Полувагоны: технические характеристики. Полувагоны универсальные
Конструирование грузовых вагонов производится таким образом, чтобы в последующем перевозимые сырье и продукция оставались сохранными. Кроме того, собираться подобное железнодорожное оборудование должно таким образом, чтобы выполнять перевозки можно было бы максимально быстро. Разновидностей грузовых вагонов существуют несколько. Перевозки могут осуществляться, к примеру, хопперами или на платформах. Все эти модели имеют разные технические характеристики. Полувагоны универсальные, однако, на данный момент являются самой распространенной на железных дорогах разновидностью, используемой повсеместно.
Особенности конструкции
Основными отличительными признаками вагонов такого типа являются отсутствие крыши и высокие борта. Перевозимые грузы в данном случае насыпаются или укладываются в кузов сверху — с применением спецтехники. Сегодня на железных дорогах России часто используется и особый вид полувагонов, оснащенный съемной крышей. Преимуществом таких моделей является удобство погрузки в сочетании с возможностью перевозки, в том числе и чувствительных к неблагоприятным атмосферным явлениям продукции или сырья.
Для чего могут использоваться
Предназначены полувагоны для перевозки, прежде всего сыпучих и штучных грузов. Допускается транспортировать в них также мелкокускованные и пакетированные. Так, к примеру, в полувагонах часто перевозятся такие навалочные грузы, как:
- железная руда;
- щебень и гравий;
- пустая порода (на отвалы);
- уголь;
- бревна и пиломатериалы;
- зерно ржи, пшеницы и т.д.
Именно для транспортировки таких грузов и имеют модели без крыши подходящие технические характеристики. Полувагоны рассчитаны обычно на колею в 1520 см, а поэтому эксплуатироваться могут только в России и в странах бывшего СНГ.
Распространенные модели
К настоящему времени на железных дорогах России используется несколько видов универсальных полувагонов. В маркировке каждого из них обычно присутствует цифра 12. Обозначает она именно полувагон. Различаться модели могут по разным признакам: максимальной грузоподъемности, объему, длине, конструкционной скорости, сроку службы.
Технические характеристики
От того, какими параметрами отличается полувагон, зависит, прежде всего, его производительность. В представленной ниже таблице можно посмотреть, какие именно та или иная модель имеет технические характеристики. Полувагоны, рассмотренные в ней, используются на железных дорогах России чаще всего.
Модель | Грузоподъемность (тонн) | Объем кузова (м3) | Максимальная масса тары (тонн) | Длина по осям (мм) | Высота оси от уровня рельс (мм) |
12-70-39 | 75.5 | 90 | 24.5 | 13920 | 1060 |
12-7023-02 | 70.3 | 90 | 23.5 | 13920 | 1060 |
12-7023-01 | 70.5 | 83 | 23.5 | 13920 | 1060 |
12-9765 | 65 | 90 | 29 | 17040 | 1060 |
EAOS | 58 | 71.5 | 20.8 | 14400 | - |
2-7019 | 72 | 77.5 | 22 | 13920 | 1060 |
12-764 | 70 | 74 | 23.5 | 13720 | 1060 |
Размеры полувагона, как видите, могут значительно варьироваться. В зависимости от этого ту или иную модель можно использовать для перевозки разных объемов груза. Производительность полувагонов от этого показателя, однако, практически не зависит. Основное влияние на экономическую выгодность использования той или иной модели оказывает совсем другой фактор. Производительность вагона определяется в первую очередь с учетом его грузоподъемности.
Тормозами все такие модели оснащаются не только пневматическими автоматическими, но и ручными стояночными. Также в большинстве случаев полувагоны имеют автосцепку, предназначенную для скрепления единиц состава без участия человека.
Конструкция кузова
К техническим характеристикам этой основной части полувагона требования предъявляются особые. Рама кузовов моделей такой разновидности укрепляется хребтовой (проходящей по центральной оси) балкой, состоящей из двух сваренных между собой Z-образных профилей. Изготавливается грузовой полувагон обычно из металла. При этом его обшивка имеет корытообразные выштамповки. Укрепляются борта кузова полувагонов специальным каркасом, состоящим из верхней и нижней обвязок, угловых, промежуточных и шкворневых стоек.
Опирается рама кузова вагона на ходовую часть. На ней, помимо всего прочего, размещены элементы тормозного оборудования и ударно-тяговые приборы. В кузове вагона обычно имеются две торцевые дверки. Необходимы они, прежде всего для облегчения работы погрузчиков. Последние при наличии такого дополнения имеют возможность заезжать непосредственно внутрь полувагона. Помимо этого, через дверки накатом часто грузится самоходная техника.
Дно полувагонов обычно оборудовано петлями, скобами и крюками, предназначенными для закрепления грузов. Эти элементы позволяют доставлять товары до места назначения в целости и сохранности.
Погрузочные и разгрузочные люки полувагонов
Кусковое сырье насыпается в такие вагоны, как уже упоминалось, сверху. Разгрузка же при этом может производиться двумя способами. Иногда она выполняется на специальном опрокидывателе с приемной камерой. Но чаще всего навалочные грузы ссыпаются все же через пол, представляющий собой крышки нескольких люков. В этом случае вагон предварительно загоняется на особые пути с приемниками по обеим сторонам. Далее выбиваются держатели крышек для ссыпания груза. Чаще всего полувагоны оборудуются четырнадцатью нижними люками. Иногда их количество составляет 16. У моделей, оснащенных съемной крышкой, имеются также и верхние люки. Используются они для погрузки насыпного сырья или продукции.
Полувагоны специального назначения и хопперы
Именно универсальные модели с разгрузочными люками считаются самыми удобными в эксплуатации, поскольку имеют отличные технические характеристики. Полувагоны специального назначения, однако, также иногда могут использоваться на железных дорогах. Разгрузочные люки в таких моделях отсутствуют, а их боковые стенки являются глухими. Торцевых дверок в их кузовах также не имеется. Используются такие полувагоны в основном для перевозки специальных грузов на закрытых маршрутах.
Очень часто для транспортировки сырья применяются и хопперы. Так называют модели, имеющие вид бункера. Их также можно отнести к одной из разновидностей полувагонов. Кузов у таких моделей представляет собой трапециевидную воронку с расположенными внизу люками. К преимуществам полувагонов этого типа, помимо всего прочего, можно отнести удобство разгрузки.
Самосвалы (думпкары)
Основной отличительной особенностью таких моделей являются невысокие боковые стенки кузова. Размеры полувагона этого типа не слишком большие. Зато при необходимости борта думпкаров легко откидываются. При этом сама платформа вагона может наклоняться в сторону. В результате груз полностью высыпается в приемник. Наклон кузова в думпкарах обеспечивается специальными пневматическими или гидравлическими цилиндрами. Используются такие полувагоны в основном в угольной и металлургической промышленности. В первом случае на них перевозятся вскрышные породы, во втором — скальные или руды. Грузоподъемность думпкаров может достигать 145 тонн и более.
Полувагоны универсальные: производительность
Сегодня по дорогам России и стран бывшего СНГ курсируют в основном только четырех- и восьмиосные модели полувагонов. Вторая разновидность является, конечно же, более производительной. Грузоподъемность четырехосных вагонов не превышает 70-75 т. Различие в данном случае может составлять плюс/минус одну тонну. Некоторые же модели восьмиосных вагонов допускается использовать для перевозки 130 т груза. Иногда РЖД и промышленные предприятия эксплуатируют и более современные дорогие универсальные полувагоны, рассчитанные на 200 т.
Тара
Под этим понятием подразумевается вес порожнего полувагона. Зависит этот показатель в основном от количества осей модели, а также от объема ее кузова. Чаще всего на железных дорогах используются полувагоны массой 21-22 тонны. Однако встречаются и более тяжелые модели, вес которых составляет 29-43 тонны.
Какие заводы занимаются изготовлением
Первые универсальные полувагоны появились в России в 1861 году. Куплены они были за границей для Грушевской железной дороги и предназначались для перевозки угля. Впоследствии инженеры русских заводов скопировали их конструкцию, и такие же вагоны начали выпускаться непосредственно у нас в стране. Сегодня изготовлением подобных конструкций занимается 11 крупных предприятий, расположенных в разных регионах России.
Так, к примеру:
- Уральский вагоностроительный завод, созданный в 30-е годы прошлого века, в год выпускает около 17 тыс. подобных моделей.
- Продукция Тихвинского предприятия этой специализации составляет 12% всего российского рынка.
- Производственные мощности Тверского завода рассчитаны на производство 1000 вагонов разной конструкции в год. Это предприятие, помимо всего прочего, выпускает и пассажирские вагоны.
- Калининградский вагоностроительный завод поставляет продукцию на рынок уже более 150 лет. На настоящий момент он является единственным разработчиком и основным поставщиком на российский рынок думпкаров.
Основным поставщиком полувагонов на российский рынок на данный момент является Уральский завод (УВЗ). Помимо отечественных моделей, РЖД часто используются и изготовленные в Украине на Крюковском предприятии.
Требования ГОСТ
Конечно же, при изготовлении полувагонов, как и любой другой техники, должны соблюдаться определенные стандарты. Так:
- для изготовления несущих конструкций допускается использовать только низколегированные или антикоррозийные стали;
- тормозная система полувагона в обязательном порядке оборудуется композиционными колодками;
- при сборке отдельных элементов должны использоваться соответствующие нормативным документам методы сварки.
Для окрашивания вагонов, согласно нормативам, должны использоваться только предусмотренные ГОСТ лакокрасочные материалы. Маркировку на кузов и раму положено наносить исключительно в местах, предусмотренных чертежами.
Стоимость оборудования
Приобретая полувагон, предприятие обычно обращает внимание на его грузоподъемность, удобство в использовании, год выпуска и срок службы. В основном от этих показателей и зависит стоимость конкретной модели. Оптовые цены на универсальное оборудование начинаются примерно от 650-700 тыс. рублей.
Очень часто предприятия не приобретают железнодорожный грузовой вагон, а берут его в аренду. Стоимость подобной услуги составляет обычно около 700 рублей в сутки.
Комплектация
Вместе собственно с самим полувагоном предприятие-изготовитель, согласно нормативам, должно поставлять покупателю:
- технический паспорт формы ВУ4;
- инструкцию по эксплуатации;
- техническое описание модели.
Также, в соответствии с договором поставки, в комплекте с полувагоном могут идти ремонтная документация и запасные части. Транспортировка приобретенного оборудования к месту эксплуатации производится как груз на своих осях.