Староладожский канал вчера и сегодня
Одним из грандиозных сооружений, которым Россия обязана царю Петру Первому, является Староладожский канал. В свое время он сыграл огромную роль в развитии государства, обеспечив бесперебойную торговлю с Европой и не только. Двести лет по каналу ходили грузовые суда. Сегодня это место, где жители Ленинградской области любят отдыхать и рыбачить. Многие из них имеют дачи в СНТ "19 км Староладожского канала".
Географическая справка
Кому из россиян не известно легендарное Ладожское озеро? Ведь оно стало спасительным мостиком для тысяч ленинградцев во время блокады. Именно вдоль побережья этого озера и протянулся Староладожский канал. Шлиссельбург и Новая Ладога – города, на территории которых располагаются его конечные шлюзы. Канал соединяет две реки – Неву и Волхов. Его длина составляет 117 километров. Параллельно Староладожскому идет Новоладожский канал.
Предпосылки строительства
Как известно, в 1703 году императором России Петром первым было начато строительство города в дельте Невы, которому в будущем отводилась роль столицы. Задумка была грандиозной, но воплощение ее серьезно затруднялось особенностями местности, выбранной под застройку. Ее окружали многочисленные болота и мелкие реки, поэтому подвоз материалов можно было осуществлять только зимой, когда водоемы покрывались толстым льдом. Что же касается Ладожского озера, то оно отличалось буйным «нравом» и погубило не одну сотню судов вместе с людьми и ценными грузами. Кроме того, те суда, которые шли по Вышневолоцкому водному пути от Волги к Балтике, просто не были рассчитаны на путешествия по озеру по причине своей низкой осадки. Шторма, бушевавшие на Ладожском, мало отличались от морских и вертели такими кораблями словно щепками.
А будущую столицу нужно было строить. И для этого, помимо всего прочего, нужно было наладить торговое сообщение с Европой. Оптимальным решением Петр Первый посчитал создание канала, который пойдет в обход озера и соединит Балтику с североевропейскими странами. Изначально он назывался каналом Императора Петра Великого, затем Петровским, Ладожским, а сегодня известен как Староладожский канал. История его началась в 1718 году с указа Петра I о начале строительства.
Строительство канала при Петре
Спустя полгода после вышеупомянутого указа в России началась третья по масштабам стройка эпохи Петра Первого (первая и вторая – это Петербург и Кронштадт).
Согласно проекту, Староладожский канал должен был иметь ширину 25 километров и протяженность 111 километров, беря свое начало в окрестностях Новой Ладоги и «финишируя» в Шлиссельбурге. Шлюзами его изначально планировалось не оснащать.
Стройка обещала быть непростой и очень затратной. Государь даже ввел по всей России специальный «канальный» налог, составлявший 70 копеек с каждого крестьянского двора и 5 копеек с каждого рубля, заработанного купцами.
Петр I лично принимал участие в воплощении своей задумки. Ему принадлежат первые наброски канала. Кроме того, царь, собственноручно перевозил на тачках землю к будущей плотине в первый день строительства.
С 1719 по 1723 год работами руководил генерал-майор Скорняков-Писарев, привлекший к строительству огромное количество людей: крепостных, вольнонаемных и солдат (всего – 60 тысяч человек). Многие из них погибли, не выдержав сурового климата и тяжелых условий работы. Это, а также Северная война, тормозили дело, которое Петр планировал завершить за два года.
В 1773-м, прибыв на место событий и оценив ситуацию, государь остался крайне недоволен темпами работ. Скорняков-Писарев и его помощники – мастеровые немцы – были арестованы, а куратором строительства Петр назначил другого генерал-лейтенанта - Бурхарта-Христофор фон Миниха.
Дело пошло живее – Староладожский канал рос как на дрожжах. Миних привлек к земляным работам военных, что ускорило процесс; а также предложил добавить в проект шлюзы, которые должны были защищать канал от колебаний воды в Ладожском озере.
Свои коррективы в планы Петра внесла Персидская война, куда была переброшена большая часть служивых, участвовавших в стройке, но кардинально это ситуацию не поменяло.
К октябрю 1724 была готова часть канала, соединяющая Новую Ладогу с деревней Дубно. По этому участку Петр Первый даже успел прокатиться, и данный приезд на канал стал для него последним.
Строительство при Екатерине Первой
Умершего Петра на престоле сменила Екатерина Первая. При ней строительство на какое-то время заморозилось, но Миних, болевший за проект не меньше, чем покойный государь, добился, чтобы работы были возобновлены. С 1728 года Староладожский канал продолжали строить ударными темпами.
Оставался последний участок, но он оказался самым сложным из-за каменистых грунтов. На небольшой отрезок, соединяющий реки Кобону и Неву, ушло целых 2 года.
Строительство канала было завершено в октябре 1730-го.
Открытие Староладожского канала
Так уж получилось, что открывать детище Петра Первого довелось не его преемнице и жене Екатерине Первой, а их племяннице Анне Иоанновне, сменившей Екатерину на «посту».
Торжественная церемония открытия состоялась 19 марта 1730 года. В ходе ее императрица Анна лично разрушила лопатой последнюю стенку (перемычку) на территории города Шлиссельбург.
По каналу, ставшему самым крупным гидросооружением Старого Света, начали ходить суда.
Первые годы эксплуатации
Первое время водная транспортировка грузов осуществлялась методом конной тяги. Дорога вдоль Староладожского канала постоянно была заполнена лошадьми (или, реже, бурлаками), которые при помощи бечевок тянули суда.
Обслуживанием процесса занимались военные, а также добровольцы из гражданских.
Запуск нового сооружения очень быстро преобразил прилегающие к нему территории. Мощный толчок к развитию получили торговля, рыболовство, земледелие, ремесленничество. Население неуклонно росло, строились поселки, деревни и города.
Транспортное значение Староладожского (тогда еще Петровского) канала сложно было переоценить. Кроме того, ему присвоили статус военного стратегического объекта.
Разрушение и возрождение
Десять лет сооружение Петра Первого работало бесперебойно. Но отсутствие надлежащего контроля, ухода и обслуживания сыграли свою негативную роль. Канал стал разрушаться. Приходили в негодность шлюзы, откосы обваливались, воды стало мало, она была сильно замусорена.
В таком плачевном положении дел обвинили Миниха. По решению суда генерал-лейтенант был отправлен в ссылку в Сибирь.
Исправить ситуацию в 1759-1762 пытался А. П. Ганнибал (он же – арап Петра Великого), но безуспешно. И только вернувшийся из ссылки по указу Екатерины Второй Миних сумел спасти канал от полного разрушения. Он добился выделения средств из казны на расчистку русла и капитальный ремонт пришедших в негодность сооружений.
Заинтересованная в успехе операции Екатерина лично проводила осмотр канала, и по ее инициативе он получил новый вход. Несколько позже еще один вход появился в Шлиссельбурге. Все это повысило пропускную способность водной артерии, и суда по ней стали ходить еще активнее. Помимо грузовых, здесь начали осуществляться также и пассажирские перевозки на специальных лодках – трешкотах. Навигация продолжалась от ста до двухсот дней в году.
Появление «преемника»
Российское государство развивалось, росли масштабы торговли, и Староладожскому каналу стало сложно выполнять возложенные на него «обязательства». Поэтому в начале 19 столетия было решено построить еще один канал.
Строительство последнего началось в 1861 году, а закончилось уже в 1865-м. Изначально канал носил имя Александра Второго, инициировавшего этот проект, а затем стал называться Новоладожским.
Именно это сооружение, с более мощными и современными шлюзами, имевшее ширину 50-60 метров, взяло на себя основной «удар». А Староладожский (он же Петровский) канал, судоходство по которому прекратили еще после засухи 1826 года, оказался на «вторых ролях». По нему «проводили» плоты, барки с сеном, а также пустые суда, возвращавшиеся из Петербурга.
Когда же в начале века 20-го параллельно каналам проложили железную дорогу, резко снизилась востребованность обоих водных артерий.
Староладожский канал сегодня
Что же представляет из себя сегодня Староладожский канал? Фото его удручают… Он практически пересох и зарос камышами и травой. Грандиозный проект Петра Великого имеет достаточно жалкий вид – на большинстве участков его ширина не превышает и метра. Лучше всего выглядит та часть канала, которая проходит по территории Шлиссельбурга – зарослей там не очень много и даже кое-где можно проплыть на небольшой лодке. Дно водоема укрыто толстым слоем ила, а проточного течения практически нет.
И тем не менее гидросооружение продолжает оставаться на слуху в регионе. Так, например, в СМИ нередко можно встретить информацию о ДТП на Староладожском канале, когда неудачливые водители слетают с трассы и попадают прямо в воду. Многие из таких происшествий, увы, оканчиваются смертельными исходами.
Но не только по таким плачевным поводам вспоминают местные жители канал. Во-первых, на его побережье находится садоводческое некоммерческое товарищество, которое так и называется – "19 км Староладожского канала"; а во-вторых, здесь можно неплохо порыбачить!
Садовое товарищество
Много лет назад землю в окрестностях канала облюбовали садоводы-любители. Государство выделяло людям здесь участки, и они с удовольствием обживали их, строя домики и выращивая фрукты с овощами. Один из таких объектов - СНТ "19 км Староладожского канала". Он находится в живописной местности, со всех сторон окружен лесами, где летом полно грибов, а зимой можно покататься на лыжах. Березки, сосны и ели растут и на участках у садоводов.
Участок земли в СНТ "19 км Староладожского канала", отзывы о котором преимущественно положительные, - это мечта многих городских жителей, которые хотят получить возможность периодически отдыхать от суеты мегаполиса на лоне природы.
К товариществу ведет заасфальтированная дорога, на самом объекте имеется насосная станция, поливную воду можно брать из колодцев.
Староладожский канал: рыбалка и ее особенности
Сегодня, когда судоходство на Староладожском канале прекращено полностью, он не утратил своей ценности в плане рыбалки. Конечно, она возможна далеко не на всех участках (некоторые сильно пересохли, а к другим не подберешься из-за садовых товариществ или зарослей камыша), но кое-где места вполне «хлебные».
Лучше всего на канале рыбачить с моторной лодки. Но в окрестностях Новой Ладоги немало участков, где удобно забрасывать поплавочную удочку или спиннинг и с берега. Водятся в Староладожском карась, окунь, линь, густера, плотва, ерш, язь, лещ, ротан, судак, щука и некоторые другие виды рыбы. Есть здесь такие измельчавшие места, которые позволяют заходить в воду и «охотиться» на добычу чуть ли не голыми руками. Порадуют рыбаков уловом устья несплавных притоков канала.
Рыбалка возможна в любое время года. Правильно подобрав снасти и наживку, можно рассчитывать на успех.
Староладожский – объект под защитой ЮНЕСКО
Не все знают, что Староладожским каналом, отметившим в прошлом году свое 285-летие, опекается ЮНЕСКО. Организация включила данный объект в список всемирного наследия, поскольку он представляет собой историческую ценность.
К сожалению, на судьбе канала это пока никак не отразилось. Как уже отмечалось выше, он медленно умирает. Воды с каждым годом все меньше, а мусора на берегах все больше. И даже в планах у государства нет масштабной реконструкции Староладожского. Если восстанавливать и будут, то только те участки, которые находятся на территории Шлиссельбурга и Новой Ладоги.
Рукотворное чудо
В мире не так уж много творений рук человеческих, которые потрясают воображение. Петровский канал (он же Староладожский) – один из них. Нашим современникам, избалованным техническим прогрессом, крайне сложно представить, каким образом люди в начале 18 века, без специальных машин и другого оборудования, смогли соорудить такую махину. Сегодня это кажется настоящей фантастикой. Но на самом деле никакого волшебства не было. Просто тысячи строителей пожертвовали своими жизнями во имя реализации мечты Петра Первого и совершили практически невозможное.
Этим жертвам обязаны своим существованием и сам канал, и город, ради которого все затевалось и которому было суждено стать блестящей столицей Российской империи.