Работа с титановыми белилами

Один из двух видов белил, наиболее часто используемых в современной живописи – белила титановые. Они превосходят по некоторым своим качествам другие популярные типы – свинцовые и цинковые.

Предыстория: свинец

Белая краска использовалась художниками с давних времён. Ещё в первом веке до нашей эры римский историк Плиний описывал процесс создания белил из свинцовых опилок с применением уксуса. Впоследствии в каждой крупной европейской стране была разработана своя технология производства свинцовых белил. Они повсеместно использовались в живописи, иконописи, для технических нужд. Однако свинец – чрезвычайно токсичный материал. Вред, нанесённый свинцовыми белилами профессиональным художникам и строителям, а также беднякам, занимавшимся их производством, невозможно подсчитать.

Цинк

Существовали альтернативные красители – костяные белила, изготавливавшиеся из костей ягнят, белила из мела, яичной скорлупы и даже жемчуга. Но все они были крайне редки, сложны в производстве, и потому дороги. Из-за этого художники продолжали пользоваться отравляющими свинцовыми. Более распространённые виды - каолин, сурьмяные, сернистые, свинцово-оловянистые – всё же не дотягивали до объёмов производства свинцовых белил.

Это продолжалось до 1780 года, когда двое французских химиков, Бернар Куртуа и Луи Бернар Гитоне де Морво, принялись за поиски менее опасной краски. Их выбор пал на оксид цинка, на основе которого получались слаботоксичные белила. Проблема заключалась в их цене. Цинковые белила стоили в четыре раза дороже свинцовых, поэтому многие художники остались верны старому материалу.

Титан

В конце XVIII века англичанин Уильям Грегор и немец Клапрот открыли ранее неизвестный металл, который впоследствии заменил свинец в массовом производстве белил. Но до начала XX века титан считали бесполезным, ни на что не годным металлом. Лишь в 1908 году европейские химики нашли ему применение – двуокись титана стали использовать в производстве нового типа белил. Начиная с 1920 года, в Европе был налажен массовый выпуск титановых белил, почти полностью вытеснивших свинцовые с рынка. До России новшество добралось лишь к тридцатым годам прошлого столетия. Благодаря этому факту исследователям удаётся отличать подлинные произведения начала века от фальсификаций: нерадивые копиисты не учитывают, что русские авангардисты писали в основном с применением свинцовых белил, впоследствии вытесненных титановыми.

Сравнение разных видов белил

  • Токсичность. Свинцовые белила отличаются крайней токсичностью, и в настоящее время используются исключительно в художественных красках. Международная ассоциация охраны труда запрещает покраску стен жилых помещений с применением свинцовых белил. Мужчинам-малярам до восемнадцати лет и женщинам любого возраста запрещается работать со свинцом. Цинковые белила слаботоксичны, не представляют угрозы жизни, а титановыми можно писать безо всякого вреда для здоровья.
  • Кроющая способность (укрывистость). Цинковые белила обладают наиболее низкой кроющей способностью, благодаря чему их с успехом применяют в классической живописи лессировками. Титановыми белилами лессировки делать непрактично, так как их укрывистость гораздо выше (2,7). Зато они отлично подойдут для более плотной живописи а-ля прима – этот пигмент хорошо перекрывает другие цвета.
  • Оттенок. Цинковые белила обладают чуть тёплым тоном, титановые – холодным.
  • Стойкость. Цинковые белила, особенно при большой толщине красочного слоя, со временем покрываются трещинами. С титановыми белилами этого не происходит – одна из их разновидностей так прочна, что используется для покраски космических кораблей. Свинцовые белила также очень прочны – именно им обязаны своей сохранностью работы старых мастеров.

Другие особенности титановых белил

Со временем работа, написанная титановыми белилами, может приобрести синеватый оттенок. В масляной живописи эти белила стоит использовать с осторожностью. Их не рекомендуется смешивать с некоторыми другими красками: лазурью, кобальтами, кадмиями. При смешении с ними может возникнуть эффект разбеливания, и образуются непрочные красочные соединения. Титановые белила желтеют со временем. Двуокись титана при смешении с органическими пигментами со временем может обесцветиться. Не рекомендуется покрывать работу с использованием титановых белил масляным копаловым лаком – потемнение неизбежно.

Из-за всех этих недостатков в середине двадцатого века художники отказались пользоваться титановыми белилами. Их производство было приостановлено. Но другие белила титановые ­– акриловые, гуашевые или темперные производились теми же темпами. Они с успехом продолжали использоваться многими живописцами. Белила титановые масляные тоже недолго пробыли в забвении – их высокая укрывистая способность, нетоксичность и относительная дешевизна вернули их на прилавки, и сегодня каждый может на практике определить, приемлемо ли для него их использование.

Комментарии