В 1940 году Ижевский завод по производству мотоциклов приступил к выпуску модели ИЖ-9. Рабочая мощность машины уже составляла 9 лошадиных сил. Параллельно начались работы по внедрению модели ИЖ-12, в основу которой была положена модель Л-8, разработанная в Ленинградском конструкторском бюро. Планировалось запустить массовое производство в 1941 году, но грянула война.
Послевоенный прорыв
В период военных действий Ижевский мотоциклетный завод был ориентирован на выпуск пулеметов, стрелкового оружия. Возрождение мотоциклостроения началось практически сразу после Победы, в 1946 году. По закону о репарациях из Германии в Ижевск доставили чертежи и оборудование немецких заводов, что дало мощный толчок для развития. На предприятии было создано новое конструкторское бюро, и началась подготовка к производству новой модели мотоцикла ИЖ-350, в основу конструкции был заложен немецкий образец DKW-350.
Прототип германской промышленности был адаптирован под советские требования и возможности сопутствующих производств. Сборка мотоциклов ИЖ началась на оружейном заводе. С этого момента Ижевский мотоциклетный завод становится лидером по производству мотоциклов в Советском Союзе.
Доступно и качественно
До конца 60-х годов, наращивались объемы производства, основной акцент был сделан на конструировании и выпуске спортивных моделей техники, тон задавал Ижевский мотоциклетный завод. Продукция, выходившая с конвейера, была востребована как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В 1946 году на предприятии модернизировали первую послевоенную модель мотоцикла. Осовремененный образец лишился устаревшей параллелограмной вилки, взамен нее была сконструирована телескопическая. Мощность двигателя увеличилась до 14 лошадиных сил, существенным изменениям подверглась подвеска. Ее новая конструкция давала более мягкий ход и амортизацию при движении.
За период пятидесятых годов в серийное производство вышли четыре новых модели мотоциклов. Первым в ряду вышел мотоцикл ИЖ-49. Модель снабжалась одноцилиндровым двигателем с системой охлаждения и двойной продувкой, модернизированной подвеской заднего колеса, телескопической вилкой. Коробка передач скоростей имела три позиции. Мотоцикл идеально подходил для покорения бездорожья в сельской местности. Также были выпущены ИЖ-50, 54 и 55. Мощность мотоциклов выросла до 18-19 лошадиных сил.
Расцвет периода застоя
С 1966 года на мотозаводе в Ижевске стали выпускать новые модели дорожных мотоциклов. Кроме новых характеристик у техники появились новые названия, теперь ставшие легендарными: «ИЖ Планета» и «ИЖ Юпитер». Мотоцикл «ИЖ Планета» выпускался на базе модели ИЖ-56. Для новой семьи мотоциклов был модернизирован бензобак, изменена конструкция седла, щитков (переднего, заднего), глушителя.
«ИЖ-Юпитер» также создавался на основе мотоцикла ИЖ-56. Для новой серии был сконструирован принципиально новый мотор с двумя цилиндрами, двухтактный с двухструйной продувкой системы воздушного охлаждения. Рабочая смесь двигателя приготавливалась в карбюраторе, воспламенялась от электрической искры в цилиндре. Также был сделан еще большой ряд новшеств.
С 1971 по 1975 годы с конвейера предприятия вышли мотоциклы дорожных моделей «ИЖ Планета-3», «ИЖ Юпитер-3», «ИЖ Планета Спорт», «ИЖ Юпитер-3К». К этому моменту оснащение производства было на высоком уровне и возможности предприятия существенно увеличились. В конструкторском бюро работы над новыми моделями, усовершенствование традиционных "ижей" происходили быстрыми темпами, сказывался опыт и возможности крупного завода. Некоторым моделям мотоциклов был присвоен Знак качества, чем гордился Ижевский мотоциклетный завод. Запчасти ко всем моделям техники можно было приобрести повсеместно по всей стране.
Мотоцикл «ИЖ Юпитер» имел пять моделей с разным набором качеств, наибольшее количество модификаций получил мотоцикл «ИЖ Юпитер - 5», их насчитывалось 22 наименования. Модель «ИЖ Планета» имела пять вариантов, самой популярной моделью был мотоцикл «ИЖ Планета Спорт».
До 2000-х годов
К началу 80-х годов на предприятии был запущен в строй новый высокоавтоматизированный производственный комплекс. Его расчетная мощность выпуска составляла 450-т тыс. мотоциклов в год. В течении 1981-82 гг. на заводе выпускалась мототехника моделей «ИЖ Юпитер - 4» и «ИЖ Планета -4». В 1985-м году в производство запустили модель «ИЖ Юпитер - 5», а в 1987 году вышел в свет мотоцикл «ИЖ Планета - 5». Для этой модели был разработан редизайн внешнего вида и двигатель мощностью 22-е л. с. Вскоре современный внешний вид был уже на всех выпускаемых мотоциклах ИЖ.
До начала 90-х годов в конструкторском бюро спроектировали новые модели мотоциклов, в основе разработок лежал японский двигатель ХТ-550. Техника получила название «Орион», «Марафон», «Спринтер», модели отличались передовыми техническими характеристиками, стильным дизайном и сулила большие перспективы при реализации проектов.
С 1992 по 1996 годы на Ижевском заводе мотоциклов делают уникальную разработку – грузовой модуль ИЖ 9.604 ГР и боковой прицеп ИЖ 9.204. Дополнительные модули были сконструированы таким образом, чтобы устанавливать на любую модель мотоциклов «Юпитер» и «Планета». Чтобы установить грузовой модуль требовалось снять заднее колесо мотоцикла и закрепить дополнительный отсек, таким образом, получался трехколесный мотоцикл грузового назначения.
В течение трех лет (1995-1998 гг.) на заводе разрабатывались новые двигатели и самовсасывающийся центробежный насос. В 1997 году был разработан мотоцикл для транспортировки противопожарного оборудования ИЖ 6.92001, а также грузовая модель ИЖ 6.920 ГР. К 2000-му году на предприятии заявили о разработке конструкции нового мотоцикла в стиле чоппер (Иж 6.113-05), рабочее название – «Юнкер».
Перемены
За время своего существования Ижевский мотозавод помимо выпуска мотоциклов занимался производством продукции военного назначения и до 1988 года на предприятии лежал гриф секретности. Охотничьи ружья, выпускаемые на Ижевском мотоциклетном заводе, известны с 1948 года, их массовое производство наладили после окончания войны. Перестройка сильно повлияла на профиль производства, с 1992 года предприятие переименовали в акционерное общество «Аксион».
Завод ИЖмото, занимавшийся выпуском мотоциклов разорился в 2008 году и был официально законсервирован на неопределенный срок. В последнее время в СМИ стали появляться публикации о заинтересованности предпринимателей Китая возродить Ижевский мотоциклетный завод. Фото разработок, не получивших серийное производство, исторические модели первых машин и сегодня производят огромное впечатление.
Надежды
Сегодня цеха, где раньше выпускались мотоциклы, пустуют. По сведениям людей сумевших осмотреть производственную базу, от предприятия осталась лишь загороженная территория, где некогда был Ижевский мотоциклетный завод. Контакты таковы: Удмурдская Республика, г. Ижевск, ул. Телегина, строение 30.
Согласно официальной информации, ООО Ижевский мотоциклетный завод (Ижевск) занимается производством мотоциклов, мопедов, мотоциклетных колясок и велосипедов. В 2014-м году появились публикации о возможной реинкарнации мотоциклов ИЖ. Проектом заинтересовались в Китае, были предположения что китайская сторона разместит в Удмуртии собственное производство мототехники и обсуждалась возможность выпуска мотоцикла серии ИЖ-7, но как обстоят дела на сегодняшний день, неизвестно.